1

Краткий отчет 123-й стрелковой дивизии о работе тыла дивизии в обороне в декабре 1944 г. (8 января 1945 г.)

Краткий отчет
123-й стрелковой дивизии
о работе тыла дивизии
в обороне
в декабре 1944 г.
(8 января 1945 г.)


СЕКРЕТНО

КРАТКИЙ ОТЧЕТ [123-й СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ] О РАБОТЕ
ТЫЛА ДИВИЗИИ [В ОБОРОНЕ] декабрь 1944 г.

1. Краткая оперативная обстановка

Дивизия после проведенных боев в районе местечка Ауце в течение 2 декабря 1944 г. совершила марш и 3 декабря 1944 г., сменив части 168-й стрелковой дивизии, двумя полками заняла оборону на рубеже юго-восточный берег озера Терклыни езер, северная опушка леса Губени, с задачей системой огня пехоты и артиллерии уничтожить противника перед передним краем и не допустить прорыва его в глубину оборонительной полосы.
Указанный оборонительный рубеж удерживался справа 272-м стрелковым полком, слева 255-м стрелковым полком; 245-й стрелковый полк находился во втором эшелоне – лес северо-западнее Целовос, с задачей быть готовым к нанесению контратак в направлениях: Целовос, восточный берег озера Терклыни езер, одновременно проводить боевую тренировку личного состава (см. схему 12)1.
В ночь с 15 на 16 декабря 1944 г. части дивизии передали по акту занимаемый участок обороны 48-й стрелковой дивизии и были выведены во второй эшелон корпуса. Оставив всю артиллерию и минометы в оперативном подчинении командира 48-й стрелковой дивизии, части дивизии расположились: 245-й стрелковый полк – лес западнее Целовос, 255-й стрелковый полк – лес южнее Целовос, 272-й стрелковый полк – лес (6302) (см. схему 13).
25 декабря 1944 г. дивизия сменила части 256-й и 48-й стрелковых дивизий и на широком фронте заняла участок обороны с одновременной задачей наступать одним батальоном на высоту 135.3 (6800) и занять ее (см. схему 14). В результате боя указанная высота неоднократна переходила из рук в руки, но затем 29 декабря 1944 г. наступательные бои были прекращены, дивизия стала в оборону, и высота осталась у противника.
Таким образом, дивизия в течение декабря месяца 1944 г. крупных наступательных боев не вела, а артиллерия и минометы дивизии активно поддерживали наступающие части 48-й стрелковой дивизии.

2. Организация и устройство тыла

Соответственно оперативной обстановке тылы дивизии 1 декабря 1944 г. начали движение в новый район и к 4 декабря 1944 г. полностью сосредоточились: медико-санитарный батальон, дивизионный ветеринарный лазарет, дивизионный обменный пункт, авторота – лес северо-западнее Реви (6300), полевая хлебопекарня – лес (6104).
Тылы полков также передислоцировались в район действий своих подразделений и разместились: 255-го стрелкового полка – лес западнее Межаменос, 272-го стрелкового полка – лес южнее Межаменос, 245-го стрелкового полка – лес в районе озера (6403) и 495-го артиллерийского полка – лес в районе Почас (см. схему 12).
Передислокации тылов предшествовала предварительная рекогносцировка местности и подготовка места к расположению тыловых частей и учреждений.
После рекогносцировки в выбранный район была направлена команда, которая подготовила подъездные пути, места для складов, а также расчистила от кустарников и валежника места будущего расположения медико-санитарного батальона и автороты. От полевой хлебопекарни была выделена команда, подготовившая напольные печи и дрова.
Таким образом, все тыловые части и учреждения передислоцировалась в заранее подготовленные места, что обеспечило их быстрое развертывание и готовность к действию.
С выходом частей дивизии во второй эшелон корпуса необходимости в передислокации как дивизионных, так и тылов стрелковых полков не было, поэтому все они оставались на прежних местах. Так как артиллерия оставалась на огневых позициях, то тыл артиллерийского полка приблизился ближе к дивизионным и расположился в районе Межаменос (см. схему 13).
25 декабря 1944 г., когда дивизия приняла новую оборонительную полосу, тылы 272-го и 245-го стрелковых полков передислоцировались в новые районы и разместились: 272-го стрелкового полка – лес северо-западнее Межаменос (6600); 245-го стрелкового полка – лес юго-западнее Межаменос (6599). Полковые медицинские пункты всех частей были приближены к передовым частям (см. схему 14), что сократило сроки доставки раненых с поля боя.
Связь тыла с частями и командным пунктом дивизии постоянно осуществлялась по телефону, а также посыльными. Все необходимые организационные мероприятия проводились своевременно.

