Директива начальника связи Юго-Западного направления № 0075/св о недочетах в работе радио и проводной связи в войсках Юго-Западного и Южного фронтов и мерах по их устранению (24 августа 1941 г.1)

image_pdfimage_print


Директива
начальника связи
Юго-Западного направления
№ 0075/св
о недочетах в работе
радио и проводной связи
в войсках
Юго-Западного и Южного фронтов
и мерах по их устранению
(24 августа 1941 г.1)



Сов. секретно


Копия:

Начальникам связи Юго-Западного и Южного фронтов
Нач. ГУС КА

          В своей директиве № 24817сс2 зам. НКО и нач. ГУС КА тов. Пересыпкин с исчерпывающей полнотой указал на основные недостатки в организации связи и работе ее органов, выявившиеся в процессе войны.
          С сожалением констатирую, что большая часть этих недочетов имеет место и у нас, в ЮЗН.
          Радиосвязь до сих пор не заняла еще своего места в общей системе связи.
          Считается, например, допустимым отсутствие радиосвязи в течение 6 и более часов. Объяснения, вроде того, что: «причины отсутствия связи выясняются» (и так они выясняются из сводки в сводку длительное время), или: «по причине занятости для работы в других сетях», или: «из-за ремонта двигателя», – говорят лишь о неумении правильно и технически грамотно наладить и организовать связь и использовать наличные средства.
          Что же касается использования радио штабами, то оно являлось и является еще случайным. Как можно иначе объяснить такое положение, когда радиосвязь не используется при длительных нарушениях проводной связи? Уж во всяком случае не отсутствием материала для радиообмена.
          Не практикуется переприем при помощи самолетных радиостанций в воздухе и путем организации ПС, оборудованных рациями. Совершенно не используются гражданские радиостанции как для связи, так и в целях радиомешания.
          Так обстоит дело с радиосвязью. Не лучше и с проводной.
          «Недопустимое безразличие некоторых начальников связи» (к вопросу поддержания связи вверх), о котором в пункте «Б» своей директивы говорил нач. ГУС КА, прямо относится к нам. Например, в свое время все попытки штабаглавкоюз получить штаб Южного фронта обходным путем через Кривой Рог, Долинская, Братское не встречали нужного содействия со стороны должностных лиц связи Южного фронта в быстрейшем получении обходного направления.
          Другой пример. Штаб Южного фронта переход из Берислава в Запорожье не организовал с точки зрения управления и связи. Несколько часов связи с командованием фронта не было (штаб закрыл связь, не дождавшись разрешения и не подготовив связь в новом месте). Промежуточный узел – Никополь, с которым штабом ЮЗ направления поддерживалась проводная связь, использован не был. Также нельзя было использовать проводную связь (Бодо) штаба направления с Запорожье (узел НКС). Так в этом пункте не было ответственных оперативных работников.
          Я мог бы привести еще целый ряд примеров, говорящих о недостаточно серьезном отношении к вопросу поддержания связи вверх, но думаю, что они всем в достаточной степени известны.
          Что же касается восстановления и поддержания в исправном состоянии проводов НКС, то здесь заслуживает внимания следующее:
          а) Типичными повреждениями в современной войне являются разрушения проводов авиацией противника.
          б) Эти разрушения в большинстве случаев повторяются на одних и тех же участках или узлах.
          Казалось бы, анализ этих данных должен подсказать и средства борьбы, однако длительность повреждений на этих участках не уменьшается, а имеет тенденцию к росту.
          Теперь о срочных донесениях. Как правило, они представляются с опозданием. Больше того, иногда поступают донесения: «Вследствие перехода командного пункта на новое место, сводки связи сегодня не будет», или: «прошу в силу сложности оперативной обстановки, сводку связи сегодня не присылать». Сложность оперативной обстановки и перемещение командных пунктов на новое место – это совершенно нормальная боевая работа. Иначе и быть не может в современной, сугубо маневренной войне. А отсюда никаких скидок на сложность для своевременного представления сводок делаться не может. Это нужно понять.
          Качество представляемых сводок продолжает оставаться невысоким. Часто не дается дислокация штабов, а это является как раз одним из необходимых составляющих такого документа. Не дается анализа всей обстановки в отношении связи и не делается никаких выводов.
          И, наконец, станционно-эксплуатационная служба. Ею мы занимаемся очень мало. Дисциплина на станциях чрезвычайно низкая. Зачастую со стороны обслуживающего персонала (механики, телеграфисты) много ненужной и вредной болтовни, какой-то ненужной, ложной, насквозь профессиональной самоуспокоенности, «что-де у меня все в порядке», вызывающей недопустимо длительные пререкания техников, восстанавливающих действие, или работающих телеграфистов.
