Легкий танк БТ-7M


Характеристики

Год выпуска 1938 год
Всего произведено 787
Масса 14,65 т
Экипаж 3 человека
Габариты
Высота 2,42 м
Ширина 2,29 м
Длина 5,66 м
Вооружение
Пушечное 45-мм 20К образца 1934 г. (188 снарядов)
Пулеметное 2×7,62-мм ДТ (2394 патронов)
Бронирование / Наклон бронелистов
Лоб 30 мм 
Борт 13 мм / 90°
Корма 13 мм / 32°
Крыша 10 мм
Днище 6 мм
Ходовые характеристики
Двигатель В-2
Мощность 500 л.с.
Тип дизельный
Скорость на гусеницах — 73 км/ч;
на колёсах — 93 км/ч
Запас хода на гусеницах — 600 км;
на колёсах — 700 км
Давление на грунт 0,78 кг/см2

Описание

 

С декабря 1938 года начался выпуск танка БТ-7М, внешне почти неотличимого от БТ-7. Жесткость корпуса БТ-7М повысили за счет установки раскосов, в днище появился подмоторный люк, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра.

Большая экономичность дизеля позволила сократить возимый запас топлива, отказаться от дополнительных топливных баков на надгусеничных полках. БТ-7М выпускался до 1940 года, некоторое время параллельно с Т-34. В войсках НКВД числилось 163 танка БТ-7М.




Легкий танк БТ-7


Характеристики

Год выпуска 1936 год
Всего произведено 4769
Масса 13,8 т
Экипаж 3 человека
Габариты
Высота 2,42 м
Ширина 2,29 м
Длина 5,66 м
Вооружение
Пушечное 45-мм 20К образца 1934 г. (132 снаряда)
Пулеметное 2×7,62-мм ДТ (2394 патронов)
Бронирование / Наклон бронелистов
Лоб 22 мм 
Борт 13 мм / 90°
Корма 13 мм / 32°
Крыша 10 мм
Днище 6 мм
Ходовые характеристики
Двигатель М-17Т
Мощность 400 л.с.
Тип карбюраторный
Скорость на гусеницах — 73 км/ч;
на колёсах — 93 км/ч
Запас хода на гусеницах — 375 км;
на колёсах — 500 км
Давление на грунт 0,75 кг/см2

Описание

БТ-7 — «быстрый танк» наиболее популярный танк периода 30-х годов. Разработан на базе колёсно-гусеничого танка М.1931 американского конструктора У. Кристи. Танк мог передвигаться как на гусеничном ходу, так и на колёсном (при этом гусеницы снимались и танк двигался на опорных катках), развивая достаточно высокую скорость для бронированной техники. БТ-7 предназначался, в соответствии с теорией глубокой наступательной операции, для развития прорыва в глубину обороны противника и ведения быстрых наступательных операций без поддержки пехоты.

С 1935 года изготовлено 5556 единиц БТ-7 всех типов. Их основные модификации:

БТ-7 — базовая модификация — 4613 единиц. Корпус в основном сварной конструкции, башня конической формы.

БТ-7А — Артиллерийский танк — 156 единиц. Укомплектован башней Т-26-4 от танка Т-26. Вооружение: 76 мм пушка КТ-26 и 2 пулемёта ДТ, масса 13,5 т.

БТ-7М и БТ-7 образца 1937 года — 787 единиц. Установлен дизельный двигатель В-2 мощностью 500 л. с., максимальная скорость движения 62 км/ч на гусеницах, 86 км/ч на колёсах, масса 14,65 т.

Танки БТ-7 широко использовались в боях на всех фронтах, вплоть до августа 1945 года при разгроме Квантунской армии.




