
История танка Т-28 могла закончиться в 1937 году. Дело в том, что согласно «Системе танко-тракторного и автоброневооружения
РККА на 2-ю пятилетку» его должен был заменить в производстве колесно-гусеничный танк Т-29.
История последнего началась в 1933 году, когда конструкторское бюро техотдела экономического отделения ОГПУ, в котором работали арестованные конструктора, разработало и изготовило на заводе «Красный пролетарии» в Москве танк ПТ-1. ПТ-1 являлся дальнейшим развитием танка БТ, но в отличие от «бетешки» он имел привод на три пары опорных катков при движении на колесах, а также мог плавать. Параллельно с этим были разработаны пять вариантов «неплавающего танка типа ПТ-1». Они различались размещением вооружения (в одной или трех башнях) и толщиной брони. После обсуждения просчетов, предпочтение отдали трехбашенным вариантам № 4 и 5, которые планировалось воплотить в «металле» в конце 1933 года. По в связи с расформированием КБ ОГПУ, эту работу передали на опытный завод им.Кирова в Ленинграде, который в
1934 году изготовил два трехбашенных колесно-гусеничных танка — Т-29-4 и Т-29-5.
Между собой они отличались бронированием (15-20 мм и 20-30 мм соответственно), массой (16 и 23,5 т), скоростью движения и рядом других параметров. По компоновке и вооружению они были одинаковы. В 1934-1935 годах танки Т-29 прошли обширную программу различных испытаний, в том числе и сравнительных с танками Т-28. При этом отмечалось, что Т-29 «имеет хорошую поворотливость и маневренность, особенно в тяжелых условиях. Скорость Т-29 выше, чем у Т-28 серийного и равноценна с опытным Т-28 (скоростным). По мощности вооружения и броне равноценен Т-
28, но уступает в удобстве обслуживания, так как в главной башне находится два человека, башня должна быть обязательно переконструирована. Более сложен из-за колесного хода».
По результатам испытаний в 1936 году завод им.Кирова изготовил эталонный образец Т-29. В 1937 году планировалось приступить к серийному производству таких танков на Кировском заводе. Одна
ко, эталонный Т-29 имел много недостатков и не удовлетворял требованиям военных. Поэтому согласно постановления Комитета Обороны при СНК СССР № 14сс от 25 мая 1937 года «По вопросу
производства машин на Кировском заводе», последний должен был представить на утверждение проект нового образца Т-29 с утолщенными и наклонными листами из цементованной брони.

Проект такой машины, получившей обозначение Т-29-Ц* (буква <Ц> обозначала, что танк изготавливается из цементованной брони) был разработан под руководством Н.Цейца и 4 июля представлен на рассмотрение наркомам тяжелой и оборонной промышленности Межлауку и Рухимовичу.
Т-29-Ц представлял собой 30-тонную машину с цементованной броней толщиной 30 мм. Ходовая часть состояла из 5 пар опорных катков большого диаметра (на колесном ходу три пары ведущих и две управляемых) и 6 поддерживающих роликов. Вооружение — 5 пулеметов ДТ, 2 ДК и 76 мм пушка Л-20 — размещалось в трех башнях, экипаж состоял из 6 человек.

Проект получил одобрение, и к 1 июня 1938 года предполагалось изготовить опытный образец. Но осенью 1937 года все работы по Т-29-Ц были свернуты**.
Судьба трех изготовленных Т-29 сложилась по-разному. Т-29-5 был разобран в 1938 году. В том же году эталонный образец Т-29 был перевооружен пушкой Л-10 После начала советско-финской войны этот танк был отремонтирован и 13 феврали 1940 года «убыл в распоряжение АБТВ 13-й армии». Однако о боевом применении танка ничего не известно, как нет сведений и о дальнейшей, судьбе этой
машины.
Танк Т-29-4 был передан на НИИБТ полигон, где находился до начала Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года он был передан в состав 22-й танковой бригады, дальше его следы теряются.
*В некоторых публикациях проект Т-29-Ц ошибочно называют проектом «объект 115 ЛКЗ».
**В некоторых публикациях упоминаются два танка Т-29, якобы изготовленные на Кировском заводе в 1937 году. Однако эта информация не подтверждается архивными документами.

442 просмотра(-ов)