Директива
|
№ 3/0134 |
ДИРЕКТИВА
|
. |
Командирам авиасоединений и отдельных авиачастей
|
В период Будапештской операции в ожесточенных боях с превосходящим противником, в чрезвычайно сложных метеорологических условиях и тяжелых условиях аэродромной сети части 17-й воздушной армии поддерживали наземные войска, успешно уничтожали противника, оказывая большую поддержку войскам и подвижным соединениям.
|
Умелыми и решительными действиями наши штурмовики, бомбардировщики и истребители уничтожали танки, артиллерию, автотранспорт, живую силу и авиацию противника.
|
Были дни, когда противник отказывался днем атаковать наземные войска в связи с большими потерями от действий нашей авиации. Наши истребители активно уничтожали самолеты противника в воздухе, не допуская массированных действий авиации противника по боевым порядкам наземных войск, и ограничивали противодействия истребительной авиации противника нашим штурмовикам и бомбардировщикам. В отдельные дни наши истребители проводили по 30 групповых воздушных боев в день. Господство в воздухе с первых дней боев было прочно завоевано нашими истребителями и удерживалось в течение всей операции. Противник не рисковал появляться над полем боя мелкими группами, так как нес большие потери.
|
Авиачасти армии, поддерживая наземные войска, выполнили свою задачу. Планы противника были сорваны, битва за Будапешт выиграна нашими войсками с большими потерями для противника. Битва в воздухе была выиграна нашей авиацией с большими потерями для противника. Наши разведчики, несмотря на активное противодействие истребительной авиации противника, днем и ночью вскрывали переброски и маневры противника по фронту, добывая тем самым ценные данные нашему командованию о действиях и замыслах противника,
|
Многие наши авиачасти отмечены приказом Верховного Главнокомандующего и Военного Совета 3-го Украинского фронта как отлично выполнившие поставленные боевые задачи в операции.
|
Хорошо действовала радиосвязь, которая на ответственных этапах операции зачастую являлась единственным средством управления.
|
Наряду с положительными сторонами работы авиачастей в период Будапештской операции имел место ряд существенных недостатков в организации и ведении боевой работы.
|
К таким недостаткам относятся:
|
1. В группах штурмовиков и бомбардировщиков недостаточно организован групповой огонь стрелков и штурманов, слабо организовано взаимодействие в группах между экипажами и с истребителями сопровождения (306 и 189 ШАД).
|
2. Группы штурмовиков и бомбардировщиков при встрече с истребителями противника не всегда принимали правильные боевые порядки, в ряде случаев стремились быстро уйти на свою территорию. При этом отдельные экипажи отрывались от строя и в отдельных случаях рассыпались группы, что использовали истребители противника, нанося нам потери.
|
3. В группах недостаточно применялся противозенитный маневр и не выделялись экипажи для подавления средств ЗА.
|
4. Штурмовая авиация полностью не использовала стрелково-пушечное вооружение: в среднем на один самолето-вылет расходовалось снарядов ВЯ 35%, ШКАС 17%. В ряде случаев были ничем не оправдываемые действия с одного захода. Имели место несколько позорных случаев действий отдельных экипажей и даже групп по своим войскам.
|
5. При уходе от цели в группах штурмовиков нарушался боевом порядок, сбор групп производился медленно, наблюдение за воздухом организовано недостаточно.
|
6. Бомбовая нагрузка не всегда соответствовала характеру заданных целей, имели место случаи вылетов с неполной бомбовой нагрузкой.
|
7. При бомбометании ПТАБ не выдерживалась наивыгоднейшая высота поражения целей. В ряде случаев ПТАБ сбрасывались с большой высоты – 400-500 м, тогда как наивыгоднейшая высота сбрасывания ПТАБ 100-200 м.
|
8. Некоторые командиры развивают вредную теорию относительно эффективности действий по танкам бомбами АО-25 и ФАБ-50, доказывая, что танки выходят из строя от осколков и взрывной волны, что совершенно неверно.
|
9. Результаты бомбардировочных ударов штурмовиков в большинстве случаев не фотографировались, что не давало возможности произвести анализ и оценку качества результатов бомбометания.
|
10. Неточная детальная ориентировка в районе цели ведущих групп и слабая информация со стороны штабов летного состава об изменениях ЛВС, что приводило иногда к бомбометанию не по заданным целям.
