Из первой части отчета штаба 16-й воздушной армии штабу военно-воздушных сил Красной Армии о боевой деятельности армии в наступательной операции войск 1-го Белорусского фронта от р. Висла до р. Одер (17 марта 1945 г.)

Из первой части отчета
штаба 16-й воздушной армии
штабу военно-воздушных сил
Красной Армии
о боевой деятельности армии
в наступательной операции
войск 1-го Белорусского фронта
от р. Висла до р. Одер
(17 марта 1945 г.)


СЕКРЕТНО

«УТВЕРЖДАЮ»
Командующий 16-й воздушной
армией
генерал-полковник авиации
РУДЕНКО
17 марта 1945 г.

 

ИЗ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ОТЧЕТА ШТАБА 16-й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ
ШТАБУ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЙ АРМИИ
О БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРМИИ В НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ
ВОЙСК 1-го БЕЛОРУССКОГО ФРОНТА
от р. ВИСЛА до р. ОДЕР

…Во взаимодействии родов войск наиболее сложным является организация и осуществление взаимодействия между авиацией и наземными войсками и, в частности, с подвижными войсками (конницей и танками) при вводе их в прорыв и бое в глубине обороны противника. Особенно сложным бывает это взаимодействие в наступательных операциях с высокими темпами продвижения наземных войск.
Боевой опыт проведенных операций войсками 1-го Белорусского фронта во взаимодействии с авиацией 16-й воздушной армии показывает, что там, где это взаимодействие было тщательно подготовлено, неизменно достигался успех, последствия которого весьма положительно сказывались на успехе развития операции в целом.
С учетом таких требований и значения взаимодействия родов войск командованием 1-го Белорусского фронта и командованием 16-й воздушной армии было уделено исключительно большое внимание подготовке и организации взаимодействия авиации, в особенности с подвижными войсками – конницей и танками. Задолго до начала операции (в последней декаде ноября) командованием 1-го Белорусского фронта были определены особым планом взаимодействующие между собой соединения наземных войск и авиации в предстоящей операции.
Согласно этому плану для взаимодействия с наземными войсками были закреплены следующие авиационные соединения:
47-я армия взаимодействует со 2-й гвардейской штурмовой авиационной дивизией;
61-я армия взаимодействует со 2-й гвардейской штурмовой авиационной дивизией;
5-я ударная армия взаимодействует с 6-м штурмовым авиационным корпусом;
8-я ударная армия взаимодействует с 11-й гвардейской штурмовой авиационной дивизией;
2-я гвардейская танковая армия взаимодействует с 6-м штурмовым авиационным корпусом, 6-м и 3-м истребительными авиационными корпусами;
2-й гвардейский кавалерийский корпус взаимодействует с 3-м истребительным авиационным корпусом;
1-я гвардейская танковая армия взаимодействует со 2-й и 11-й гвардейскими штурмовыми авиационными дивизиями;
69-я армия взаимодействует с 3-й гвардейской штурмовой авиационной дивизией (9-го штурмового авиационного корпуса);
33-я армия взаимодействует с 300-й штурмовой авиационной дивизией (9-го штурмового авиационного корпуса);
7-й гвардейский кавалерийский корпус взаимодействует с 283-й истребительной авиационной дивизией (13-го истребительного авиационного корпуса), 3-й гвардейской штурмовой авиационной дивизией (9-го штурмового авиационного корпуса), 193-й истребительной авиационной дивизией (13-го истребительного авиационного корпуса);
11-й и 9-й танковые корпуса прикрывает 283-я истребительная авиационная дивизия (13-го истребительного авиационного корпуса).
Таким образом, взаимодействующие между собой соединения были определены за 50 дней до начала операции. Этот срок был вполне достаточным для детальной и грамотной отработки всех вопросов взаимодействия. Командованием наземных войск и взаимодействующей с ними авиации этот период был использован максимально.
Первый этап подготовки взаимодействия состоял прежде всего в установлении личного делового контакта командиров соединений (авиационных и наземных) и их начальников штабов, которым предстояло в операции осуществление взаимодействия.
На совместных совещаниях командования взаимодействующих соединений были составлены в соответствии с указаниями командования 1-го Белорусского фронта (для наземных соединений) и командования 16-й воздушной армии (для авиационных соединений) специальные планы подготовки и организации взаимодействия путем проведения совместных занятий, учений, игр, с последующей практической отработкой всех вопросов взаимодействия на местности в условиях, приближенных к боевой обстановке.
Такие планы работ по организации взаимодействия в подготовительном периоде не являлись стандартными, так как не все авиационные соединения имели одинаковый опыт, в том числе и боевой, по взаимодействию с подвижными войсками.
Из основных общих вопросов, отработанных взаимодействующими соединениями наземных войск и авиации в подготовительном периоде, были следующие:
1. Плановая таблица взаимодействия авиации с танками и кавалерией на фоне района предстоящих боевых действий с внесением всех рубежей, которые должны будут преодолевать подвижные войска. При этом уделялось большое внимание времени, к которому подвижные войска будут выходить на каждый рубеж. Особенно тщательно отрабатывалась таблица в части взаимодействия с авиацией при вводе подвижных войск в прорыв до выхода на рубеж, позволяющий танкам и коннице маневрировать.
2. Летный состав взаимодействующей авиации настойчиво и систематически обучался отыскиванию и определению первоочередных целей, подлежащих уничтожению, которые могли угрожать подвижным войскам, введенным в прорыв, и мешать их дальнейшему продвижению.
