Доклад командующего Военно-воздушными силами Юго-Западного фронта командующему Военно-воздушными силами Красной Армии о боевых действиях Военно-воздушных сил фронта за период с 22 июня по 10 августа 1941 г. (21 августа 1941 г.)

image_pdfimage_print


Доклад
командующего Военно-воздушными силами
Юго-Западного фронта
командующему Военно-воздушными силами
Красной Армии
о боевых действиях
Военно-воздушных сил фронта
за период
с 22 июня по 10 августа 1941 г.
(21 августа 1941 г.)



Сов. секретно
Особой важности
.

Командующему Военно-воздушными силами Красной
Армии генерал-лейтенанту авиации тов. Жигареву

ДОКЛАД О БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ
ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ЗА ПЕРИОД С 22.6 ПО 10.8.41 г.
(ЗА ПЯТЬДЕСЯТ ДНЕЙ ВОИНЫ)

I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ
ЧАСТЕЙ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА
ПО СОСТОЯНИЮ НА 22.6.41 г.

          1. В состав Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта к началу войны входили:
          а) 14-я смешанная авиационная дивизия – 17, 46, 89-й истребительные и 253-й штурмовой авиационные полки;
          б) 15-я смешанная авиационная дивизия – 23, 28, 164-й истребительные и 66-й штурмовой авиационные полки;
          в) 16-я смешанная авиационная дивизия – 87-й и 92-й истребительные, 86-й ближне-бомбардировочный авиационные полки;
          г) 17-я смешанная авиационная дивизия – 20, 91-й истребительные, 48, 224, 225, 242-й и 244-й ближне-бомбардировочные авиационных полки;
          д) 18-я дальне-бомбардировочная авиационная дивизия – 90-й и 93-й дальне-бомбардировочные авиационные полки;
          е) 19-я бомбардировочная авиационная дивизия – 33, 136-й и 138-й ближне-бомбардировочные авиационные полки;
          ж) 36-я истребительная авиационная дивизия – 2, 43, 254-й и 255-й истребительные авиационные полки;
          з) 44-я истребительная авиационная дивизия – 88, 248, 249-й и 252-й истребительные авиационные полки;
          и) 62-я бомбардировочная авиационная дивизия – 52, 94, 226, 227-й ближне-бомбардировочные, 243-й и 245-й штурмовые авиационные полки;
          к) 63-я смешанная авиационная дивизия – 165-й истребительный и 62-й штурмовой авиационные полки;
          л) 64-я истребительная авиационная дивизия – 12, 149, 166, 246-й и 247-й истребительные авиационные полки;
          и) 315-й и 316-й разведывательные авиационные полки.
          2. Укомплектованность авиационных полков, входивших в состав Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта, самолетами, летным составом и их боевая готовность по состоянию на 22.6.41 г.
Авиационные дивизии Авиационные полки Наличие самолетов Наличие летного состава Экипажей, подготовленных к боевым действиям
тип коли
чест
во
лет
чи
ков
летчиков-наблю
дателей
всего днем
в простых
метеоро
логических
условиях
в том числе:
днем в сложных
метеоро
логических
условиях
но
чью
на
высотах
более
6000 м
14-я авиационная дивизия Управление И-16 2 3 3 3 3 3
17-й истребительный авиационный полк И-153 50
И-16 1 54 51 41 40 45
46-й истребительный авиационный полк И-16 25
И-153 28
И-15 2 66 66 46 20 9
89-й истребительный авиационный полк И-16 66 68 66 36 12 22
253-й штурмовой авиационный полк 7
Итого 174 198 186 126 75 79
          Примечание. 253-й штурмовой авиационный полк к началу войны находился в стадии формирования, материальной части не имел и участия в боевых действиях не принимал.
15-я авиационная дивизия Управление МИГ-3 2
И-16 1 5 5 5 3 2
23-й истребительный авиационный полк МИГ-3 48
И-153 10
И-16 7
И-15 1 60 46 41 41 53
28-й истребительный авиационный полк МИГ-3 48
И-16 12 60 58 33 26 45
164-й истребительный авиационный полк И-16 14
И-153 28
И-15 2 51 34 16
66-й штурмовой авиационный полк И-15 58
ИЛ-2 5 69 69
Итого 236 245 212 95 70 100
