Указания командования 11-й гвардейской армии по форсированию р. Прегель в черте города Кенигсберг (23 марта 1945 г.)

image_pdfimage_print

Указания
командования 11-й гвардейской армии
по форсированию р. Прегель
в черте города Кенигсберг
(23 марта 1945 г.)


«УТВЕРЖДАЮ»

Командующий войсками 11-й гвардейской армии
гвардии генерал-полковник ГАЛИЦКИЙ

23 марта 1945 г.

Член Военного Совета армии
гвардии генерал-майор Т. В. КУЛИКОВ

УКАЗАНИЯ
ПО ФОРСИРОВАНИЮ РЕКИ ПРЕГЕЛЬ В ЧЕРТЕ ГОРОДА
КЕНИГСБЕРГ

I. Особенности форсирования р. Прегель

          Форсирование реки даже в обычных условиях представляет собой труднейшую задачу, так как при этом наступающим подразделениям перед атакой противника приходится преодолевать водное пространство, совершенно открытое для наблюдения и огня, в то время как их собственные огневые средства не могут быть использованы в полной мере.
          Тем более сложной будет задача по форсированию р. Прегель, которую нашим войскам придется преодолевать в ходе предстоящих действий по штурму города и крепости Кенигсберг.
          В восточной части города Кенигсберг р. Прегель течет двумя рукавами: Альтер Прегель и Ноер Прегель, сливающихся в центре города в одно общее русло.
          Ширина рукавов Альтер Прегель и Ноер Прегель не превышает 80-100 м, уменьшаясь перед слиянием до 50 м.
          После слияния рукавов ширина реки медленно увеличивается от 80 до 200 м.
          Глубина реки в месте слияния рукавов доходит до 20 м, далее по мере расширения реки глубина уменьшается и на западной окраине города составляет 5-6 м.
          Скорость течения реки в среднем 0.5-0.8 м/сек.
          Берега реки Прегель в черте города на всем протяжении облицованы бетоном и камнем и возвышаются над уровнем воды на 1.5-2 м.
          Северная набережная застроена каменными многоэтажными домами, плотно примыкающими друг к другу.
          Южная набережная застроена такими домами только в восточной части. В районе главной товарной станции и порта преобладают складские и хозяйственные (каменные и деревянные) постройки, разбросанные по району отдельными группами. В районе Коссе и порта набережная имеет много лодочных пристаней с оборудованными спусками к реке в виде каменных лестниц. На остальном участке оборудованные спуски к реке встречаются редко.
          Мосты через р. Прегель имеют высоту 3-4 м и пригодны для переправы всех видов транспорта.
          Мост, соединяющий товарную железнодорожную станцию с промышленным предместьем города Коссе, – железный. Фермы этого моста расположим в два этажа, причем по верхней ферме проходят поезда, а по нижней – автотранспорт и пешеходы.
          Нижняя ферма – разводная.
          Железнодорожный мост, соединяющий товарную станцию с правобережной центральной частью города, разрушен. Также разрушен мост на восточной окраине города, через р. Ноер Прегель, построенный на месте парома. Остальные мосты, каменные и бетонные, пока еще функционируют, но подготовлены к взрыву.
          Существующие паромы через речку имеют грузоподъемность не более 3-5 т.
          Из изложенного вытекает ряд особенностей, с которыми придется встретиться нашим войскам в период форсирования.
          1. Наличие на южном берегу построек позволит приблизить исходные районы до 100-150 м от линии отвала и обеспечит укрытие войск от огня и необходимую маскировку выхода подразделений на исходную линию.
          Исходная линия в свою очередь может быть вынесена на рубеж крайних домов, т. е. приближена на 50-60 м к урезу воды.
          2. Наличие большого количества различного материала позволит быстро произвести постройку подручных переправочных средств.
          3. Наличие на северном берегу реки высоких зданий дает возможность противнику организовать по берегу многоярусную оборону, расположив огневые средства как в нижних, так и в верхних этажах.
          4. Работа артиллерии с закрытых позиций будет затруднена, что потребует выдвижения на прямую наводку большей части артиллерии всех калибров.
          5. Крутые отвесные берега, одетые бетоном, чрезвычайно затруднят спуск переправочных средств, посадку и высадку войск; потребуют специальных работ по оборудованию спусков.
          6. Передний край обороны противника на северном берегу будет находиться на линии ближайших домов, т. е. на удалении 50-60 м от берега. Вследствие этого исключается возможность накапливания подразделений для атаки. Атака будет производится мелкими группами сразу же после форсирования.
          7. Борьба за плацдарм на северном берегу реки сведется к атаке построек, примыкающих к набережной, с захватом и закреплением которых можно будет приступить к наводке мостов и переправе главных сил.

