Характеристики
Год выпуска | 1933 год |
Всего произведено | 6884 |
Масса | 11,5 т |
Экипаж | 3 человека |
Габариты | |
Высота | 2,25 м |
Ширина | 2,15 м |
Длина | 5,76 м |
Вооружение | |
Пушечное | 45-мм 20К образца 1932 г. (115 снарядов) |
Пулеметное | 1×7,62-мм ДТ (2709 патронов) |
Бронирование | |
Лоб | 13 мм |
Борт | 13 мм |
Корма | 13 мм |
Крыша | 10 мм |
Днище | 10 мм |
Ходовые характеристики | |
Двигатель | M-5 Liberty Aero |
Мощность | 400 л.с. |
Тип | карбюраторный |
Скорость | на гусеницах — 52 км/ч; на колёсах — 72 км/ч |
Запас хода | на гусеницах — 200 км; на колёсах — 300 км |
Давление на грунт | 0,65 кг/см2 |
Описание
БТ-5 появился в 1933 г. Он был быстроходен, имел высокую удельную мощность (отношение мощности двигателя к массе танка) и хорошее вооружение, состоявшее из 45-мм пушки с высокой начальной скоростью снаряда и спаренного с ней пулемета ДТ. БТ-5, оснащенный авиационным двигателем, мог на большой скорости двигаться по местности на своих сравнительно широких гусеницах, и эту способность неоднократно демонстрировал на довоенных маневрах. Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна строил БТ тысячами.
Боевое крещение эти машины получили во время гражданской войны в Испании. Они легко противостояли Pz. I и танкам с 20-мм пушками немецкого и итальянского производства. Затем они использовались для отражения атаки японцев в Монголии, где тоже успешно сражались против японских танков. В 1941 году БТ-5 успешно противостояли танкам Pz. I, Pz. II и Pz. III. Наибольших успехов они достигли при нападении из засад во время битвы за Москву.
Некоторые машины продолжили службу вплоть до 1944 года, например, под Лениградом и в Карелии.
На базе танка БТ-5 строилось большое количество эксперементальных машин. Мостоукладчики, танки подводного хода, плавающие танки, телетанки (радиоуправляемые танки), химические танки и т. д. Танк БТ-5 послужил основой для создания танков БТ-7.