3. Со всем летным составом были проведены занятия и достигнуто усвоение вопросов непрерывного пребывания групп штурмовиков над танками при прохождении ими полосы прорыва, вступления самолетов в радиосвязь с танками, опознавания сигналов своих войск и целеуказания, получения задач от командиров, находящихся в танках, и через штабы по радио.
4. Проведены совместные занятия командиров авиачастей, ведущих групп и командиров танковых батальонов по вопросам выполнения плана взаимодействия, вхождения в связь самолетов с танками и применения сигналов опознавания и целеуказания. Особое внимание было уделено практической отработке этого вопроса.
С этой целью в каждом соединении штурмовой авиации и соединении подвижных войск было проведено практическое учение самолетов с танками. Для этой цели от штурмовой авиационной дивизия выделялось несколько самолетов, а от подвижного соединения (танкового) несколько танков. Во время такого учения проигрывались все важнейшие вопросы взаимодействия самолетов с танками и прежде всего вхождение их в связь между собой. При этом танки занимали исходное положение и согласно плану практической военной игры направлялись по заданному маршруту, имитируя тем самым вхождение в прорыв. Штурмовики сопровождали их в этот период и входили с ними в радиосвязь. Присутствовавшие на игре авиационный командир и командир подвижных войск давали вводные и тем самым проверяли экипажи самолетов и танков в отработке отдельных вопросов взаимодействия. Так, например, экипажи самолетов запрашивали у экипажей танков сигналы целеуказания. После стрельбы дымовыми снарядами экипажи самолетов убеждалась, что сигнал их экипажами танков принят, а экипажи танков запрашивали, как видят экипажи самолетов сигнал целеуказания. После получения подтверждения вопрос считался отработанным, но отработка их для лучшего усвоения повторялась. Отрабатывались также вопросы целеуказания самолетами для танков. По запросу танкистов установленными сигналами (эволюциями) штурмовики показывали цель для них. Несколько раз на каждом из таких учений практически отрабатывалась сигналы опознавания, даваемые танкистами. Для этого штурмовики по команде своего командира уходили в сторону от группы танков и по вызову возвращались обратно к ним. Танкисты давали сигналы обычно ракетами. Экипажи самолетов, находившееся на разном удаления от танков, наблюдали за их сигналами и при правильной подаче последних передавали по радио: «Видим, даете правильно». При недостатках в подаче сигналов опознавания, в особенности при запаздывании, штурмовики до радио указывал на этот недостаток и повторяли подход к танкам для получения новых сигналов. В процессе такого учения отрабатывалась также постановка задачи штурмовикам авиационными командирами и командирами-наводчиками, находящимися в танках.
На учении присутствовали ведущее групп авиационных соединений и командиры подвижных войск до командира батальона включительно.
5. Специально подготовленные офицеры наведения авиации были выделены в части подвижных войск. Разработаны для них специальные инструкции, определяющие их обязанности. Предусмотрена подмена их офицерами подвижных войск на случай убыли офицера наведения от авиации.
6. Тщательно изучен летным составом вероятный район боевых действий по карте 1 : 200 000 масштаба, положение своих войск, противника и расположение его огневых точек и, в частности, зенитных средств.
7. С летным составом (разведчиками) проведены занятия по методам и способам ведения разведки, определения степени и важности обнаруженных целей в передаче разведывательных данных по радио из района наблюдения. Такие занятия закреплены практическим учением.
8. Проведен инструктаж офицеров инженерного батальона соединения подвижных войск совместно с офицерами-специалистами аэродромно-инженерного батальона от авиации по отысканию и скоростному устройству аэродромов и площадок на территории, освобожденной от противника, вслед за продвижением подвижных войск.
Кроме отработки указанных выше общих важнейших вопросов организации взаимодействия авиации с подвижными войсками, были проведены также специальные штабные занятия, игры и учения главным образом по вопросам управления авиацией в бою после ввода подвижных войск в прорыв обороны противника. Исключительное внимание при этом уделялось вопросам использования радио и скрытности управления.
Занятия, как правило, проводились поочередно в авиационных соединениях и соединениях подвижных войск. Это приводило к достижению делового контакта не только между командованием взаимодействующих соединений, но и между офицерским составом их. В результате такого общения офицерский состав взаимодействующих соединений запоминал друг друга не только по фамилиям, но и лично. В ходе операции выяснилось, что этот фактор имел немаловажное значение, в особенности при управлении авиацией над полем боя, когда группы штурмовиков сопровождали танкистов или уничтожали впереди их цели, мешающие продвижению танков.
Аналогичные вопросы, только в несколько меньшем масштабе, проведены были с наземными войсками (пехотой). Придавая особое значение вопросу обозначения себя наземными войсками установленными сигналами и целеуказанию ими для авиации, штабом воздушной армии были составлены специальные инструкции, изданные массовым тиражом редакцией газеты «Красная Армия» и распространенные среди наземных войск 1-го Белорусского фронта для усвоения ими перед началом операции.
Как показал ход операции, эти инструкции сыграли весьма положительную роль в вопросах осуществления взаимодействия наземных войск с авиацией.
* * *
Смерть немецким оккупантам!