Легкий танк БТ-5


Характеристики

Год выпуска 1933 год
Всего произведено 6884
Масса 11,5 т
Экипаж 3 человека
Габариты
Высота 2,25 м
Ширина 2,15 м
Длина 5,76 м
Вооружение
Пушечное 45-мм 20К образца 1932 г. (115 снарядов)
Пулеметное 1×7,62-мм ДТ (2709 патронов)
Бронирование
Лоб 13 мм 
Борт 13 мм 
Корма 13 мм 
Крыша 10 мм
Днище 10 мм
Ходовые характеристики
Двигатель M-5 Liberty Aero
Мощность 400 л.с.
Тип карбюраторный
Скорость на гусеницах — 52 км/ч;
на колёсах — 72 км/ч
Запас хода на гусеницах — 200 км;
на колёсах — 300 км
Давление на грунт 0,65 кг/см2

Описание

БТ-5 появился в 1933 г. Он был быстроходен, имел высокую удельную мощность (отношение мощности двигателя к массе танка) и хорошее вооружение, состоявшее из 45-мм пушки с высокой начальной скоростью снаряда и спаренного с ней пулемета ДТ. БТ-5, оснащенный авиационным двигателем, мог на большой скорости двигаться по местности на своих сравнительно широких гусеницах, и эту способность неоднократно демонстрировал на довоенных маневрах. Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна строил БТ тысячами.

Боевое крещение эти машины получили во время гражданской войны в Испании. Они легко противостояли Pz. I и танкам с 20-мм пушками немецкого и итальянского производства. Затем они использовались для отражения атаки японцев в Монголии, где тоже успешно сражались против японских танков. В 1941 году БТ-5 успешно противостояли танкам Pz. I, Pz. II и Pz. III. Наибольших успехов они достигли при нападении из засад во время битвы за Москву.

Некоторые машины продолжили службу вплоть до 1944 года, например, под Лениградом и в Карелии.

На базе танка БТ-5 строилось большое количество эксперементальных машин. Мостоукладчики, танки подводного хода, плавающие танки, телетанки (радиоуправляемые танки), химические танки и т. д. Танк БТ-5 послужил основой для создания танков БТ-7.




Танкетка Т-27


Характеристики

Год выпуска 1931 год
Всего произведено 3328
Масса 2,7 т
Экипаж 2 человека
Габариты
Высота 1,44 м
Ширина 1,83 м
Длина 2,6 м
Вооружение
Пушечное
Пулеметное 7,62-мм ДТ (2520 патронов)
Бронирование
Лоб 10 мм 
Борт 10 мм 
Корма 10 мм 
Крыша 6 мм
Днище 4 мм
Ходовые характеристики
Двигатель ГАЗ-АА
Мощность 40 л.с.
Тип карбюраторный
Скорость по дороге — 42 км/ч;
по бездорожью — ? км/ч
Запас хода по дороге — 110 км;
по бездорожью — ? км
Давление на грунт ? кг/см2

Описание

Проект первой танкетки, названной «Щитоноска», был разработан в 1919 году инженером Максимовым. В машине, вооруженной одним станковым пулеметом, стрелок-водитель располагался в положении лежа.

Принятые в конце 20-х годов программные принципы постройки бронетехники предусматривали разработку и выпуск малого разведывательного танка (танкетки), предназначенной для совместных действий с танками Т-18, а также для разведки и связи.

В 1927-1930 годах КБ Всесоюзного Орудийно-Арсенального объединения (ВОАО) на базе танка Т-16 (предшественник танка МС-1) были спроектированы танкетки Т-17, Т-21, Т-23 и Т-25. Т-23 предусматривалась в двух вариантах — безбашенном и с башней кругового вращения. Спроектированная затем танкетка Т-25 являлась вариантом дальнейшего развития танкетки Т-17.

В 1930 году СССР закупил в Англии танкетки «Карден-Лойд» Мк VI (приблизительно 26 штук), которые в Советском Союзе получили обозначение 25-В (или К-25), а также лицензию на их крупносерийное производство. По плану, в течении 1930-31гг. должны были быть построены 290 танкеток, а в дальнейшем их выпуск должен был составлять по 400 штук в год.

Советские танкостроители не ограничились простым копированием английской машины. Перед началом крупносерийного выпуска инженеры КБ Завода № 37 (главный инженер Н. Козырев, ведущий инженер К. Сиркен) значительно переработали конструкцию танкетки. Были увеличены размеры корпуса, расширена колея, изменена ходовая часть.