3. Охрана, оборона и маскировка

Тыл дивизии при всех передислокациях, как правило, располагается общим горизонтом. Такое положение дает возможность иметь постоянного коменданта, отвечающего за охрану и оборону тыла.
Для несения охраны ежедневно назначается караул в составе 6 постов. Назначается начальник караула и из числа офицерского состава – дежурный по гарнизону.
Кроме штатных подразделений, как то: медико-санитарный батальон, авторота и дивизионный ветеринарный лазарет, весь личный состав 2-го эшелона сведен в боевой расчет с назначением командиров взводов.
Каждому командиру взвода дан участок обороны и намечен сектор обстрела. Оборона тыла организована круговая.
Для оповещения об опасностях установлены сигналы тревог, разработан план обороны.
Постоянное расположение тыла в лесу дает возможность иметь естественную маскировку.

4. Характеристика путей подвоза и эвакуации

С приближением частей дивизии в указанный район весь подвоз грузов от армейских складов до дивизионных обменных пунктов осуществлялся по маршруту Бэнэ, м. Ауце, Яунауце, Озолмуйжа, Тулци, Реви. Указанная дорога от ст. Бэнэ до Яунауце на протяжении всего времени содержалась в удовлетворительном состоянии и вполне допускала двустороннее движение как гужевого, так и автомобильного транспорта. Даже в период распутицы движение по данному участку проходило нормально, без всяких задержек.
Дорога, идущая от Яунауце до Реви через Озолмуйжа, построена из бревенчатого настила, в результате распутицы стала труднопроходимой. Машины, посылаемые в рейсы, на данном участке по нескольку часов стояли в пробках и, как правило, возвращались с разными техническими неисправностями и с пережогом горюче-смазочных материалов.
Особо частые пробки создавались на перекрестке дорог в районе Озолмуйжа, где иногда скапливалось до 100-120 машин разных частей. Разъездов на данном участке было построено очень мало, регулирование движением организовано слабо. В результате такого бездорожья транспорт от ст. Бэнэ к месту расположения дивизионного обменного пункта возвращался только на вторые сутки.
Подвоз грузов в части проводился в основном по одному маршруту: Реви, Седини, Румба, Почас, Межаменос, и только для 215-го стрелкового полка, находящегося во втором эшелоне, подвоз осуществлялся по дороге: Реви, Тулци, Озолмуйжа, Пети, Эглес-Лауки, Бояри.
Эти дороги также являлись труднопроходимыми и создавали затруднения в работе транспорта.
Движение гужевого транспорта по указанным дорогам было невозможным. Других каких-либо путей не было.
Только с наступлением заморозков в конце декабря 1944 г. пути подвоза улучшились.
Одновременно с этим армейские дорожные части производили их ремонт. Увеличилось число разъездов, наиболее трудные места исправили, ямы были засыпаны землей.
Таким образом, пути подвоза приведены в удовлетворительное состояние, что обеспечило нормальную работу как гужевого, так и автомобильного транспорта.

5. Растяжка тыла

На протяжении декабря месяца подвоз основных видов материальных средств производился из района ст. Бэнэ. Интендантское имущество доставлялось со ст. Лачи. Таким образом, протяженность путей от армейских складов до дивизионного обменного пункта выражалась:
от передового армейского артиллерийского склада до артсклада дивизии …………… 39 км
от передового армейского склада горючего до склада горюче-смазочных материалов …………… 36 км
от передового армейского продовольственного склада до продсклада …………… 37 км
от передового армейского интендантского склада до инт. склада …………… 64 км

При всех перемещениях полковых тылов отдаленность их от тылов батальона выражалась в 1 км, а от тылов дивизии – 4-4.5 км (см. схему 15).

