Характеристики
Год выпуска | 1940 год |
Всего произведено | ? |
Масса | без снарядов — 7200 кг; со снарядами — 7880 кг |
Экипаж | ? человек |
Габариты | |
Высота | ? м |
Ширина | ? м |
Длина | ? м |
Вооружение | |
Ракетное | 132-мм М-13 (16 снарядов) |
Максимальная дальность стрельбы | 8470 м |
Ходовые характеристики | |
Двигатель | ЗИС |
Мощность | 73 л.с. |
Тип | карбюраторный |
Скорость | по дороге — 50 км/ч; по бездорожью — ? км/ч |
Запас хода | по дороге — ? км; по бездорожью — ? км |
Описание
После принятия на вооружение авиации 82-мм реактивных снарядов класса «воздух-воздух» РС-82 (1937 г.) и 132-мм реактивных снарядов класса «воздух-земля» РС-132 (1933 г.)
Главное артиллерийское управление поставило перед разработчиком — Реактивным НИИ — задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132.
Тактико-техническое задание было выдано в июне 1938 г. В соответствии с этим заданием к лету 1939 года институт разработал новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, получивший название М-13. По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имел большую дальность полета (8470 м) и значительно более мощную боевую часть (4,9 кг). К снаряду была разработана самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант, созданный на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и имевший обозначение МУ-1 (механизированная установка, первый образец), имел 24 направляющих, установленных на специальной раме. Проведенные с декабря 1939 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. С учетом этих испытаний была разработана новая пусковая установка МУ-2. Установка была создана на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6. Она имела 16 направляющих, расположенных вдоль оси автомобиля, на которых располагались 16 реактивных снарядов. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7-10 с. По результатам полигонных испытаний было принято решение о принятии установки на вооружение, под названием БМ-13.
В годы войны первые «Катюши» — боевые машины полевой реактивной артиллерии БМ-13 непрерывно совершенствовались с учетом фронтового опыта. В частности, пусковые установки монтировались на более мощных, нежели ЗИС-6, автомашинах повышенной проходимости.
БМ-13 с успехом использовались на всех фронтах на протяжении всей второй мировой войны.