16-я авиационная дивизия Управление СБ 2 5 5 3 3 3 3
86-й ближне-бомбардировочный авиационный полк СБ 35
ПЕ-2 9 66 90 62 17 10 10
87-й истребительный авиационный полк И-16 60
МИГ-3 4 88 76 52 17 17
92-й истребительный авиационный полк И-153 63
И-16 5
И-15 4 75 72 15 15
Итого 182 234 95 213 87 45 30
17-я авиационная дивизия Управление ЯК-1 1
И-153 1
СБ 1 7 8 4 4 4 4
20-й истребительный авиационный полк И-153 26
ЯК-1 63 70 63 7 7 55
91-й истребительный авиационный полк И-153 59 64 59 32 32 21
48-й ближне-бомбардировочный авиационный полк ПЕ-2 34
СБ 8 67 82 56 16 16 23
224-й ближне-бомбардировочный авиационный полк СБ 13 60 74 60 2 2 2
225-й ближне-бомбардировочный авиационный полк СБ 11 70 65 70 13 13
242-й ближне-бомбардировочный авиационный полк 55 57 23
244-й ближне-бомбардировочный авиационный полк 12
Итого 217 405 286 335 74 74 105
          Примечание. 242-й и 244-й ближне-бомбардировочные авиационные полки к началу войны находились в стадии формирования, материальной части не имели и участия в боевых действиях не принимали.
18-я авиационная дивизия Управление ДБ-3Ф 3 8 9 4 4 2 2
90-й дальне-бомбардировочный авиационный полк ДБ-3Ф 59 54 79 54
93-й дальне-бомбардировочный авиационный полк ДБ-3Ф 57 55 83 55 28 4 7
Итого 119 117 171 113 32 6 9
19-я авиационная дивизия Управление СБ 2 7 10 3 3 3 3
33-й ближне-бомбардировочный авиационный полк АР-2 23
ПЕ-2 10
СБ 27 73 83 63 17 16
136-й ближне-бомбардировочный авиационный полк ЯК-2 49
СБ 4 58 63 36
138-й ближне-бомбардировочный авиационный полк СБ 27 60 96 37
Итого 142 198 252 139 20 19 3
36-я авиационная дивизия Управление И-16 1 4 7 4 1 1 1
2-й истребительный авиационный полк И-16 41
И-153 16 46 5 42 26 11 32
43-й истребительный авиационный полк И-16 42
И-153 12 57 4 57 14 14 43
254-й истребительный авиационный полк 6
255-й истребительный авиационный полк
Итого 112 113 16 103 41 26 76
          Примечание. 254-й и 255-й истребительные авиационные полки к началу войны находились в стадии формирования.
61-я авиационная дивизия Управление И-16 4 2 7 7 4 2 4
88-й истребительный авиационный полк И-16 71 31 30 3 3 19
248-й истребительный авиационный полк И-153 29 20 16
249-й истребительный авиационный полк И-16 20
И-153 12 21
252-й истребительный авиационный полк И-153 15
И-15 15 11
Итого 166 85 7 53 7 6 23
          Примечание. 248, 249-й и 252-й истребительные авиационные полки к началу войны находились в стадии формирования.
62-я авиационная дивизия Управление 2 5 2 2 2 2
52-й ближне-бомбардировочный авиационный полк ПЕ-2 15
СБ 21 60 86 59 27 12 26
94-й ближне-бомбардировочный авиационный полк СБ 63 59 72 46 13 10
226-й ближне-бомбардировочный авиационный полк СУ-2 55 61 56 31
227-й ближне-бомбардировочный авиационный полк СУ-2 59 65 86 63 13 13
243-й штурмовой авиационный полк
245-й штурмовой авиационный полк
Итого 213 247 305 201 55 27 38
          Примечание. 243-й и 245-й штурмовые авиационные полки к началу войны находились в стадии формирования.
63-я авиационная дивизия Управление 4 1
62-й штурмовой авиационный полк И-15б 9
И-153 55 92 87
165-й истребительный авиационный полк И-16 4
И-15б 8
И-153 26 71 51
Итого 102 167 1 138
64-я авиационная дивизия Управление 1 1 1 1 1
12-й истребительный авиационный полк И-16 19
И-153 47
И-15 12 66 4 55 17 11 31
149-й истребительный авиационный полк МИГ-3 56
И-16 13
И-153 49 59 4 41 40 2 40
166-й истребительный авиационный полк И-16 42 67 15
247-й истребительный авиационный полк МИГ-3 1
И-153 48 46
246-й истребительный авиационный полк
Итого 287 239 8 112 58 14 72
          Примечание. 246-й и 247-й истребительные авиационные полки к началу войны находились в стадии формирования.
. 315-й разведывательный авиационный полк СБ 20 66 85 40
316-й разведывательный авиационный полк ЯК-2-1 31
СБ 2 45 82 20
Итого по Военно-воздушным силам Юго-Западного фронта . 2003 23551 13072 1865 595 361 535