Следует отметить, что при наличии плохих дорог расстояние от армейских складов до тыла дивизии слишком велико. Такое положение затрудняет работу транспорта и своевременный подвоз грузов.

6. Ход материального обеспечения частей

Материальное обеспечение частей в течение декабря месяца в основном производилось удовлетворительно. Постоянный недостаток ощущался в горюче-смазочных материалах.
Общая обеспеченность в течение декабря месяца выражалась в среднем:
по продовольствию …………… 5-6 суточных дач
по боеприпасам …………… 1.5-2 боекомплекта
по горюче-смазочным материалам …………… 0.6 заправки

К началу активных действий дивизии, т. е. к 25 декабря 1944 г., обеспеченность составляла:

а) продовольствие в сутодачах:
хлебная группа …………… 7-6
крупяная группа …………… 5.1
мясная группа …………… 4.3
жировая группа …………… 3.9
сахар …………… 7.5
махорка ……………
овес …………… 6.5
сено …………… 1.0

б) боеприпасов в боекомплектах:
винтовочных патронов …………… 1.4
патронов «ТТ» …………… 1.3
82-мм мины …………… 1.6
120-мм мины …………… 0.8
45-мм выстрелы …………… 0.8
76-мм выстрелы полковой артиллерии …………… 0.1
76-мм выстрелы дивизионной артиллерии …………… 0.6
122-мм выстрелы гаубичные …………… 0.5

в) горюче-смазочные материалы в заправках:
автобензина …………… 0.2
керосина …………… 1.1
автола …………… 0.2

В процессе боевых действий подвоз грузов производился также нормально. Так, к концу боя, т. е. 30 декабря 1944 г., обеспеченность составляла:

а) продовольствие в сутодачах:
хлебная группа …………… 10.1
крупяная группа …………… 6.9
мясная группа …………… 1.3
жировая группа …………… 11.0
овощная группа …………… 3.0
сахар …………… 8.8
махорка …………… 8.9
овес …………… 6.9
сено …………… 0.5
комбикорм …………… 3.1

б) горюче-смазочные материалы в заправках:
автобензин …………… 0.15

в) боеприпасов в боекомплектах:
винтовочных патронов …………… 1.7
патронов «ТТ» …………… 2.0
82-мм мин …………… 1.2
120-мм мин …………… 0.8
45-мм выстрелов …………… 1.2
76-мм выстрелов полковой артиллерии …………… 1.1
76-мм выстрелов дивизионной артиллерии …………… 0.5
122-мм выстрелов гаубичных …………… 0.3

Доставка грузов от армейских складов до дивизионного обменного пункта в течение месяца в основном производилась транспортом дивизии с одновременным завозом боеприпасов в полки. Только с началом наступления армия стала выделять свой транспорт для подвоза боеприпасов.

Дивизионный транспорт в данный период боеприпасы доставлял непосредственно на огневые позиции.

7. Организация питания и доставка пищи на передний край

Питание личного состава в стрелковых частях в течение декабря месяца производилось двухразовое. В артиллерийском полку, спецподразделениях и тыловых учреждениях горячая пища приготовлялась и выдавалась 3 раза, горячий чай выдавался 2 раза.
Доставка пищи на передний край производилась в термосах и специально приспособленных ведрах. В период ведения боевых действий раздача пищи производилась рано утром и с наступлением темноты по указанию командиров частей. Доставка затруднялась постоянным простреливанием из всех видов оружия путей подхода, но, несмотря на это, срывов в питании личного состава не было.
Неоднократные проверки состояния питания в частях как со стороны армейских работников, так и корпусных показали, что бойцы жалоб на питание не имеют. Пища приготовляется своевременно и с достаточной калорийностью.