Изучи с наблюдателем-сигнальщиком.
Разъясни бойцам и сержантам своего подразделения.

ПАМЯТКА
ОФИЦЕРУ НАЗЕМНЫХ ВОЙСК О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
С АВИАЦИЕЙ

Наши штурмовики и бомбардировщики могут оказать наземным войскам в бою огромную помощь, нанося сокрушающие удары по целям, встречающимся на пути продвижения наших войск.
При хорошем взаимодействии наземных войск с авиацией наши летчики способны облегчить продвижение пехотинцев, танкистов, кавалеристов, работу артиллеристов и придать наступлению войск стремительный характер.
Что для этого нужно? – Наземным войскам показать летчику свой передний край.
1. Для того чтобы летчик мог оказывать наземным войскам в бою помощь, наземным войскам нужно немедленно обозначать свои передний край, когда в воздухе появились свои самолеты.
Необходимо иметь в виду, что в бою летчику бывает трудно отличить свои войска от противника, тем более, когда наземные войска вырвались вперед и сплошная линия фронта нарушилась. Кроме того, дым от разрывов снарядов и пожаров также мешает летчику распознать свой передний край.
Поэтому для того, чтобы наши летчики нашли свои войска, а главное, увидели, где наш передний край, надо во-время показать летчикам ракетами свой передний край.
2. Запомнить правила подачи ракет при появлении своих самолетов:
а) Наземные войска, которые находятся в тылу, не должны подавать сигналы ракетами, так как ими летчики будут введены в заблуждение – войска, находящиеся в тылу, летчики примут за передний край и ударят по впереди наступающим нашим частям, приняв их за противника. Поэтому ракеты должны подавать только передовые части. В этом случае летчики смогут уверенней обрушиваться на все те цели, которые расположены впереди выпущенных ракет.
б) В каждой роте рядом с командиром роты неотлучно должен следовать боец-наблюдатель за воздухом, вооруженный ракетницей и достаточным количеством ракет. Услышав гул самолетов, наблюдатель должен внимательно следить за их приближением к фронту. Когда самолеты от линии фронта находятся в 3-5 км – настало время дать сигнал – пустить ракету. Не запаздывать с подачей сигналов. Помнить, что если самолеты уже над нами, летчик не заметит сигналов, так как он наблюдает вперед и в стороны и не видит, что делается под ним.
в) Ракеты пускать одну за другой, несколько штук подряд, чтобы летчик наверняка заметил их. Помнить – одну ракету летчик может не заметить, по одной ракете он передний край может не опознать.
Ракеты выпускать под углом 60 градусов в сторону противника.
г) Если проходит несколько групп наших самолетов, то сигналы подавай для каждой группы самолетов, т. е. с появлением каждой новой группы самолетов подавать вновь сигналы.
д) Если подразделение находится в лесу, то сигналы подавать чаще и более продолжительное время.
Танкисты, действующие на иностранных танках или на наших новейшего типа танках и самоходно-артиллерийских установках, должен особенно часто подавать сигналы, чтобы наши летчики не приняли их за противника.
3. Кавалерист или танкист, находящийся в передовом отряде или группе, оторвавшейся далеко вперед от главных сил, должен знать, как только в воздухе увидел свои самолеты, что летчики ищут его, поэтому он должен обозначать себя установленными на данный период сигналами.
4. Наблюдатель-сигнальщик должен следить всегда за тем, чтобы его запас сигнальных ракет своевременно пополнялся. При бое в глубине обороны противника, при преследовании противника это особенно важно.
5. В крайнем случае, когда вышли все сигнальные средства, для подачи сигналов можно пользоваться подручными средствами (размахивание головным убором, расположение бойцов в виде звезды).
6. Ночью подавать сигналы нашей авиации только по специальному указанию своего командира. Он знает, кто и какие сигналы должен подавать.
7. Помните, что наши летчики всегда пристально смотрят за землей. Летчику трудно бить врага, если он не видит, где находится наш передний край или наши передовые части. Поэтому всегда и точно выполняйте требования, указанные в этой памятке. Наши летчики всегда помогут пехотинцу, танкисту, кавалеристу и артиллеристу, если они будут точно, соблюдать эти требования.