          3. Всего по Военно-воздушным силам Юго-Западного фронта к 22.6.41 г. по видам авиации имелось:
а) Истребительная авиация:
Самолетов: МИГ-3 159
ЯК-2 64
И-16 450
И-153 493
Итого 1166
б) Бомбардировочная авиация:
Самолетов: ПЕ-2 68
АР-2 23
ЯК-2-4 49
СБ 214
СУ-2 114
ДБ-3Ф 119
Итого 587
в) Штурмовая авиация:
Самолетов: И-153 81
И-15-БИС 111
ИЛ-2 5
Итого 197
г) Разведывательная авиация:
Самолетов: ЯК-4 31
СБ 22
Итого 53
Всего самолетов 2003
% боеготовых экипажей: Истребительная авиация Бомбардировочная авиация Штурмовая авиация Разведывательная авиация Итого
Подготовленных к боевым действиям днем в простых метеорологических условиях 919 730 156 60 1865
Подготовленных к боевым действиям днем в сложных метеорологических условиях 434 161 595
Подготовленных к боевым действиям ночью 262 99 361
Подготовленных к боевым действиям на высотах более 6000 м 444 91 535

          4. Кадры и летный состав второго этапа обучения частей Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта, имевших на вооружении самолеты старых типов (И-16, И-153, СБ и другие), к боевым действиям были подготовлены хорошо. Летный состав первого этапа обучения – слабо.
          Летный состав частей, перевооруженных в 1941 г. на новую материальную часть (МИГ-3, ЯК-1, ЯК-2-4, ПЕ-2, СУ-2 и другие), к началу войны боевым применением на новой материальной части не овладел и к боевым действиям был подготовлен слабо.
          5. В целом Военно-воздушные силы Юго-Западного фронта к боевым действиям были подготовлены недостаточно по причинам:
          а) При перевооружении частей Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта на новую материальную часть некоторые старые сколоченные авиационные полки (52, 48-й ближне-бомбардировочные авиационные полки и другие) к началу боевых действий не имели необходимого количества самолетов новых типов, а старая материальная часть у них была взята для новых формирований, в результате чего эти полки оказались перед началом войны в состоянии пониженной боеспособности;
          б) Летный состав всех авиационных полков, перевооруженных на новую материальную часть в период, непосредственно предшествовавший войне, стрелковым и бомбардировочным вооружением самолетов новых типов не овладел, в результате чего в первые дни войны новая материальная часть использовались недостаточно эффективно;
          в) Некоторые авиационные полки формирования 1940 г. (224, 225, 138-й ближне-бомбардировочные авиационные полки и другие) были укомплектованы материальной частью только на 20-50 % от штатной нормы, в результате чего их удельный вес в боевых действиях был незначителен;
          г) Командирами авиационных дивизий и авиационных полков Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта зимний период 1940-41 гг. очень слабо был использован для проведения боевой подготовки с полетами при снежном покрове аэродромов на колесах, в результате чего молодые летчики в своем подавляющим большинстве зимой летали очень мало и введены в строй не были, а период май-июнь (период напряженной летной работы) не обеспечил необходимой их подготовки к боевым действиям;
          д) В частях Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта до начала войны вопросы маскировки аэродромов и находящихся на них самолетов решены не были, противовоздушная оборона аэродромов была организована неудовлетворительно, что объясняется не только отсутствием необходимых маскировочных средств, некомплектом средств противовоздушной обороны, но и тем, что этим вопросом со стороны командиров всех степеней должного внимания не уделялось;
          е) Отсутствие необходимой организованности и четкости в действиях летных и наземных частей Военно-воздушных сил фронта при отражении налетов авиации противника на наши аэродромы в первые три дня войны подтверждают, что боевая готовность частей Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта была на низком уровне и в этот ответственный период действия летных и наземных частей Военно-воздушных сил по боевой тревоге не соответствовали требованиям приказа Народного комиссара обороны СССР № 075-38 г. […]

II. БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ
ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ЗА ПЕРИОД С 22.6 ПО 10.8.41 г.

          1. В период с 22.6 по 10.8.41 г. Военно-воздушные силы Юго-западного фронта выполняли следующие задачи:
          а) Уничтожение мотомеханизированных частей противника, прорвавшихся на нашу территорию, на дорогах и в местах их сосредоточения;
          б) Уничтожение танков, пехоты, артиллерии и огневых минометных и пулеметных точек противника на поле боя во взаимодействии с наземными войсками;
          в) Прикрытие наших войск в районах их сосредоточения и на поле боя;
          г) Прикрытие своих аэродромов, крупных населенных пунктов, железнодорожных узлов, мостов и переправ через рр. Днепр, Припять, Десна и другие;
          д) Борьба с авиацией противника в воздухе и на земле;
          е) Ведение непрерывной наземной разведки в интересах штабов армий и штаба фронта.
          Основной задачей Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта на протяжении всего периода боевых действий являлась борьба с мотомеханизированными частями противника, прорвавшимися на нашу территорию.
          2. В период с 22.6 по 1.7.41 г. основные усилия Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта были направлены на уничтожение мотомеханизированных частей противника в районах Ковель, Усьцилуг, Сокаль, Радзехув, Луцк; Ровно, Дубно, Кременец, Оструг.
          Одновременно с выполнением задач по уничтожению мотомеханизированных частей противника в указанных районах Военно-воздушные силы фронта прикрывали в тех же районах наши мотомеханизированные части, прикрывали Львов, Дрогобыч, Станиславув, Черновицы, Тарнополь и железнодорожные узлы Новоград Волынский, Шепетовка, Тарнополь.
          В результате бомбардировочных и штурмовых действий Военно-воздушных сил фронта противнику нанесены серьезные потери. В период 28.6-29.6.41 г. вышедшая в район Оструг танковая группа противника (до дивизии) действиями наших бомбардировщиков во взаимодействии с войсками Шепетовского укрепленного района от Оструг была отброшена и рассеяна в лесах западнее и юго-западнее Оструг. Наступление противника в направлении Оструг, Славута, Шепетовка было задержано.
          К недостаткам в действиях Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта нужно отнести очень слабую организацию взаимодействия летных частей с наземными войсками. Штабы Военно-воздушных сил армий, не укомплектованные личным составом, организовать взаимодействие летных частей с наземными войсками не могли, а штаб Военно-воздушных сил фронта с этой задачей не справился. Наши наземные войска в этот период свое расположение, как правило, условными сигналами не обозначали, что затрудняло действия летных частей в интересах наземных войск непосредственно на поле боя.
          3. В период с 1.7 по 1.8.41 г. Военно-воздушные силы Юго-Западного фронта во взаимодействии с наземными войсками уничтожали мотомеханизированные части противника в районах:
          а) Новоград Волынский, Ровно, Луцк, Дубно, Славута;
          б) Золочов, Трембовля, Тарнополь, Волочиск;
          в) Шепетовка, Нв. Мирополь, Полонное, Бердичев;
          г) Житомир, Фастов, Брусилов, Коростышев, Юров;
          д) Бердичев, Казатин, Тетиев, Звенигородка, Тараща, Белая Церковь;
          е) Малин, Черняхов, Топорище,
          ж) Перед фронтом 5, 6-й и 12-й армий во взаимодействии с наземными войсками.
          Одновременно с выполнением задач по уничтожению мотомеханизированных частей противника Военно-воздушные силы фронта действовали по аэродромам противника с задачей уничтожения находящейся на них материальной части.
          Истребительная авиация прикрывала наши войска и железнодорожные узлы Киев, Нежин, Чернигов, Бахмач, Конотоп; железнодорожные мосты и переправы через рр. Днепр, Припять, Десна.
          В результате бомбардировочных и штурмовых действий летных частей во взаимодействии с наземными войсками в районе Славута, Полонное, Нв. Мирополь нанесены значительные потери мотомеханизированным частям противника, которые на подступах к Славута были задержаны до 9.7.41 г.
          Мотомеханизированные части противника, прорвавшиеся по шоссе Новоград Волынский, Житомир, Киев и через Бердичев на Житомир, Киев, подверглись интенсивным бомбардировочным и штурмовым действиям нашей авиации, в результате чего в период 9.7-14.7.41 г. было рассеяно и частично уничтожено до танковой дивизии противника в районе Житомир, Коростышев, Юров. Под непрерывным воздействием наших Военно-воздушных сил мотомеханизированная колонна противника освободила шоссе Житомир, Киев и ушла в леса в районе Фастов, Брусилов, Юров, понеся большие потери.
          К 1.7.41 г. были установлены сигналы, обозначающие нашу авиацию, наземные войска, и Военно-воздушные силы фронта свои боевые действия начали проводить в более тесном взаимодействии с наземными войсками.
          4. В период с 1.8 по 10.8.41 г. Военно-воздушные силы Юго-Западною фронта во взаимодействии с наземными войсками уничтожали мотомеханизированные части перед фронтом 26-й армии и Киевского укрепленного района. Одновременно продолжали прикрывать город Киев, мосты и переправы через рр. Днепр, Припять, Десна и уничтожали авиацию противника на его аэродромах.
          В этот же период проводились ночные одиночные и групповые налеты самолетов СБ и Р-5 на аэродромы противника, железнодорожные узлы, железнодорожные станции и места скопления войск противника с задачей их уничтожения и изнурения

III. ДЕЙСТВИЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ЮГО-ЗАПАДНОГО
ФРОНТА ПО АЭРОДРОМАМ ПРОТИВНИКА

          1. В период 22.6-1.7.41 г. Военно-воздушные силы Юго-Западного фронта налетов на аэродромы противника производили очень мало. В этот период борьба с авиацией противника велась преимущественно в воздухе, путем перехвата нашими истребителями самолетов противника и отражения налетов Военно-воздушных сил противника на наши аэродромы, наземные войска, железнодорожные узлы и другие объекты.
          2. В период 1.7-1.8.41 г., параллельно с действиями по мотомеханизированным частям противника, Военно-воздушные силы фронта действовали и по аэродромам противника по данным разрядки «на себя». В этот период были атакованы аэродромные узлы Луцк, Дубно, Тарнополь, Шепетовка, Проскуров, Житомир, Белая Церковь.
          3. 25.7.41 г. разведкой было установлено, что противник сосредоточил на аэродромном узле в Белая Церковь большое количество бомбардировочных и истребительных самолетов.
          26.7.41 г. белоцерковский аэродромный удел (аэродромы Городище, Узин, Фурсы) был подвергнут неоднократным атакам нашей авиации, в результате которых было уничтожено до 60 разных типов самолетов противника.
          4. В период с 1.8 по 10.8.41 г. Военно-воздушные силы фронта действовали по аэродромам противника в районе Житомир, Бердичев, Белая Церковь. Налеты производились как в дневное время, так и ночью. В результате действий нашей авиации противник был вынужден аэродромный узел Белая Церковь освободить.
          5. Всего за период с 1.7 по 10.8.41 г. частями Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта уничтожено на аэродромах 172 самолета противника. Эти сведения не являются достаточно полными, так как потери, нанесенные Военно-воздушным силам противника при ночных налетах, полностью не учтены.
          Полис налеты на аэродромы противника проходят достаточно эффективно, даже при использовании самолетов старых типов, при незначительных потерях с нашей стороны.
          Действия Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта по аэродромам противника в период с 1.7 по 10.8.41 г. проводились достаточно успешно, но в ограниченных масштабах по количеству самолето-вылетов. Более широкое проведение налетов на аэродромы противника не представлялось возможным, ввиду ограниченного количества самолетов, имеющихся в составе Военно-воздушные сил фронта. […]