Была сконструирована установка для пулемета и внесен еще целый ряд доработок и изменений. При внесении изменений в конструкцию учитывались взгляды Советских военных на ее боевое применение, географические и климатические условия.

В связи с тем, что конструкция танкетки заметно изменилась, ей было присвоено новое обозначение «Т-27», и она была принята на вооружение РККА приказом Реввоенсовета СССР от 13 февраля 1931 года. Танкетка выпускалась сразу на нескольких заводах.

Корпус танкетки состоял из броневых катаных листов, соединявшихся заклепками и частично электросваркой. Для посадки экипажа на крыше имелось два прямоугольных люка, закрываемых изнутри крышками. Наблюдение за полем боя велось через смотровые щели, расположенные в верхнем лобовом и бортовых листах корпуса. Листы корпуса, по высоте до 400 мм от днища, соединялись с применением холщовых прокладок, чем обеспечивалась водонепроницаемость корпуса машины при преодолении брода. Танкетка была вооружена 7,62-мм пулеметом ДТ образца 1929 года. 28 магазинов для пулемета располагались на стеллажах, установленных в патронных коробках, и подавались для заряжания специальным тросовым механизмом.

В начальный период насыщения войск бронетехникой танкетки Т-27 сыграли большую роль, которая в дальнейшем уменьшилась из-за ее технических недостатков, а также в связи с принятием на вооружение более совершенных образцов боевых машин. На 1 января 1937 года в войсках насчитывалось 2547 танкеток Т-27.

В начале 30-х годов танкетки весьма успешно применялась в Средней Азии (пустыня Каракум, Гурьевская область) в борьбе с «басмачами». В конце 30-х годов танкетки вывели с первой линии и использовали главным образом для подготовки танкистов. После небольшой переделки, Т-27 стали использовать в качестве тягачей для пушек калибров 37 и 45 мм.

На 1 января 1941 года в войсках еще оставалось 2157 танкеток Т-27, часть из которых приняли участие в боевых действиях начального периода Второй Мировой войны.

Военные старались расширить тактические возможности танкетки. На ее базе в 1931 году были созданы малые самоходно-артиллерийские установки (САУ), вооруженные 37-мм пушками Гочкиса.

В 1932 году в опытном порядке на танкетку в место пулемета была установлена огнеметная установка, в которой огнесмесь выбрасывалась с помощью сжатого воздуха. Дальность огнеметания составляла 25 метров. Модель испытывали в 1932 году, а в 1935 году была выпущена серия из 164 огнеметных танкеток.

В течение 1933-1934 годов специальное конструкторское бюро завода «Красный Путиловец» спроектировало самоходную установку с 76-мм пушкой КТ года на базе танкетки Т-27. Пушка устанавливалась на одной танкетке, а боекомплект и орудийный расчет перевозился на другой.

В 1933 году была разработана и изготовлена САУ с 76-мм динамореактивной (безоткатной) пушкой Курчевского. В этой установке все части, кроме сопла и лотка, были закрыты броней. Полигонные испытания она выдержала и была допущена к войсковым, но последние дали отрицательные результаты, так как пушка имела плохие баллистические качества, сильно демаскировала себя во время стрельбы и была небезопасна в обращении.

Кроме того, КБ Гроховского разработало проект вооружения танкетки Т-27 двумя неуправляемыми реактивными снарядами. Снаряды крепились по бортам корпуса, пуск осуществлялся изнутри боевого отделения.

Несколько танкеток герметизировали и оснастили комплектом приборов для преодоления водных преград под водой.

В 1935 году на военных маневрах демонстрировалось транспортирование по воздуху танкеток Т-27, подвешенных к тяжелым бомбардировщикам ТБ-1 и ТБ-3.