          Не чувствуется у лиц, непосредственно обслуживающих кросс, линию, аппарат, станцию в целом, борьбы за хорошую работу, за быструю передачу документов, за отличное обеспечение оперативных переговоров и т. п. Зачастую методы гражданской станционно-эксплуатационной службы мирного времени переносятся при нашем попустительстве и на армейскую почву. Воспитательная работа среди таких звеньев, как телеграфисты, радисты, техники, монтеры, .пшенные надсмотрщики, рабочие, пришедшие к нам из ведомств НКС, неделя крайне недостаточная. Дисциплина, как общая, так и специальная, среди этих категорий работников, остается еще на очень низком уровне. Работа политического аппарата и в первую очередь военных комиссаров частей, узлов, отделов связи. еще не видна. Приказом НКО № 02433 требовалось тщательно проверить каждого работника связи. На военной связи должны быть оставлены только преданные до конца делу Сталина, дисциплинированные, честные и любящие свое дело товарищи.
          Очевидно важнейший приказ тов. Сталина во многих частях выполнен формально, без достаточного изучения и поверки людей.
          Недостатки в дисциплине и постановке станционно-эксплуатационной службы приводят к замедлению передачи важнейших документов, передаваемых средствами связи, к искажениям оперативных текстов, к плохой обеспеченности и переговоров по прямым проводам, к длительным непрохождениям, к медленному составлению новых связей или замене поврежденных проводов исправными, к плохому испытанию проводов и к невыявлению действительных причин повреждения и участков повреждений.
          Очень часто плохая работа по обслуживанию станций и линий маскируется стереотипной фразой: «провода повреждены бомбежкой, меры приняты».
          Зачастую тратится очень много времени (2-3 часа и более) на вызов того или иного командира штаба. В этом отношении не являются образцом и примером даже командиры таких отделов как связи, оперативных и разведывательных. Повторными запросами и требованиями о вызове нарушается нормальный ход передачи документов, неминуемо приводя к замедлениям и перебоям в станционно-эксплуатационной службы. Особенно плохо пока в штабе Южного фронта. Опыт истекшего периода свидетельствует о нашем неумении пользоваться телеграфными связями. Налицо злоупотребления переговорами по прямому проводу по различным, очень часто второстепенным вопросам. Переговоры, как правило, ведутся не телеграфным языком, чрезмерно длинно, с ненужными подробностями. К переговорам командиры приходят неподготовленными вопросами и ответами, отсюда общие фразы, потеря времени и нерациональное использование телеграфной техники. Передача записок с вопросами и ответами на них, как правило, не практикуется. К ведению переговоров допускается очень большое число командного состава, что обесценивает все значение переговоров по прямым проводам.
          Для устранения отмеченных недостатков требую:
          1. Добиться выполнения приказа НКО № 0243 как в отношении использования штабами радиосвязи, так и в отношении доведения службы связи до образцового состояния.
          2. Подробно, пункт за пунктом, донести мне о выполнении директивы зам. НКО и нач. ГУС КА № 24817сс.
          3. В сложной оперативной обстановке, как это было, например, при выходе из окружения 6 и 12 армий, обязательно осуществлять следующие мероприятия:
          а) Наряжать на направления связи группы (не менее 3-х) боевых самолетов, оборудованных рациями, под прикрытием, если это надо, истребителей с тем, чтобы, совмещая службу наблюдения, организовать устойчивую связь путем переприема в воздухе.
          б) По направлениям передвижения соединений им навстречу выдвигать пункты сбора донесений, оборудованные рациями, постами воздушной связи, имеющими мощные подвижные средства связи (танки, бронемашины и, если возможно, автомашины). От старших штабов до этих ПС обязательно иметь проводную связь (постоянные, шестовые, кабельные т/т линии). Сообразно обстановке ПС должны развертываться поелику возможно ближе к подчиненным штабам с тем, чтобы на пробег подвижных средств от подчиненного штаба до ПС затрачивалось не более 30-60 минут. Места развертывания ПС должны быть известны как тем соединениям, на направления которых они выдвинуты, так и соседним соединениям. Это делается для того, чтобы подчиненные и соседние соединения своими силами и средствами связи пробивались к этим ПС.
          в) Широко организовать службу делегатов связи на самолетах, обязательно оборудованных радиостанциями. Радиостанции нужны для того, чтобы делегат при необходимости мог бы дать сигнал или радиограмму с пути своего движения. Самолеты для службы делегатов следует оборудовать аварийными приспособлениями.
          г) Не загружать радиостанции передачей документов, не имеющих оперативного значения. Радиостанции в этих случаях используются для передачи коротких текстов, сигналов, широко используя таблицы радиосигналов взаимодействия.
          д) В этот период радиосвязь организовать по направлениям, обеспечивая каждое одновременным приемом на несколько приемников.
          е) Наладить правильный радиообмен и добиться твердой радиодисциплины. Установить пароли для связи выше, по которым станции подчиненных штабов прекращают передачу и переходят на прием распоряжений старших штабов. Централизованное управление в этой обстановке играет решающую роль.