8. Санитарная эвакуация

Общее движение раненых и больных через медико-санитарный батальон дивизии за декабрь месяц выражается:
раненых больных
состояло на 1 декабря 1944 г. 11 14
поступило 579 286
возвращено в части 58 144
эвакуировано 499 143
умерло 17 1
состоит на 1 января 1945 г. 16 12

За период последних боев с 26 по 30 декабря 1944 г. из общего месячного движения прошло:

раненых больных
состояло 13 21
поступило 286 35
возвращено в части 32 23
эвакуировано 239 26
умерло 6
осталось 22 7

Эвакуация производилась: до батальонных медпунктов – путем выноса с поля боя санитарами, до полковых медпунктов – конным транспортом на повозках, до медико-санитарного батальона – автотранспортом дивизии и частично попутным транспортом, идущим на дивизионный обменный пункт за грузом, от медико-санитарного батальона до армейских госпиталей – транспортом армии.

Максимальная загрузка медико-санитарного батальона была на 3-й день боя, когда к концу дня в медико-санитарном батальоне находилось 52 раненых и 13 больных бойцов и офицеров.
Задержек в эвакуации не было. Дивизионный транспорт на протяжении всего боя дежурил непосредственно на полковых медицинских пунктах, и по мере поступления и оказания помощи раненым их эвакуировали в медико-санитарный батальон.
Питание раненых производилось нормально, последние получали пищу всегда горячей. Водка выдавалась регулярно.
Так как движения частей вперед не было, то растяжка санитарных учреждений была постоянно одинаковой: от батальонных медпунктов до полковых медпунктов – 1.5 км; от полковых медпунктов до медико-санитарного батальона – 5-5.5 км; от медико-санитарного батальона до армейских госпиталей – 20 км (см. схему 16).

9. Ветеринарная эвакуация

Всего за декабрь месяц 1944 г. в ветеринарные учреждения дивизии поступило 14 лошадей, из них 2 раненых и 12 больных. Благодаря правильно созданному режиму и условиям лечения из числа поступивших в дивизионный ветеринарный лазарет лошадей пала только одна по случаю тяжелого полостного ранения.
Весь конский состав в частях укрыт от огня противника. Эвакуация от полковых ветеринарных лазаретов до дивизионного ветеринарного лазарета, производилась своевременно. В армейские ветеринарные лазареты в течение декабря месяца эвакуации не было.
За период последних боев на огневых позициях артиллерии противником убито 4 лошади. Таким образом, общие безвозвратные потери по дивизии за декабрь месяц составляют 5 лошадей.

10. Работа автотранспорта

Подвоз грузов в течение декабря месяца с армейских складов, в основном, производился транспортом дивизии. Всего за месяц только автомобильной ротой перевезено:
продовольствия …………… 540 тонн
боеприпасов …………… 472 тонны
вещевого имущества …………… 80 тонн
горюче-смазочных материалов и инженерного имущества …………… 77 «
прочего имущества …………… 136 «
тары …………… 415 «

В период последних боев, с учетом действия артиллерии в оперативном подчинении командира 48-й стрелковой дивизии, армия увеличила свою помощь автотранспортом в подвозе боеприпасов и одновременно помогла в подвозе продовольствия.

Всего армейским транспортом за декабрь месяц подвезено: боеприпасов 320 тонн, продовольствия 40 тонн.
Таким образом, за декабрь месяц всего перевезено – 2080 тонн груза, из них дивизионным транспортом – 1720 тонн и армейским – 360 тонн.
Вследствие недостаточного количества автомашин нагрузка на работу имеющихся в наличии бортовых машин была увеличена. Водительский состав большее время суток проводил в рейсах, имея отдых всего 3-4 часа.
Большое отрицательное влияние на работу автотранспорта оказало отсутствие хороших дорог. Машины часами простаивали в пробках, а также постоянно возвращались с техническими неисправностями.
Несмотря на все это, автотранспорт дивизии со своей задачей по перевозке грузов вполне справился.

11. Ремонт автотранспорта

Всего за декабрь месяц отремонтировано в армейских базах – 1 машина «ГАЗ-АА» и 2 машины «ЗИС-5», в корпусной полевой ремонтной базе – 3 машины «ГАЗ-АА».
Парковым взводом автороты произведено 7 средних ремонтов и до 30 текущих.
Ремонт автомобильного транспорта затруднен отсутствием запасных частей. В результате этого одни и те же детали приходилось по нескольку раз реставрировать, что конечно влияло на качество ремонта.
Особо острый недостаток в дивизии ощущается в хвостовиках к машинам «ЗИС-5».
Неоднократные заявки на запчасти в автоотдел армии не удовлетворяются.

