Приказ войскам 36 гвардейского стрелкового корпуса № 07 о боевой подготовке частей второго эшелона корпуса (16.2.45 г.)

image_pdfimage_print

Приказ
войскам
36 гвардейского стрелкового корпуса
№ 07
о боевой подготовке частей
второго эшелона корпуса
(16.2.45 г.)


ПРИКАЗ
ВОЙСКАМ 36 ГВАРДЕЙСКОГО СТРЕЛКОВОГО НЕМАНСКОГО
КОРПУСА
№ 07

16 февраля 1945 г. Действующая армия
 
Содержание.   О боевой подготовке частей второго эшелона корпуса.
 

          В январских наступательных боях войска 36 гвардейского стрелкового корпуса выполнили поставленную перед ними задачу. Прорвав заранее подготовленные оборонительные рубежи противника и преследуя остатки его разгромленных частей, войска корпуса с хода овладевали сильно укрепленными опорными пунктами обороны немцев в Восточной Пруссии, в том числе городом Инстенбург, и в начале февраля совместно с другими соединениями армии блокировали город Кенигсберг.
          Овладение Кенигсбергом будет связано с новой формой боевых действий – упорными, напряженными уличными боями, с настойчивыми штурмовыми действиями пехоты, артиллерии, танков по блокировке и уничтожению многочисленных опорных пунктов, созданных в отдельных зданиях, крупных домах и в целых укрепленных кварталах.
          Наступление в таких условиях потребует специальной подготовки войск и детальной организации боя.
          Особое значение будет иметь хорошо организованное взаимодействие между пехотой и средствами усиления, подготовка и сколоченность штурмовых групп, играющих большую роль в уличном бою.
          ПРИКАЗЫВАЮ:
          1. С 19.2.45 г. приступить к боевой подготовке частей и подразделений 18 гвардейской стрелковой дивизии в соответствии с прилагаемыми расписаниями занятий, программой и календарным планом.
          Занятия спланировать на 7 дней.
          Продолжительность учебного дня – 8 часов.
          Продолжительность рабочего дня – 10 часов.
          2. В основу боевой подготовки положить отработку техники наступления и штурма сильно укрепленных позиций и города штурмовыми группами.
          3. Штурмовые группы создать до начала занятий по две в каждом стрелковом батальоне со средствами усиления, в соответствии с указаниями командующего 11 гвардейской армией по штурму города и крепости Кенигсберг.

Задачи обучения

          4. Основными задачами боевой подготовки поставить:
а) По стрелковым подразделениям
          Научить пехоту правильно и быстро занимать исходное положение для атаки и подготавливать его в инженерном отношении.
          Научить пехоту правильно передвигаться на поле боя, переползать и производить короткие, но стремительные перебежки от укрытия к укрытию, преодолевать всевозможные препятствия, перепрыгивать через рвы и заборы, преодолевать баррикады, влезать в окна домов и проломы в стенах.
          Научить пехоту стремительно атаковывать оборонительную позицию противника, усиленную ДОТ, и вести бой за ее овладение.
          Научить пехоту в составе штурмовых групп атаковывать группу домов, приспособленных противником к упорной обороне, и вести бой внутри зданий по уничтожению их гарнизона.
          Научить пехоту в составе штурмовых групп атаковывать укрепленный квартал с улицы и одновременно в проломы в стенах.
          Научить пехоту закреплять за собой захваченные опорные пункты и здания.
б) По артиллерийским частям
          Научить орудийные расчеты самостоятельному решению огневых задач, возникающих в уличном бою.
          Научить орудийные расчеты ведению огня прямой наводкой по ближним целям.
          Научить артиллерийские подразделения непрерывному сопровождению пехоты огнем и колесами на поле боя и быстрому сосредоточению массированного огня на необходимых направлениях.
          Научить артиллерийские подразделения четко взаимодействовать с пехотой и танками в составе штурмовых групп в ходе уличного боя.
в) По подразделениям самоходных установок
          Научить экипажи самоходной артиллерии самостоятельно преодолевать все виды препятствий и разрушать уличные баррикады.
          Научить подразделения самоходной артиллерии непрерывно сопровождать пехоту в составе штурмовых групп огнем и гусеницами.
          Научить экипажи самоходной артиллерии вести меткий огонь по амбразурам, окнам и дверям укрепленных зданий.
          Научить подразделения самоходной артиллерии огнем из-за укрытий уничтожать контратакующие танки противника.
г) По саперным подразделениям
          Отработать разведку инженерных сооружений и заграждений противника.
          Научить саперные подразделения преодолевать и уничтожать всевозможные искусственные и естественные препятствия в населенных пунктах, расчищая путь пехоте, артиллерии и танкам.
          Научить саперные подразделения в составе штурмовых групп блокировать и уничтожать ДОТ противника, подрывать стены крупных каменных строений и т. д.
          Научить саперные подразделения закреплять захваченные опорные пункты и здания с использованием всех видов инженерных заграждений.