Легкий танк Т-26


Характеристики (образца 1935-1939)

Год выпуска 1931 год
Всего произведено 12000
Масса 10,3 т
Экипаж 3 человека
Габариты
Высота 2,41 м
Ширина 2,44 м
Длина 4,62 м
Вооружение
Пушечное 45-мм 20К образца 1932 г. (165 снарядов)
Пулеметное 3×7,62-мм ДТ (3654 патронов)
Бронирование
Лоб 16 мм 
Борт 16 мм 
Корма 16 мм 
Крыша 11 мм
Днище 10 мм
Ходовые характеристики
Двигатель ГАЗ Т-26
Мощность 97 л.с.
Тип карбюраторный
Скорость по дороге — 37 км/ч;
по бездорожью — 24 км/ч
Запас хода по дороге — 225 км;
по бездорожью — 150 км
Давление на грунт 0,65 кг/см2

Описание

13 февраля 1931 года РВС СССР постановил принять на вооружение Красной Армии танк Vickers Е под обозначением Т-26 и рекомендовал начать серийный выпуск этой машины. Главным производителем танков должен был стать Сталинградский тракторный завод, ежегодно предполагали выпускать по 13800 танков этого типа! Однако к тому времени СТЗ еще не был введен в строй, поэтому заказ временно разместили на заводе «Большевик» в Ленинграде. Вскоре танковое отделение завода выделилось в самостоятельный Завод № 174 им. К. Е. Ворошилова. На этом заводе построили 12000 танков Т-26.

Первые серийные Т-26 были двухбашенными и по конструкции практически не отличались от английских прототипов. Первые машины попали в части осенью 1931 года.

В 1931-1941 годах появилось 23 модификации данного танка и три модификации двигателя, причем, несмотря на все доработки, мощность мотора возросла с 90 л. с. до 97 л. с. Главным проектировщиком и создателем большинства модификаций, ответственным за модернизацию танка, был инженер С. А. Гинзбург — главный конструктор и начальник КБ ОКМО (Завода № 185) в Ленинграде.

На протяжении первых двух лет танк Т-26 выпускался исключительно в двухбашенном варианте (позже, когда в частях Красной Армии появились танки разных модификаций, для них использовали соответствующие обозначения. Двухбашенные танки Т-26 известны как танки образца 1931 и 1932 годов; однобашенные с цилиндрической башней — как танки образца 1933-1937 годов, а однобашенные с конической башней — как танки образца 1938 и 1939 года. В каждой башне размещался один человек, башни вращались независимо в секторе около 270°.

Вооружение танка составляли или два пулемета ДТ или 37-мм пушка и один ДТ. Танки, вооруженные пушками, предназначались для командиров взводов и рот. Поэтому некоторые из пушечных танков оснастили приемо-передающими радиостанциями: радиофицированные танки можно было легко отличить по характерной поручневой антенне в задней части корпуса. 37-мм пушка представляла собой пушку Гочкиса, модернизированную в СССР. В конце 1931 года прототипы получили 37-мм пушку образца 1930 года, которая имела более длинный ствол и большую начальную скорость снаряда. Вооруженный этой пушкой танк известен как танк Т-26 образца 1932 года.

В 1933 году начался выпуск однобашенного варианта танка Т-26, оснащенного цилиндрической башней большого диаметра (аналогичной башне БТ-5), в которой разместилась 45-мм пушка 20K образца 1932-38 года со спаренным пулеметом ДТ. Это была самая массовая модификация танка, всего советская промышленность дала более 5000 таких машин. В ходе серийного выпуска конструкция танка подвергалась многочисленным изменениям и доработкам: была увеличена емкость топливных баков, танк оснастили зенитным пулеметом, начиная с 1937 года все танки были радиофицированы (радиостанция 71-ТК-З), вместо клепки широко использовали сварку, пушка получила литую маску, были усовершенствованы прицелы, для стрельбы в темноте пушку оснастили мощным прожектором, разные модификации танка отличались друг от друга возимым боезапасом и постоянно возрастающей массой.