12. Организация сбора и эвакуации трофейного и отечественного
имущества

Сбор трофейного и отечественного имущества с поля боя, в основном, производятся полковыми и дивизионной командами.
Трофейные команды в период боевых действий следовали непосредственно за частями и производили сбор всего утерянного отечественного имущества, а также захваченного трофейного.
Все собранное имущество концентрировалось на передовых сборных пунктах, организованных в 1-2 км от переднего края, и охранялось силами полковых команд.
С передовых пунктов все имущество попутным порожняком эвакуировалось на полковой пункт боепитания, где оно рассортировывалось по видам, а затем также попутным транспортом доставлялось до дивизионного обменного пункта дивизии.
Укомплектованность трофейных команд составляет в дивизии – 12 человек, в полках – 6-9 человек.
Всего за декабрь месяц трофейными командами собрано имущества:
а) трофейного:
1. Орудий зенитных 20-мм …………… 1 шт.
2. Пулеметов МГ-34-42 …………… 13 «
3. Винтовок …………… 64 «
4. Автоматов …………… 3 «
5. Запасных стволов к пулеметам …………… 10 «
6. Ракетниц …………… 2 «

б) отечественного:
1. Пулеметов ручных …………… 28 шт.
2. Винтовок …………… 162 «
3. Автоматов …………… 29 «

Все утерянное в боях вооружение собрано полностью. Кроме того, за период нахождения частей дивизии в обороне собрано и сдано заводам промышленности черного металлолома 94 тонны, цветного – 800 кг.

План вывоза металлолома за декабрь месяц перевыполнен.

13. Организация сбора и захоронения трупов военнослужащих

Сбор и захоронение трупов военнослужащих, погибших в борьбе с немецкими захватчиками, осуществлялся полевыми командами под общим руководством помощников командиров полков по снабжению.
Команды укомплектованы:
245-й стрелковый полк – 5 человек.
255-й стрелковый полк – 6 человек.
272-й стрелковый полк – 6 человек.
Захоронение трупов производилось на полковых и дивизионных кладбищах. Полковые кладбища расположены в местах дислокации своих частей, а дивизионное кладбище – в районе расположения медико-санитарного батальона.
Всего за декабрь месяц захоронено 123 трупа.
Вывод. С задачей материального обеспечения частей тыл дивизии справился. Несмотря на целый ряд затруднений, как то: отсутствие дорог, достаточного количества транспорта, постоянный недостаток горюче-смазочных материалов, наличие распутицы, снабжение войск всем необходимым для боя и жизни проводилось своевременно, перебоев в доставке материальных средств не было.
Предложения: 1. Для успешного обеспечения будущих боев материально-техническими средствами необходимо неуклонно выполнять постановление Государственного Комитета Обороны о доставке грузов армейским транспортом до дивизионных обменных пунктов и дивизионным транспортом до тылов частей.
2. Не допускать большого отрыва армейских тылов от тылов дивизии.
3. Улучшить работу дорожных частей и регулирование на дорогах.
4. Для своевременного и полного сбора трупов военнослужащих, а также осуществления руководства полковыми командами создать при дивизии похоронную команду под руководством офицера.
5. Ввести в штат автороты 2 трактора. Плохие дороги и отсутствие дорог для колесного транспорта затрудняют своевременный подвоз боеприпасов и продовольствия. Наличие тракторов позволило бы плохие участки преодолевать тракторами и обеспечило бы буксировку застрявших машин.
6. Создать при артиллерийском и продовольственном складах штатные разгрузочные команды по 10-15 человек, так как при поступлении большого количества грузов имеющийся на складах личный состав не успевает разгружать транспорт и задерживает его.
7. Для оказания помощи в ремонте автотранспорта необходимо высылать непосредственно в части армейские и фронтовые ремонтные летучки.
Приложение. Схемы на 5 листах только к одному экземпляру.

Начальник организационного отделения
123-й стрелковой дивизии
(подпись)

Ф. 397, оп. 73789с, д. 4, лл. 48-53.

1 Здесь и ниже: схемы на сайте не приводятся. — В.Т.