II. Подготовка форсирования

          Форсирование р. Прегель в черте города Кенигсберг может происходить двумя способами:
          а) с хода, когда наступающие подразделения на плечах отходящего противника, частично по захваченным мостам, частично на местных переправочных средствах (баржи, лодки, баркасы и т. п.) форсируют реку и, пользуясь расстройством обороны противника, овладевают плацдармом на северном берегу.
          б) после короткой подготовки, когда противник сумеет заранее разрушить мосты, увезти или затопить все пловучие средства и организовать оборону по северному берегу. В этом случае форсированию будет предшествовать соответствующая подготовительная работа.

1. Разведка реки и противника

          Подготовка форсирования начнется с организации разведки всех видов.
          Для этого с подходом подразделений к реке командиры батальонов, полков и дивизий немедленно высылают на берег офицерские разведывательные группы с задачей установить:
          а) характер реки – ее ширину, глубину и скорость течения на данном участке;
          б) характер берегов, высоту набережной, ширину набережной, наличие спусков к реке, характер прилегающих к набережным построек;
          в) состояние мостов;
          г) наличие открытых подступов к реке;
          д) наличие местных переправочных средств и материалов для их постройки;
          е) характер сооружений и заграждений противника на противоположном берегу;
          ж) характер обороны противника на противоположном берегу.
          Кроме того, для детального изучения противника развертывается сеть общевойсковых, артиллерийских и инженерных наблюдательных пунктов.
          НП оборудуются в домах на набережной и получают секторы и направления для наблюдения с расчетом, чтобы каждый участок реки просматривался не менее чем с двух НП.
          Наблюдение ведется непрерывно как днем, так и ночью и имеет задачей установить:
          – опорные пункты противника на противоположном берегу, т. е. наиболее прочные строения, приспособленные к обороне;
          – взаимную огневую связь между отдельными опорными пунктами и домами;
          – расположение огневых точек в нижних и верхних этажах зданий, особенно ОТ, способных вести фланкирующий огонь вдоль зеркала реки.
          – мертвые пространства на подступах к зданиям, занятым противником.
          Кроме общевойсковой разведки корпусной, дивизионной и полковой, инженеры силами саперных подразделений организуют специальную инженерную разведку с целью изучения характера реки, определения мест для устройства различных видов переправ, определения наличия местных переправочных средств и т. д.
          Артиллерийскими начальниками организуется специальная артиллерийская разведка обороны противника, районов ОП, артиллерии (особенно прямой наводки) и скрытых подступов к реке для переправы артиллерии.

2. Командирские рекогносцировки

          После получения предварительных данных от разведки командир дивизии проводит личную рекогносцировку реки, привлекая к ней командиров полков, а также командиров, приданных и поддерживающих средств.
          Рекогносцировка производится с двух или с трех точек, с расчетом просмотра участка переправы каждого стрелкового полка. Места для рекогносцировок выбираются преимущественно в домах ближайшего к реке квартала с таким расчетом, чтобы можно было видеть оба берега реки. Во время рекогносцировки командир дивизии проводит на местности следующую работу:
          а) уточняет характер обороны противника на северном берегу реки, определяя расположение наиболее сильных опорных пунктов;
          б) намечает участки переправы для каждого стрелкового полка и батальона, выбирая такие места, где на набережной постройки крепче и ближе подходят к берегу, где имеются удобные спуски на воду и выходы на противоположном берегу, где конфигурация построек и общее начертание реки не позволяют противнику вести фланкирующий огонь вдоль реки и по участкам переправы;
          в) намечает пункты для десантных и паромных переправ из расчета 1-2 пункта переправы на каждый штурмовой отряд батальона первого эшелона;
          г) выбирает исходные районы для батальонов первого эшелона и выжидательные районы для батальонов второго эшелона, намечает исходную линию для форсирования и места сосредоточения переправочных средств;
          д) намечает пункты высадки на противоположном берегу с учетом сноса;
          е) определяет очередность форсирования реки по эшелонам;
          ж) устанавливает порядок подавления обороны противника на противоположном берегу;
          з) устанавливает задачи подразделениям после форсирования реки;
          и) определяет места КП и НП командиров и места органов комендантской службы.
          В конце рекогносцировки командир дивизии объявляет командирам полков и командирам приданных частей свое решение по вышеуказанным вопросам.
          На основе принятого командиром дивизии решения командиры полков с командирами батальонов и командиры батальонов с командирами штурмовых отрядов проводят рекогносцировку на своих участках.