          4. Установить по всем направлениям охрану линейных и станционных сооружений связи, введя постоянное наземное, а если возможно (об этом доложить Военсовету) и воздушное патрулирование на магистральных связях.
          5. Дислокацию ремонтно-восстановительных команд НКС, строительных и эксплуатационных частей связи построить из расчета затраты времени на исправление повреждений не более одного часа. На тех участках, которые систематически подвергаются разрушениям, иметь усиленные восстановительные команды, обеспеченные помимо средств постоянных линий, полевым телеграфным кабелем и полевыми телефонами. Наиболее угрожаемые участки должны быть заблаговременно обеспечены необходимыми направлениями, хотя бы полевыми линиями (шестовыми, кабельными) и линиями летучей почты. На концах исправленных проводов устанавливать телефонные аппараты или аппараты Морзе. Поврежденные участки обходить до восстановления или путем перехода на обходное направление, или путем использования средств летучей почты. При этих условиях потеря связи исключается. Чрезвычайно полезной была бы организация подвижных, на автомашине, т/т станций, быстро выдвигаемых к поврежденному участку для поддержания связи с места повреждения.
          Узлы, наиболее угрожаемые с воздуха, следует окольцевать, хотя бы шестовыми или телеграфно-кабельными линиями. В зависимости от наличия времени и оперативной важности того или иного направления (провода – связи) окольцевание может быть проведено частичное с обеспечением обходов только для главнейших связей.
          К восстановлению разрушенных проводов приступать не огульно (одновременное восстановление всех разрушенных проводов), а выделять провода по степени важности, обеспечивая в первую очередь восстановление связи с высшими штабами.
          6. На всех узлах помимо военных представителей обязательно ввести комиссаров и политконтролеров, которые могли бы обеспечить надежность обслуживания этих узлов личным составом. В данной обстановке на каждом узле, на каждой станции, в каждом промежуточном пункте связи должны сидеть надежные, проверенные люди.
          7. Наладить на всех соитиях службу контроля и наблюдения за телеграфно-телефонными передачами и переговорами, немедленно пресекая все попытки разглашения, в той или иной степени, военной тайны.
          8. Не допускать впредь таких неорганизованных переходов командных пунктов, подобных переходу штаба Южного фронта из Берислава в Запорожье. Указания полевой службы штабов на сегодня не только не отпали, а наоборот, приобретают еще большее значение. Организованное перемещение с заблаговременным оборудованием связи в новых районах, оставлением в старых районах компетентных представителей до момента полного открытия действия в новом районе обязательно. Всякое перемещение штаба должно быть своевременно известно высшему штабу. Оно осуществляется только после разрешения этого штаба. Пути перемещения должны совершенно точно определиться и оборудоваться промежуточными пунктами через которые, в случае необходимости, можно было бы поддерживать правильный обмен.
          9. Занять образцово станционно-эксплуатационную службу в полном соответствии с указаниями наставления по т/т службе в Кр. Армии. Заставить весь обслуживающий состав станционных сооружений быть дисциплинированными, корректными и исправными в работе.
          Еще раз весь личный состав связи и в первую очередь обслуживающий узлы связи тщательно проверить с точки зрения пригодности его работе в частях связи. Комиссарам усилить воспитательную работу в первую очередь среди пополнения, пришедшего в части связи из органов НКС.
          10. Доложить начальнику штаба и ликвидировать отмеченные недостатки в постановке штабной службы в отношении использования телеграфных проводов (установить строжайший порядок использования прямыми проводами, допуская к переговорам сугубо ограниченное количество лиц). К переговорам командир должен приходить подготовленным, переговоры вести кратким, телеграфным языком, по конкретным вопросам, общих рассуждений не допускать. Ввести в практику обмен записками с точным указанием вопросов, на которые требуется ответ, и времени данного ответа. Точно соблюдать установленные сроки срочных донесений, особенно оперативных и разведывательных сводок; на вызовы к аппаратам являться своевременно или точно заявлять, когда данный командир может подойти к аппарату. Провода должны быть разгружены от ненужной болтовни и служить исключительно для оперативных передач (боевые приказы, боевые донесения, оперативные и разведывательные сводки, сводки связи, сводки по тылу, боевая деятельность авиации, передвижения войск и др.).
          Всю остальную корреспонденцию направлять средствами летучей почты, используя телеграф только при отсутствии оперативных передач.
          О ваших мероприятиях по данной директиве донесите к 30.8.41 г.

Пом. начальника штаба ЮЗН
начальник связи
генерал-майор Борзов


Начальник опер. техн. Отдела
майор Соколов


Ф. 251, оп. 6993 с, д. 2, лл. 2-9. Машинописная копия.

1 Дата установлена на основания журнала учета исходящих документов.
2 Не публикуется, т. к. содержание его изложено в настоящем документе.
3 Не публикуется, т.к. содержание его не относится к теме Сборника.