|
11. Сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков зачастую строилось по шаблону: группы 12-18-24 штурмовиков и бомбардировщиков сопровождались 4-6 истребителями. Истребители не высылались вперед на поле боя для борьбы с «охотниками» противника. В вопросах сопровождения преобладал шаблон, сопровождение выделялось даже при плохих метеорологических условиях, когда прикрытие не нужно, а в нужных моментах прикрытие назначалось не всегда с учетам воздушной обстановки.
|
12. Не всегда правильно организовывалось взаимодействие штурмовиков и бомбардировщиков с истребителями. В ряде случаев истребители недостаточно активно вступали в воздушный бой, несвоевременно отсекали истребителей противника. Имели место отдельные позорные случаи, когда истребители провожали штурмовиков только до переднего края и обеспечивали их на уходе, не заходя на территорию противника (164 шап, 295 ИАД).
|
13. Летчики-истребители не всегда использовали преимущество наших самолетов в вертикальном маневре, в воздушных боях огонь вели с больших дистанций, длинными очередями и расход боеприпасов на сбитый самолет противника возрос в два раза по сравнению с предыдущими операциями. Недостаточно активно штурмовали наземные цели, расходуя всего 25-30 % боекомплекта.
|
14. Недостаточно проводилась «охота» по коммуникациям и аэродромам.
|
15. Недостаточный учет воздушной обстановки со стороны некоторых командиров эскадрилий и авиачастей и недостаточно быстрое реагирование на изменение в воздушной и наземной обстановке штабов и командиров авиасоединений.
|
16. Несвоевременная и недостаточно точная информация о воздушной обстановке и системе огня ЗА противника в районе действий и целей со стороны штабов всех степеней.
|
17. Контроль готовности групп к боевому вылету был недостаточна, особенно штурманами авиаполков штурмовой и истребительной авиации
|
18. Недостаточная организация встреч и сопровождения истребителями бомбардировщиков. Имели место случаи, когда бомбардировщики не встретившись с истребителями сопровождения, не выполнив задание, уходили на свой аэродром (295 и 288 ИАД).
|
19. Несвоевременная информация летного состава со стороны штаба авиационных соединений и частей о новых тактических приемах, применяемых авиацией противника, а также отсутствовала информация о характерных боевых эпизодах и тактических приемах нашей авиации.
|
20. Представители авиасоединений в наземных войсках недостаточно информировали штаб воздушной армии и свои авиачасти о недостатках работы нашей авиации в течение дня, что не давало возможности своевременно исправлять ошибки и принимать меры по более эффективному использованию нашей авиации.
|
21. При вылетах на боевое задание слабо учитывалась метеорологическая обстановка, в результате чего некоторые авиачасти несли ненужные потери в материальной части и личном составе из-за метеорологических условий (189 ШАД и 194 ИАД).
|
22. В ряде авиасоединений слабая организация распорядка летной работы на аэродромах, в результате чего задерживались вылеты на боевые задания, а штурмовики и бомбардировщики, пришедшие для встречи с истребителями сопровождения, долго ждали вылета истребителей, бесполезно тратя моторесурс, и из-за этого несвоевременно наносили удары по целям.
|
23. Отсутствовало выделение специальных групп штурмовиков и истребителей для подавления ЗА в районе цели.
|
24. Отдельные группы штурмовиков и истребителей над целью не связывались с радиостанциями наведения, чем значительно снижалась эффективность ударов авиации, а в случаях быстро меняющейся обстановки из-за этого нельзя было навести авиацию на нужную цель.
|
25. Радиосредства для самолетовождения в процесса боевой работы использовались слабо.
|
26. Бомбардировщики при подготовке к боевому вылету проявляли недопустимую медлительность, чем снижалось напряжение на самолет в день (244 БАД).
|
27. Авиачасти не проявляли достаточной настойчивости в выполнении задач по разведке. Опрос экипажей производился поверхностно, второстепенными лицами. Разведывательные донесения представлялись с опозданием от одного до трех часов после опроса экипажей. Разведка поля боя велась недостаточно, отсутствовала непрерывность наблюдения за действиями противника на поле боя.
|
ПРИКАЗЫВАЮ:
|
1. Директиву изучить со всем руководящим и летным составом.
|
2. Командирам авиационных соединений и частей на основе моих замечаний и недостатков, выявленных в авиачастях, разработать планы мероприятий по устранению их, копию планов мероприятий представить мне к 3.3.45 г.
|
3. Начальнику штаба в период с 10.3 по 20.3.45 г. организовать проверку устранения указанных недостатков.
|
Командующий 17-й воздушной армией генерал-полковник авиации СУДЕЦ |
Начальник штаба 17-й воздушной армии генерал-майор КОРСАКОВ |
171 просмотра(-ов)