Организационно-методические указания по подготовке штурмовых групп

          5. Занятия со штурмовыми группами проводить в специально оборудованном учебном городке Мансфельд и прилегающем к нему учебном поле с привлечением всех средств усиления, до подразделений самоходных установок включительно.
          6. Занятия проводить с наибольшим приближением к боевой действительности:
          а) На всех тактических занятиях без боевых стрельб обязательно обозначать противника и имитировать его огонь трещотками, фугасами и взрывпакетами.
          б) Показные занятия по каждой теме проводить с боевой стрельбой.
          в) Широко применять на всех учениях дымовые гранаты.
          г) Не допускать никаких условностей в обучении, добиваясь энергичных действий как отдельного солдата, так и подразделения в целом, четкого взаимодействия пехоты с приданными средствами усиления на всех этапах боя, искусного применения к местности, инициативных действий, особенно со стороны младших командиров и солдат.
          7. Занятия по темам 2 и 3 проводить в два этапа.
          В первом этапе выводить штурмовую группу (роту) на исходное положение, вводить командиров в обстановку, ставить задачи подгруппам (взводам) и приданным средствам. После этого подгруппы самостоятельно отрабатывают тему занятий с детальным изучением всех приемов штурма и ведения боя в глубине.
          На втором этапе отрабатывать тему в полном составе штурмовой группы (роты), добиваясь четкого взаимодействия и согласованных действий между подгруппами.
          8. Все тактические занятия проводить в комплексе с огневой и инженерной подготовкой.
          9. Руководителям тщательно подготавливать каждое занятие, для чего за день до начала учения лично выезжать на местность, где разрабатывать подробный план проведения занятий. Вечером этого же дня руководителям учений делать практический инструктаж на местности офицерского состава по теме предстоящих занятий.
          10. Занятия со штурмовыми группами проводить:
          а) Командиру дивизии, начальнику штаба дивизии и заместителю командира стрелковой дивизии по строевой части – по одному в каждом стрелковом полку.
          б) Командирам полков, их заместителям по строевой части и начальникам штабов стрелковых полков (при условии достаточной подготовки последних) – по два занятия в каждом стрелковом полку.
          в) Остальные занятия проводить лично командирам батальонов в присутствии представителей штаба корпуса и дивизий.
          11. Подготовку офицерского состава проводить в форме ежедневного двухчасового инструктажа на местности, во время которого руководителям тактических занятий прорабатывать со всеми офицерами предстоящую тему и одновременно изучать соответствующие разделы Боевого устава пехоты, наставления по прорыву позиционной обороны противника и «Указания по штурму города и крепости Кенигсберг».
          Кроме того, провести по одному командирскому дню, на котором детально изучить «Указания штаба армии по штурму города и крепости Кенигсберг», а также отработать организацию уличного боя и управление подразделениями в уличном бою.
          Командирские занятия проводить:
          а) с командирами полков провожу я;
          б) с командирами батальонов – командиру 18 гвардейской стрелковой дивизии;
          в) с командирами рот – командирам стрелковых полков;
          г) с командирами взводов – командирам батальонов.
          При проведении занятий особое внимание обратить:
          а) На правильное уяснение задачи и обстановки.
          б) На правильное и быстрое принятие решения.
          в) На организацию взаимодействия между пехотой, артиллерией и танками и внутри стрелковых подразделений.
          12. К 21.2.45 г. от всего офицерского состава принять зачеты по знанию:
          а) инструкции по подготовке и действиям штурмовых батальонов;
          в) соответствующих разделов Боевого устава пехоты о ведении наступательного боя в населенном пункте.
          13. Подготовку штабов вести в порядке ежедневных штабных тренировок по отработке боевой документации и организации взаимодействия между различными родами войск, из них 50 % занятий по организации боя в крупных населенных пунктах.