В 1938 году появилась новая модификация танка Т-26, оснащенная сварной конической башней. В башне разместили модернизированную 45-мм пушку 20K образца 1932/38 года с улучшенным прицелом (некоторые танки оснащались телескопическим прицелом ТОС со стабилизированной линией прицеливания). В днище танка проделали дополнительный (аварийный) люк и в очередной раз увеличили емкость топливных баков.

В 1939 году появилась очередная модификация танка — Т-26 образца 1939 года. Эта модификация имела наклоненные бронеплиты подбашенной части корпуса, улучшенные жалюзи воздухозаборника (для защиты от бутылок с зажигательной смесью — опыт боев в Испании), вместо пулемета в задней части башни разместили дополнительный боезапас. Все переделки привели к тому, что масса танка значительно возросла. До конца 1939 года было выпущено более 1300 танков с конической башней.

Уже в 1933 году завод «Красный Пролетарий» разработал на базе танка Т-26 танк поддержки пехоты. Первый проект — П-Т-26 — так и остался на бумаге. Затем последовал проект «артиллерийского» танка — Т-26А или Т-26-4 с башней от танка БТ-7А, в которой располагалась 76.2-мм пушка КТ-26. Машины этого типа должны были следовать позади обычных танков и огнем своих мощных пушек подавлять цели, против которых оказались бессильны пушки калибра 45 мм.

Основные модификации:

T-26ПT — двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1933 г.), выпущено 96 машин.

OT-26 (ХT-26) — химический (огнеметный) танк (1933-1934 гг.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин.

T-26ПT — с цилиндрической башней и радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-З) — (1933-1940 гг.). Выпущено 3938 машин.

T-26A (T-26-4) — артиллерийский танк (1933 г.). Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-26 и 2 пулемета ДТ.

СT-26 — саперный танк (мостоукладчик) (1933-1935 гг.). Вооружение: пулемет ДТ, выпущено 65 машин.

TT-26 — легкий химический (огнеметный) танк подавления, вооружение: пулемет ДТ и огнеметная установка.

TУ-26 — танк управления, вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 года и пулемет ДТ, выпущено 55 машин.

OT-130 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпускался серийно.

OT-131 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ.

OT-132 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ.

OT-133 — химический (огнеметный) танк (1939 г.). Вооружение: огнеметная установка и 2 пулемета ДТ, выпускался серийно.

OT-134 — химический (огнеметный) танк (1940 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 г., 2 пулемета ДТ и огнеметная установка, выпущен опытный образец. Всего было выпущено 1336 огнеметных танков.




Т-24


Характеристики

Год выпуска 1930 год
Всего произведено ?
Масса 17,8 т
Экипаж 5 человек
Габариты
Высота 3,04 м
Ширина 2,81 м
Длина 6,5 м
Вооружение
Пушечное 45-мм образца 1930 г. (89 снарядов)
Пулеметное 4×7,62-мм ДТ (8000 патронов)
Бронирование
Лоб 22 мм 
Борт 9 мм 
Корма ? мм 
Крыша ? мм
Днище ? мм
Ходовые характеристики
Двигатель M-6
Мощность 300 л.с.
Тип карбюраторный
Скорость по дороге — 23 км/ч;
по бездорожью — ? км/ч
Запас хода по дороге — 140 км;
по бездорожью — ? км
Давление на грунт 0,46 кг/см2

Описание

2 ноября 1919 года в газете «Известия Народного комиссариата по военным делам» были опубликованы условия открытого конкурса на проект танка для Красной Армии. По итогам конкурса первую премию присудили проекту десятитонного плавающего танка инженера Г. В. Кондратьева, проходившего под девизом «Теплоход типа AM». Постройку двух таких машин начал, но так и не завершил Ижорский завод. В отличие от сормовских собратьев, представлявших собой переделку французских «Рено FT17/18», танк Кондратьева был полностью оригинальной разработкой. На второй открытый конкурс, проводившийся в 1922 году, представили еще 7 проектов.