VII. ОБЩИЕ КРАТКИЕ ВЫВОДЫ О БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ
ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА
ЗА ПЕРИОД С 22.6 ПО 10.8.41 г.

          1. По состоянию на 22.6.41 г. из летного состава частей Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта хорошо были подготовлены к боевым действиям на старых типах самолетов (И-16, И-153, СБ и другие) кадры и летные экипажи второго и более годов службы.
          Кадры и летный состав второго и более годов службы частей, перевооруженных на самолеты новых типов (МИГ-3, ЯК-1, ЯК-2-4, ПЕ-2 и другие), боевым применением на новой материальной части к началу войны полностью не овладели и к боевым действиям были подготовлены недостаточно.
          Летный состав первого года службы к боевым действиям был подготовлен слабо.
          2. Военно-воздушные силы Юго-Западного фронта в целом не были подготовлены к отражению внезапных налетов Военно-воздушных сил противника на наши аэродромы и к выходу из-под удара. 22.6.41 г. первые налеты противника на наши аэродромы прифронтовой полосы значительных потерь нашим летным частям не нанесли, но в результате слабого руководства со стороны командиров авиационных дивизий и авиационных полков подчиненными им частями в вопросах организации выхода из-под удара и отражения налетов авиации противника последний, повторными ударами в течение 22.6.41 г. и в последующие два дня, нанес нашим летным частям значительные потери, уничтожив и повредив на наших аэродромах за 22, 23 и 24 июня 237 самолетов, что составляет 69 процентов потерь материальной части на своих аэродромах в результате налетов авиации противника за весь период войны.
          3. В связи с развернувшимся в 1941 году на аэродромах Военно-воздушных сил Киевского особого военного округа строительством взлетно-посадочных полос значительная часть аэродромов прифронтовой полосы по состоянию на 22.6.41 г. для производства полетов была непригодна, летные части запасных аэродромов не имели и оставались на ранее занимаемых аэродромах, подвергаясь повторным атакам со стороны Военно-воздушных сил противника.
          4. Штаб Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта 22.6.41 г. был в пути из Киева в Тарнополь, куда прибыл только к исходу дня в неполном составе по штатам штаба Военно-воздушных сил Киевского особого военного округа (мирного времени), и управление летными частями в первые дни войны осуществлял неудовлетворительно.
          5. Служба воздушного наблюдения, оповещения и связи в пограничной полосе Киевского особого военного округа работала неудовлетворительно. 22.6.41 г. летные части Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта, расположенные на аэродромах прифронтовой полосы, сведений о перелетах границы самолетами противника своевременно не получали.
          6. В период с 22.6 по 1.7.41 г. в организации боевой работы летных частей Военно-воздушных сил фронта было очень много недостатков, из которых наиболее серьезными являются:
          а) Первые дни войны (22, 23, 24 июня) Военно-воздушные силы Юго-Западного фронта действовали недостаточно активно, мало имели повторных вылетов, некоторые бомбардировочные авиационные полки (226, 227-й и другие) к боевой работе не привлекались совершенно, налетов наших войск на аэродромы противника проведено крайне мало.
          б) Не было взаимодействия летных частей с наземными войсками и взаимодействия бомбардировщиков с истребителями, в результате чего наземные части в ответственные моменты своей боевой работы не получали своевременной поддержки со стороны Военно-воздушных сил, а бомбардировщики, летавшие на выполнение боевых заданий без прикрытия истребителями, несли большие потери.
          в) В пунктах противовоздушной обороны не было необходимого взаимодействия между зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Личный состав наземных средств противовоздушной обороны силуэтов своих самолетов и самолетов противника не знал и часто обстреливал (и сбивал) наши самолеты при полетах последних на выполнение боевых заданий.