Подготовительные мероприятия

          14. В период с 15 по 18.2.45 г. провести следующие мероприятия:
          а) Заместителю командира 18 гвардейской стрелковой дивизии по тылу 15.2.45 г. принять Мансфельд, выселить все расквартированные в Мансфельд тылы, организовать комендатуру и поставить охрану.
          б) Дивизионному инженеру 18 гвардейской стрелковой дивизии к 17.2.45 г. закончить оборудование учебного городка Мансфельд и учебного поля, а также подготовить помещения (землянки, блиндажи, дома и сараи) в районе расположения дивизии для размещения личного состава, оборудовав их для казарменного размещения (устройство нар, пирамид для оружия, печей и т. п.).
          в) Моему заместителю и заместителю командира 18 гвардейской стрелковой дивизии по тылу к 18.2.45 г. полностью обеспечить части дивизии обмундированием, предметами снаряжения и хозяйственным инвентарем. Неисправное имущество отремонтировать. Весь личный состав стрелковых подразделений обеспечить касками.
          Соответственно корпусным и дивизионным начальникам служб обеспечить части дивизии шанцевым инструментом, недостающим вооружением и боеприпасами, средствами сигнализации (ракетницы, ракеты, сигнальные полотнища).
          г) В течение 18.2.45 г. всему личному составу частей и подразделений дивизии пройти санитарную обработку.
          Моему заместителю и заместителю командира 18 гвардейской стрелковой дивизии обеспечить достаточную пропускную способность бань и дезинфекционных камер, смену белья, ремонт обмундирования и т. п. Весь хозяйственный аппарат батальонов, полков и дивизий использовать для подготовки к размещению, санитарной обработке и быстрейшему материальному дообеспечению дивизии.
          д) Командирам частей к исходу 18.2.45 г. закончить все организационные расчеты по укомплектованию штурмовых групп, доведя боевой численный состав в каждой стрелковой роте до 55 человек, 5 ручных пулеметов, 1 станкового пулемета. В пулеметных ротах иметь 4 станковых пулемета.
          Численный и боевой состав взводов и отделений установить применительно к предстоящей задаче, т. е. организацию сделать соответствующей предстоящей задаче, руководствуясь данными мною указаниями.
          В период с 15 по 18.2.45 г. во всех частях дивизии я буду проводить строевые смотры.
          На смотр вывести все подразделения, в том числе и тыловой службы, со всем имеющимся обозом и вооружением.
          Одна из задач смотров – выявить и ликвидировать в частях и подразделениях все ненужное для боя, а также выявить недостающее материальное обеспечение.
          15. Штабу корпуса и штабу дивизии совместно разработать календарный план боевой подготовки, программы, расписания занятий и представить их мне к 17.00 16.2.45 г.
          В целях оказания практической помощи войскам в боевой подготовке не позднее 19.2.45 г. обеспечить каждого командира роты папкой с руководящими документами по боевой подготовке, в которую вложить:
          а) распорядок дня;
          б) расписание занятий на все дни;
          в) план командирской подготовки;
          г) подробно разработанные программы занятий;
          д) схему учебных полей;
          е) список личного состава штурмовой группы, включая и приданные спецподразделения.
          16. Командиру 18 гвардейской стрелковой дивизии о ходе боевой подготовке доносить каждый день в итоговых боевых донесениях.

Командир 36 гвардейского
стрелкового корпуса
(подпись)

Начальник штаба 36 гвардейского
стрелкового корпуса
(подпись)