В 1923 году работу по систематизации имеющегося опыта проектирования танков возложили на Главное управление военной промышленности ВСНХ. Годом позже в системе Орудийно-арсенального треста (ОАТ) создается Московское танковое бюро. В числе оригинальных разработок этого коллектива — проекты восемнадцатитонного танка ГУВП-1 и шестнадцатитонного ГУВП-2. Первый больше напоминал поставленную на гусеничный ход бронепоездную площадку с концевой башней. Всю среднюю и кормовую часть занимал каземат, полностью исключавший стрельбу башенного орудия в заднем секторе (считалось, что при прорыве неприятельской обороны основные цели, достойные трехдюймового снаряда, будут находиться впереди и на флангах). Круговой обстрел обеспечивался шестью пулеметами. Машина несла 13-мм броню, обслуживалась экипажем из 6 человек и по расчетам должна была передвигаться с максимальной скоростью 20 км/ч. Компоновка ГУВП-2 явно была заимствована у французского танка 2С, однако носовая башня с 45-мм пушкой имела возможность кругового обстрела за исключением незначительного пространства, перекрываемого кормовой пулеметной башней. Особой оригинальностью отличалась подвеска, рассчитанная на скорость до 20 км/ч. На танк предполагалось установить 4 пулемета, максимальная толщина брони должна была составить 22 мм, экипаж — 5 человек.

24 октября 1925 года в мобилизационно-плановом управлении РККА прошло совещание по проблемам танкового строительства, систематизировавшее уже ведущиеся проектно-конструкторские работы. Решением совещания, фактически сворачивалось проектирование «позиционного» или «большого» (тяжелого) танка, а все усилия концентрировались на создании «маневренного» и «малого» танков. Последний под индексом Т-16 прошел генеральные испытания, а 6 июля 1927 года решением РВС СССР был принят на вооружение танк Т-18 (МС-1).

В октябре 1928 года Т-18 модернизировали и танк получил обозначение Т-12. Концепция Т-12 представляла собой синтез опыта, накопленного при проектировании Т-18, и идеи многоярусного расположения вооружения, последовательно проводимой американцами на опытных средних танках серии Т.1. Е1. (мод. 1921-1925 гг.). Изначально Т-12 создавался под 45-мм длинноствольную пушку или 57-мм гаубицу и 3-х установок спаренных пулеметов системы Федорова. Все его вооружение размещалось двухъярусно в башнях — главной и независимо вращающейся малой пулеметной. Серьезный недостаток такого размещения вооружения заключался в том, что вращение главной башни неизбежно сбивало наводку малой. Кроме того, многоярусность влекла за собой увеличение высоты танка до 3 м, что делало его очень заметным и трудномаскируемым.

Одновременно артиллеристы провели экспериментальный обстрел 22-мм и 18-мм бронеплит и дали заключение о стойкости брони. Акты испытаний подписали главный инженер завода С. Н. Махонин и начальник КБ И. Н. Алексенко. По их результатам заводское КБ ГХПЗ приняло самое активное участие в доводке машины, выполнив, по существу, капитальную модернизацию исходного образца, получившего в итоге новое обозначение Т-24. Главным аргументом для столь глубокого изменения конструкции стал недостаточный запас хода Т-12.

27 марта 1930 года в Управлении механизации и моторизации РККА состоялось совещание по вопросу изготовления установочной серии Т-24 в количестве 15 единиц. Первые три Т-24 были изготовлены к концу июля 1930 года, и один из них был отправлен на сравнительные испытания с Т-12.

На Т-24 поступил заказ в 300 танков, однако выпущено было 24 танка. На вооружение Т-24 не приняли, а произведенные единицы использовали как учебные танки.