Авиационное командование

* * *
Смерть немецким оккупантам!

Прочти и изучи эту памятку.

ПЕХОТИНЕЦ, АРТИЛЛЕРИСТ, ТАНКИСТ, УМЕЙ В БОЮ
УКАЗЫВАТЬ ЦЕЛЬ СВОИМ САМОЛЕТАМ!

1. Пехотинцы, артиллеристы, танкисты! Все наземные войска могут многое сделать, чтобы помочь нашим летчикам еще успешнее бить врага с воздуха. Для того чтобы наша авиация подавила цели, которые мешают продвижению наступающих войск, пехотинцы, артиллеристы и танкисты перво-наперво обязаны условными сигналами обозначать себя и показывать, где проходят наш передний край.
2. Однако для успешного действия летчика этого недостаточно. Летчик, появившись над полем боя, по условным сигналам может хорошо установить, где расположен наш передний край. Но, зная это, он еще не всегда может найти те важные и опасные цели, которые нам мешают и которые должны быть немедленно уничтожены. Между тем есть простые способы, при помощи которых наземные войска могут точно указать нашим летчикам все цели противника, которые желательно уничтожить в первую очередь.
Что же это за способы? Когда и как их применять?
1. Над полем боя появились наши самолеты. Пехотинцы, артиллеристы, танкисты условными сигналами дали им знать о себе – обозначили свой передний край. Летчики, приняв сигналы, продолжают лететь. И вот в тот момент, когда самолеты станут приближаться к переднему краю, наземные войска должны указать им световыми сигналами, направленными в сторону противника, те цели, которые необходимо уничтожить.
ПЕХОТА это может сделать несколькими очередями трассирующих пуль из ручных или станковых пулеметов. Для этого в каждой стрелковой роте необходимо выделять одного сноровистого ручного пулеметчика, который обязан всегда иметь при себе диск, заряженный трассирующими пулями. Как правило, этот пулеметчик должен находиться рядом с командиром роты и действовать только по его приказанию.
АРТИЛЛЕРИСТАМ указать цели еще легче. Для этого им совершенно достаточно дать в направлении цели несколько выстрелов дымовыми снарядами. Если дымовых снарядов нет, то все орудия по приказанию командира батарея с подходом самолета к переднему краю открывают по цели сосредоточенный огонь. По разрывам снарядов, по поднимающимся черным столбам пыли и дыма летчики поймут, что именно тут расположена цель, которую войска просят уничтожить.
ТАНКИСТЫ И САМОХОДЧИКИ могут указать самолетам цель стрельбой трассирующими и дымовыми снарядами, дав в направления цели один за другим несколько выстрелов трассирующими или дымовыми снарядами или шрапнелью с высоким разрывом над целью.
2. Но и это еще не все. Иногда бывает мало указать летчику цель один раз, как только он появится над полем боя, так как он этого сигнала может и не увидеть и будет бомбить не ту цель, которая для вас важна, а второстепенную, поэтому необходимо летчику показывать цель до тех пор, пока он не начнет пикировать на нее. С началом пикирования на цель целеуказание прекратить.
3. Когда над полем боя появляются наша самолеты, противник обычно замирает, прекращает всякое движение, всякую стрельбу. Огонь продолжают вести только лишь его зенитные орудия. Наши пехотинцы, артиллеристы, танкисты, завидев своих штурмовиков и бомбардировщиков, часто также прекращают всякие активные действия (наступление и стрельбу) и как зрители наблюдают за боевой работой своих самолетов. Между тем это не выгодно для наших самолетов. Это затрудняет работу наших летчиков и вот почему. Когда на поле боя прекращается стрельба и движение, когда воцаряется тишина не только у противника, но и у нас, летчику трудно отыскать и обнаружить цель, которую ему надо уничтожить.
Появление наших самолетов над полем боя пехотинцы, артиллеристы, танкисты – все наши войска – должны всегда использовать для решительных ударов по врагу. Очень важно для наших летчиков, чтобы своими активными действиями наши наземные войска вынудили немцев отказаться от маскировки, показать себя, свои огневые средства, чем и помогут летчикам скорее обнаружить вражеские цели и разгромить их.
4. И еще одно требование. Немцы стараются помешать работе наших штурмовиков и бомбардировщиков огнем своих зенитных средств. Чтобы не дать им возможности отвлечь внимание наших самолетов, чтобы предоставить нашим самолетам возможность спокойно и прицельно бомбить и штурмовать вражеские цели, наши пулеметчики и особенно артиллеристы, находящиеся на переднем крае, должны немедленно обрушиваться на зенитные средства врага всей мощью своего огня.
5. Немцы боятся наших самолетов, как черт ладана. С появлением наших бомбардировщиков и штурмовиков они забиваются в укрытия, применяют все меры маскировки, прибегают ко всем уловкам и ухищрениям, чтобы скрыться от наших самолетов и уйти от их смертоносных ударов. Точным и своевременным целеуказанием пехотинцы, артиллеристы, танкисты – бойцы всех родов войск – помогут нашим летчикам быстро найти и уничтожить все вражеские цели, которые будут стоять на пути продвижения наших войск.