          г) Летный состав истребительных авиационных полков в воздухе не всегда правильно определял типы и принадлежность других пролетавших самолетов, в результате чего в июне и июле имели случаи обстрела нашими истребителями своих же бомбардировщиков.
          д) В боевых действиях Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта слабо учитывалась (особенно в первый период войны) тактика действий военно-воздушных сил противника: полеты одиночными самолетами и отдельными мелкими группами на малых высотах; широкое использование облачности в целях маскировки своего полета; стремление истребителей противника, не вступая в бой, отвлечь наших истребителей в сторону от прикрываемого объекта и тем самым облегчить действия своих бомбардировщиков и др.
          7. Отмеченные выше недостатки в руководстве и организации боевых действий летных частей Военно-воздушных сил фронта в июле в основном были устранены.
          8. На протяжении всего периода боевых действий Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта (с 22.6 по 10.8.41 г.) со стороны командиров авиационных полков и командиров авиационных дивизий не уделялось достаточного внимания вопросам организации летной работы, в результате чего части Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта имеют очень много небоевых потерь: при катастрофах и авариях разбито и повреждено 242 самолета, что составляет 13 % всех потерь за указанный период.
          9. За исключением первых трех дней войны, части Военно-воздушных сил фронта в боевых действиях были достаточно активны, летали много и боевые задачи выполнили хорошо. Боевыми действиями летных частей Военно-воздушных сил фронта во взаимодействии с наземными войсками, мотомеханизированным частям и военно-воздушным силам противника нанесены большие потери, темпы наступления наземных войск противника значительно снижены.
          10. Летный состав частей Военно-воздушных сил фронта в боевых действиях по наземным войскам противника и в воздушных боях постоянно проявлял свое высокое политико-моральное состояние и исключительную настойчивость и упорство в выполнении приказов и боевых заданий по разгрому врага.
          Всего за период с 22.6 по 10.8.41 г. летными частями Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта:
          1) Произведено самолето-вылетов – 36 780
          2) Сброшено авиационных бомб – 2 842 т.
          3) Израсходовано патронов нормального калибра – 8 533 980 штук
          4) Израсходовано патронов крупного калибра – 84 820 штук
          5) Израсходовано снарядов ШВАК – 85 717 штук
          6) Израсходовано снарядов «РС» – 2 532 штуки.
          Сбито в воздушных боях и уничтожено на аэродромах самолетов противника – 806.
          Приложения3. 1. Справка об организации тыла Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта по состоянию на 22.6.41 г.
          2. Справка о недостатках вооружения самолетов новых типов (МиГ-3, Як-1, Як-2-4, Пе-2, Ар-2) и характеристика боеприпасов.
          3. Боевой состав Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта по состоянию на 10.8.41 г.
          4. Список авиационных дивизий, полков, эскадрилий, звеньев и отдельных экипажей Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта, отличившихся в боях с германским фашизмом в период с 22.6 по 30.7.41 г.

Командующий Военно-воздушными
силами Юго-Западного фронта
генерал-лейтенант авиации
Астахов4


Военный комиссар
Военно-воздушных сил
Юго-Западного фронта
дивизионный комиссар
Гальцев4


Начальник штаба Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта
генерал-майор авиации Шкурин


21 августа 1941 г.
Ф. 229, оп. 181, д. 25, лл. 1-12, 30-33.

1 Так в документе. При подсчете итога получается – «2359».
2 Так в документе. При подсчете итога получается – «1308».
3 Приложения не публикуются, т. к. большинство имеющихся в них данных нашло отражение в публикуемых документах.
4 Подписи командующего и военного комиссара в документе отсутствуют.