МС-1 (Т-18)


Характеристики

Год выпуска 1927 год
Всего произведено 950
Масса 5,32 т
Экипаж 2 человека
Габариты
Высота 2,12 м
Ширина 1,76 м
Длина 3,5 м
Вооружение
Пушечное 37-мм Hotchkiss (104 снаряда)
Пулеметное 2×6,5-мм Федорова (2016 патронов)
Бронирование
Лоб 16 мм 
Борт 8 мм 
Корма ? мм 
Крыша ? мм
Днище ? мм
Ходовые характеристики
Двигатель Fiat
Мощность 35 л.с.
Тип карбюраторный
Скорость по дороге — 16,4 км/ч;
по бездорожью — ? км/ч
Запас хода по дороге — 120 км;
по бездорожью — 60 км
Давление на грунт 0,25 кг/см2

Описание

Легкий танк МС-1 (малый сопровождения, первый образец) был принят на вооружение Реввоенсоветом СССР 6 июля 1927 года. Он стал первым отечественным танком, поставленном на крупносерийное производство на ленинградском заводе «Большевик» в конце 1928 года.

Машина сохранила компоновочную схему своего предшественника, танка КС. Его корпус и башня каркасные. Боевые листы устанавливались под сравнительно большими углами к вертикальной плоскости и соединялись заклепками.

В левом лобовом листе башни размещалась 37-мм танковая пушка с плечевым упором, а в правом — спаренные 6,5-мм пулеметы Федорова. Боекомплект состоял из 104 унитарных артиллерийских выстрелов и 2016 патронов. Пушка монтировалась в бронемаске. Она позволяла изменять угол наводки по горизонтали в пределах 35° и по вертикали с углом возвышения +30° и снижения -8°. Прицельное приспособление пушки состояло из диоптра и мушки, установленной в бронемаске на выходе отверстия для прицеливания. Чтобы навести орудие на цель, наводчик с помощью плечевого упора перемещал ее по горизонтали и вертикали. Если же нужно было повернуть башню, то он делал это с помощью рычага левой рукой предварительно упершись спиной в ее стенку. В качестве приборов наблюдения в боевой обстановке применялись смотровые щели. Для внешней связи использовались сигнальные флажки. Единственным оптическим прибором являлся перископ монокулярного типа, размещавшийся в откидном щитке люка механика-водителя.

При модернизации танка был установлен 7,62-мм танковый пулемет В. Дегтярева (ДТ) с круглым магазином на 63 патрона. Он представлял собой модификацию ручного пулемета ДП. Основным отличием от прототипа являлось отсутствие кожуха на стволе и введение выдвижного металлического приклада. С его помощью обеспечивалось регулирование как его длины для удобства ведения огня, так и сокращение общей длины пулемета при нахождении танка в походном движении. Диоптрический прицел ДТ мог устанавливаться для ведения стрельбы на дальность 400, 600, 800 и 1000 метров.

В шаровой опоре пулемет можно было наводить в горизонтальной плоскости в диапазоне 64°, а в вертикальной +30° и -8°. Круговой обстрел из вооружения танка достигался за счет поворота всей башни.

 

МС-1 имел 4-цилиндровый карбюраторный однорядный танковый двигатель воздушного охлаждения мощностью 35 л.с, позволявший танку двигаться со скоростью до 16,4 км/ч. Он располагался поперечно в корпусе, благодаря чему габариты машины существенно уменьшались.

Механическая трансмиссия размещалась в одном блоке с двигателем и состояла из многодискового главного фрикциона (стальные диски которого работали в масле), 3-ступенчатой коробки передач, конического дифференциала с ленточными тормозами (механизма поворота) и одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал выполнение этого маневра с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины (1,46 м).

В 1929 году МС-1 модернизировали. Вместо спаренных пулеметов Федорова установили танковый пулемет Дегтярева, изменили конструкцию лобовой части корпуса. В 1930 году переделали башню (ввели нишу в ее кормовой части), форсировали двигатель до 40 л.с, усовершенствовали ходовую часть. Новые модификации получили обозначение МС-2 и МС-3.

Осенью 1929 года 10 таких машин принимали участие в военном конфликте на КВЖД. В ходе операции 7 из них вышли из строя по техническим причинам. В 1938 году во время боев у озера Хасан несколько машин установили в качестве стационарных огневых точек, также поступили и на западной границе перед началом Второй мировой войны.

Танк серийно выпускался до 1931 года. Всего было изготовлено 950 единиц.