Авиационное командование

* * *
Внутри авиационных соединений было уделено особое внимание вопросам управления авиацией в бою для достижения действенного взаимодействия с подвижными войсками в ходе операции. С учетом высоких темпов продвижения наземных войск в ходе операции основным средством связи планировалось радио. На совершенствование в пользовании им приложено много усилий летным составом и офицерами штабов. Управление авиацией в бою по радио командирами соединений планировалось с момента ввода в прорыв подвижных войск и в ходе всей операции.
При этом был учтен опыт предыдущих операций, когда нередко узким местом у авиационного командира, находящегося на наблюдательном пункте командира подвижных войск, являлась маломощная радиостанция. Это затрудняло управление авиацией в тех случаях, когда наблюдательный пункт командира подвижных войск при их продвижении удалялся на значительное расстояние от аэродромов базирования взаимодействующего авиационного соединения.
На этом основании на наблюдательном пункте командира авиационного соединения перед началом операции была запланирована радиостанция типа «РАФ» для связи со штабом соединения и вызова авиации в зависимости от обстановки и заявки командира подвижных войск. Кроме того, у командира соединения планировалась радиостанция «РСБ» для управления авиацией в воздухе над полем боя (для связи с группами штурмовиков, прибывающими на выполнение задачи).
Офицеры наведения, находящиеся в танковых бригадах и передовых отрядах подвижных войск, по плану обеспечивались радиосредствами подвижных войск (см. принципиальную схему радиосвязи с подвижными войсками1).
Штабами авиационных соединений и подвижных войск совместно были разработаны документы скрытого управления войсками и сигнальные таблицы. Общая радиосигнальная таблица для авиации в операции была разработана штабом воздушной армии и доведена до всех частей и соединений. По усвоению ее был проведен специальный инструктаж оперативных офицеров в штабе воздушной армии.
Офицеры наведения авиационных соединений, направляемые в передовые отряды подвижных войск, были подобраны из наиболее инициативных и грамотных штабных офицеров.
По опыту прошлых операций командир авиационного соединения при взаимодействии с подвижными войсками на наблюдательном пункте командира последних должен был иметь с собой оперативную группу, состоящую из:
– офицера оперативно-разведывательного отделения штаба авиационной дивизии;
– помощника начальника связи авиационной дивизии по радио;
– шифровальщика;
– офицеров наведения (из расчета один на танковую или механизированную бригаду);
– радиостанции «РАФ» со штатом;
– радиостанции «РСБ» со штатом.
С получением предварительной задачи на предстоящую операцию командиры авиационных соединений и соединений подвижных войск, взаимодействующих между собой, разрабатывали планы взаимодействия авиации с подвижными войсками…

Начальник штаба 16-й воздушной армии
генерал-лейтенант авиации БРАЙКО

Начальник Оперативного отдела штаба 16-й воздушной армии
гвардии полковник ЛИХОВИЦКИЙ

Ф. 868, оп. 205482 с, д. 6, лл. 185-192.

1 Принципиальная схема радиосвязи с подвижными войсками в настоящем выпуске Сборника не публикуется.