3. Планирование переправы

          На основании решения командира дивизии и полка штабами дивизий и полков составляется боевой приказ, плановая таблица боя и плановая таблица переправы с приложением схемы.
          Плановая таблица переправы является основним документом, определяющим порядок форсирования реки.
          В плановой таблице указывается:
          а) распределение войск по эшелонам и время переправы каждого эшелона.
          Как правило, каждая стрелковая дивизия для переправы будет строиться в 3-4 боевых эшелона.
          В первый боевой эшелон включаются батальоны первых линий стрелковых полков (штурмовые) со всеми средствами усиления штурмовых отрядов.
          Во второй боевой эшелон включаются батальоны второго эшелона, подразделения СУ и часть дивизионной артиллерии.
          В третий боевой эшелон включаются батальоны третьих эшелонов, тяжелые самоходные орудия и остальная часть дивизионной артиллерии.
          В состав четвертого боевого эшелона входят – артиллерия усиления, тылы полков и дивизий и танковая группа резерва.
          б) Выжидательные районы для батальонов второго и третьего эшелонов и исходные районы для батальонов первого эшелона.
          Исходные районы в восточной части города Кенигсберг могут быть назначены в кварталах, вплотную примыкающих к реке. В западной части города в силу более открытого характера местности исходные районы могут быть несколько отнесены от берега реки.
          Выжидательные районы для батальонов второго эшелона в восточной части города выбираются в домах вторых кварталов; в западной части города выжидательные районы относятся от реки в зависимости от наличия укрытий.
          в) Участки переправ для каждого стрелкового батальона и полка.
          г) Пункты переправ и время их готовности.
          д) Распределение войск и переправочных средств по пунктам переправы.
          е) Распределение инженерных частей по пунктам переправ для их обслуживания.
          ж) Очередность переправы войск.
          С этой целью каждый эшелон разбивается по сменам в зависимости от имеющихся переправочных средств.
          Первый боевой эшелон во всех случаях должен быть распределен на три смены.
          В первую смену включаются атакующие группы штурмовых отрядов и команды саперов-подрывников.
          Во вторую смену входят – группы закрепления штурмовых отрядов и часть артиллерии огневых групп (45-мм пушки, часть ПА, 82-мм минометы).
          В третью смену входит остальной состав огневых групп и группы резерва.
          Время из переправу каждой смены устанавливается в зависимости от ширины реки на данном участке.
          з) Меры боевого обеспечения переправы.
          и) Резерв переправочных средств, место его расположения и порядок использования.
          к) Места органов комендантской службы.
          Дивизионная плановая таблица переправы утверждается командиром дивизии, полковая – командиром полка.
          В батальонах никаких планирующих переправу документов не разрабатывается.
          Получив плановую таблицу переправы полка, командир батальона производит расчет своих подразделений и приданных средств усиления по пунктам переправы, рейсам и переправочным средствам, назначает старших рейсов и старших на переправочных средствах, выделяет гребцов на переправочные средства.
          Время начала переправы в плановых таблицах не указывается, а сообщается исполнителям за несколько часов до начала форсирования.
          Плановая таблица боя составляется в обычном порядке, причем в ней обязательно предусматриваются:
          1. Особенности артиллерийского наступления, в котором решающую роль будут играть орудия прямой наводки.
          2. Особенности атаки, которая будет производиться отдельными атакующими группами без предварительного накапливания их на рубеже атаки.

