Доклад начальника 4-го отдела Управления связи Западного фронта заместителю начальника Главного управления связи Красной Армии о состоянии и работе подвижных средств связи Западного фронта за период боевых действий с 22 июня по 14 августа 1941 г

image_pdfimage_print


Доклад
начальника
4-го отдела Управления связи
Западного фронта
заместителю начальника
Главного управления связи
Красной Армии
о состоянии и работе
подвижных средств связи
Западного фронта
за период боевых действий
с 22 июня по 14 августа 1941 г.
(14 августа 1941 г.)



Секретно

ДОКЛАД
О СОСТОЯНИИ И РАБОТЕ ПОДВИЖНЫХ СРЕДСТВ СВЯЗИ
ЗАПАДНОГО ФРОНТА ЗА ПЕРИОД ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
С 22.6 ПО 14.8.41 ГОДА

          Отдел связи Западного особого военного округа до момента объявления войны совершенно не имел подвижных средств. Существовавшая по мобилизационным планам рота подвижных средств связи была укомплектована только личным составом, приписанным из запаса, материальная часть роты отсутствовала. В результате чего это подразделение не могло быть использовано по назначению.
          Со дня начала войны вплоть до 1-го июля, несмотря на неоднократную просьбу помочь мне, дать возможность развернуть работу подчиненного мне 4-го отдела, укомплектовать роту подвижных средств материальной частью, решительных мер со стороны быв. начальника связи Григорьева принято не было и положение с этим видом связи оставалось катастрофическим.
          Для ликвидации создавшегося положения мною была взята инициатива по приобретению автотранспорта, для чего через АБТУ я получил право задерживать по дорогам автомашины, принадлежащие народному хозяйству, оформляя их приобретение через Могилевский Облвоенкомат, и таким образом, уже к 5 июля Управление связи фронта располагало 15 автомашинами, которыми и поддерживало регулярную связь с подчиненными штабами по графику один раз в сутки.
          В связи с неустойчивостью проводной связи, малой пропускной способностью радиосвязи, наряду с возросшей потребностью в непрерывной и своевременной доставке корреспонденции, количество автомашин к 10 июля было доведено до 30 штук, что обеспечивало связь со штабами армий по графику 2 раза в сутки. Однако затрата времени на покрытие расстояния от штаба фронта к штабам армий была велика и достигала до 12-16 часов, что исключало возможность быстро и оперативно доставлять корреспонденцию подвижными средствами (автомашинами).
          С 24.7.41 года Управлению связи фронта было придано 5 самолетов типа ПС-5 из ГВФ, которые обеспечивали связь один раз в сутки к армиям, расположенным на флангах.
          В результате комплексной работы самолетов и автомашин за июль месяц имеем следующие показатели:
№№ пп. Направление Автомашинами Самолетами Доставлено
корреспонденции
рейсов км рейсов км
1 К штарму 4 48 10290 885
2 -"- 13 54 12710 1029
3 -"- 16 67 7540 574
4 -"- 19 46 5850 540
5 -"- 20 50 5905 989
6 -"- 21 41 12110 9 9720 1363
7 -"- 22 19 10160 9 6480 906
8 -"- 24 16 1960 173
9 К штабам групп 17 2280 6 4000 343
10 К штабу резерва 8 2000 62
11 Генштаб Москва и пр. 8812
Итого 366 70805 24 20200 168011

          С 1 августа в распоряжение начальника авиации связи фронта была сформирована и передана 126 отд. авиаэскадрилья связи в составе 9 самолетов У-2 и 2-х самолетов УТ. Наличия самолетов и автомашин дает полную возможность регулярно совершать по два рейса ежедневно, сократив срок доставки корреспонденции в армиях до 5-ти часов и ниже. Работа подвижных средств осуществляется строго в соответствии со схемой и графиком, утвержденным начальником связи фронта. Среднесуточный обмен в августе составляет 900-1100 пакетов секретной и сов. секретной корреспонденции, что превышает в два раза среднесуточный обмен июля.
          Опыт работы самолетов связи показал, что они могут быстро и надежно обеспечить доставку корреспонденции даже при наличии в воздухе самолетов противника. Низкий потолок (5-20 метров), хорошая маневренность и небольшая посадочная скорость позволяют самолету У-2, управляемому опытным пилотом, выходить из-под обстрела истребителя пр-ка, в случаях нападения на самолет нескольких самолетов пр-ка он способен маскироваться при полетах над лесными массивами или же совершать посадку на любой ровной местности.
          В практике работы самолетов был случай, когда истребитель противника 3 августа преследовал наш самолет связи в течение часа, умелым маневрированием пилот все время выводил самолет из-под обстрела и был вынужден совершить посадку из-за отсутствия горючего. На земле самолет получил несколько пробоин. Экипаж самолета остался невредим. Случаев гибели экипажей и потерь самолетов от нападения противника за весь период работы не было.
          Опыт работы автомашин как подвижных средств связи, применяемых штабом фронта показал, что автомашина типа М-1 мало пригодна к работе главным образом из-за плохой проходимости по проселочным дорогам и отсутствия возможности наблюдения за воздухом. Автомашина часто выходит из строя по причине поломок рессор, прокола камер и пр. Кроме того, при движении машин по основным магистралям они подвергаются часто нападению самолетов противника. Так, за период военных действий 8 автомашин сожжено и разбито в результате бомбардировок.
          Для полного обеспечения связью подвижными средствами при существующих условиях войны необходимо иметь: самолетов типа У-2 – 20,
          автомашин «Пикап» – 25,
          бронеавтомобилей БА-20 – 5-7.
          Бронеавтомобили необходимы для связи со штабами, которые расположены вблизи противника или же бывают временно отрезаны с тыла. При наличии вышеуказанных средств Управление связи фронта может вполне обеспечить устойчивую, бесперебойную и вполне надежную связь с подчиненными штабами во всех условиях войны.

Начальник 4 отдела Управления связи Западного фронта
капитан Макаров


          На документе отметка: «1-й экз. вручен генерал-лейтенанту Найденову 16.8.41 года кап. Макаров».

Ф. 208, оп. 2617сс, д. 8, лл. 30-32. Подлинник.

1 Так в документе. По-видимому, должно быть – "15676".