4. Сосредоточение и оснастка переправочных средств

          Еще до подхода к реке дивизионные и полковые инженеры организуют сбор переправочных средств, используя для этого саперные подразделения и стрелковые части вторых эшелонов.
          С выходом к реке производится сосредоточение собранных переправочных средств в заранее предусмотренных местах на путях выхода подразделений к местам переправы.
          Здесь же развертываются работы по подготовке и оснастке переправочных средств из подручных материалов.
          Эти работы, как правило, выполняются непосредственно стрелковыми подразделениями под руководством саперов, причем плотики для переправы атакующих групп штурмовых отрядов собираются не в пунктах сосредоточения переправочных средств, а в непосредственной близости к пунктам переправы.
          Снаряжение лодок и сборка плотиков заканчиваются к моменту занятия войсками исходных районов.
          После расчета переправочных средств по сменам и пунктам переправы в ночь перед форсированием они разбираются стрелковыми подразделениями, которые на них будут переправляться, и выносятся на исходную линию для форсирования, где располагаются в порядке номеров пунктов переправ и тщательно маскируются.
          При этом легкие переправочные средства на исходную линию не выносятся, а остаются в исходных районах и подносятся к воде переправляющимися подразделениями уже после сигнала на форсирование.
          Паромные переправы подготавливаются для вторых и последующих боевых эшелонов.
          Для устройства этих переправ применяются лодки, понтоны, бочки, бревна, а также баржи и другие суда. Переправа производится нормально – по канату, а в узких местах – при помощи весел.
          Лодки и верхние строения для паромов выносят на исходную линию специальные наряды от подразделений первого или второго эшелона.
          Сборка паромов из имущества легких мостовых парков и устройство пристаней для паромов производятся уже после захвата противоположного берега подразделениями, переправившимися на десантных средствах.
          Кроме паромов, саперными подразделениями подготавливаются также пешеходные мостики для переправы на наиболее узких участках реки.
          Сборка этих мостиков полностью или по звеньям производится в пунктах сосредоточения переправочных средств, после чего они выносятся к месту наводки переправляющимися на них подразделениями.

5. Инженерная подготовка форсирования

          Планы инженерного обеспечения форсирования разрабатываются корпусными, дивизионными и полковыми инженерами. Планы должны предусматривать:
          а) сосредоточение переправочных средств;
          б) инженерную разведку реки,
          в) заготовку подручных материалов и постройку из них переправочных средств;
          г) оборудование исходной линии и исходных районов в инженерном отношении;
          д) оборудование линии отвалов в инженерном отношении
          Сбор местных переправочных средств производится без дополнительных распоряжений в порядке, указанном в пункте 4. При этом собранные средства перемещаются вслед за наступающими войсками и с выходом последних к реке сосредоточиваются в кварталах, непосредственно примыкающих к набережной.
          При ведении инженерной разведки и разграждении особое внимание обращается на обнаружение и уничтожение препятствий на исходной линии и в исходных районах. Каждый дом на набережной тщательно обследуется и разминируется. Занятие неразминированных домов войсками запрещается. Водные заграждения разведываются и уничтожаются специальными командами под покровом ночной темноты.
          В исходных районах саперными подразделениями подрывным способом проделываются проходы в стенах домов для выхода первого эшелона на исходную линию. Стрелковыми частями в исходных районах оборудуются укрытия, щели и убежища.
          В пунктах подготовки и сосредоточения переправочных средств также строятся щели для личного состава, оборудуются укрытия для автомашин переправочных парков и расчищаются площадки для заготовки пловучих средств.
          Постройка колонных путей в исходные районы производится в обычном порядке. При этом к выжидательным районам пути следует прокладывать так, чтобы они по возможности проходили под некоторым углом к фронту в целях маскировки и укрытия от огня.
          Для передвижения от выжидательных районов до исходных, кроме имеющихся улиц и переулков, подготавливается на каждый стрелковый батальон не менее 2-3 путей непосредственно через дворы, проломы в стенах и т. д., которые обеспечивают наилучшую маскировку.
          Улицы, выходящие перпендикулярно к реке, перекрываются специальными баррикадами, построенными с таким расчетом, чтобы противник не мог вести вдоль них пулеметный и артиллерийский огонь.
          Основное внимание в инженерной подготовке форсирования обращается на оборудование исходной линии и линии отвала.
          На исходной линии стрелковыми подразделениями отрываются щели и оборудуются укрытия для переправочных средств и постов регулирования, подготавливаются площадки для пулеметов и ячейки для стрелков.
          На линии отвала в пунктах переправы ночью производится подрыв набережной и оборудование образовавшихся склонов для спуска переправочных средств и людей. В каждом пункте десантной переправы должно быть подготовлено по 2-3 таких спуска.
          Оборудование спусков паромных переправ заключается в расчистке берегов и устройстве приспособлений для закрепления канатов, тросов и подготовки пристаней.
Страницы ( 1 из 2 ): 1 2Следующая »