Исполнители |
Наименование и объем работ |
Силы и средства |
Сроки |
Примечание |
начало |
конец |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД |
. |
А. Инженерная разведка |
. |
. |
. |
. |
. |
Разведать: |
. |
. |
. |
. |
Командиры 53-й инженерно-саперной, 22-й штурмовой инженерно-саперной и 3-й понтонно-мостовой бригад. |
1. Наличие и местонахождение готовых лесоматериалов для постройки мостов. |
Разведроты бригад. |
– |
До 10.4.1945 г. |
. |
2. Пути подвоза элементов мостов от места заготовки к районам постройки. |
То же |
– |
До 10.4.1945 г. |
. |
3. Места постройки мостов с наименьшими объемами работ по подъездов и скрытностью работ. |
Командиры батальонов бригад. |
– |
До 12.4.1945 г. |
. |
4. Скрытие места сосредоточения готовых элементов мостов. |
Разведроты бригад. |
– |
До 12.4.1945 г. |
. |
Командир 55-й инженерно-саперной бригады. |
5. Наличие и местонахождение досок, смолы, гвоздей, поковок для изготовления 50 лодок типа «СДЛ». |
Штаб 55-й инженерно-саперной бригады. |
– |
До 10.4.1945 г. |
. |
6. Наличие и местонахождение досок, гвоздей, смолы и поковок для изготовления лодок – на дивизию: «СДЛ» 10 шт. и штурмовых мостиков – 4, длиною 50 м. |
Дивизионные саперы. |
– |
До 12.4.1945 г. |
. |
Корпусные и дивизионные инженеры. |
7. Места пунктов переправ на «СДЛ» и на штурмовых мостиках. |
Дивизионные и полковые инженеры, командиры дивизионных саперных батальонов. |
. |
До 12.4.1945 г. |
. |
8. Скрытые подходы и места сосредоточения элементов штурмовых – лодок «СДЛ» и «А-3». |
Дивизионные и полковые мостиков инженеры, командиры дивизионных саперных батальонов. |
– |
До 12.4.1945 г. |
. |
. |
Б. Подготовительные работы |
. |
. |
. |
. |
Корпусные и дивизионные инженеры. |
1. Проверить и отремонтировать табельные переправочные средства и заготовить верхнее строение для паромов. |
Дивизионные саперы. |
– |
До 12.4.1945 г. |
. |
Корпусные и дивизионные инженеры. |
2. Изготовить в каждой дивизии первого эшелона 4 штурмовых мостика длиною 60 м каждый и 10 лодок «СДЛ». |
Дивизионные саперы. |
– |
До 12.4.1945 г. |
. |
3. Обучить саперов быстрой сборке штурмовых мостиков. Норматив: 25-30 минут для установки одного мостика. |
То же |
– |
До 13.4.1945 г. |
. |
4. Обучить два взвода дивизионных саперов быстрой сборке паромов из двух лодок «А-3» и полковых саперов управлению лодкой «СДЛ». |
Дивизионные и полковые саперы. |
– |
До 13.4.1945 г. |
. |
5. Обучить 4 отделения полковых саперов дивизий второго эшелона несению комендантской службы и регулированию на штурмовых мостиках. |
Полковые саперы. |
– |
До 13.4.1945 г. |
. |
Командиры дивизий, корпусные и дивизионные инженеры. |
6. Провести практические занятия со штурмовыми батальонами по посадке саперы лодки «СДЛ», переправе в лодках «СДЛ» и движению по штурмовым мостикам. |
Пехота, артиллерия, саперы и др. |
– |
До 13.4.1945 г. |
. |
7. Сосредоточить элементы штурмовых мостиков, лодки «СДЛ» и лодки «А-3» пунктах переправ. |
Дивизионные, полковые саперы. |
– |
За сутки до начала форсирования. |
. |
Командир 55-й инженерно-саперной бригады. |
8. Изготовить 60 лодок «СДЛ» и выдать соединениям согласно дополнительному приказанию. |
274-й инженерно-саперный батальон. |
– |
До 12.4.1945 г. |
. |
9. Изготовить элементы на один мост 16 т и один мост 60 т на рамных опорах, длиною 50 м каждый. |
256-й и 267-й инженерно-саперные батальоны. |
– |
До 12.4.1945 г. |
. |
10. Обучить расчеты саперов быстрой постройке мостов. Норматив: 16 т мост – 1.5 часа. 60 т мост – 3 часа. |
256-й инженерно-саперный батальон. |
– |
До 13.4.1945 г. |
. |
Командир 22-й гвардейской штурмовой инженерно-саперной бригады. |
11. Изготовить элементы на три моста 16 т и один мост 60 т. Мосты на рамных опорах, длиною 50 м. |
Саперы 22-й гвардейской штурмовой инженерно-саперной бригады. |
– |
До 12.4.1945 г. |
. |
12. Обучить один батальон саперов быстрой наводке моста под грузы 9 т из парка «НЛП», длиною не менее 40 м. Норматив: 1 час на наводку моста. |
17-й гвардейский штурмовой инженерно-саперный батальон. |
– |
До 13.4.1945 г. |
. |
13. Обучить расчеты саперов быстрой постройке мостов. Норматив: 16 т мост – 1.5 часа. 60 т мост – 3 часа. |
Саперы 22-й гвардейской штурмовой инженерно-саперной бригады. |
– |
До 13.4.1945 г. |
. |
28-й гвардейский штурмовой инженерно-саперный батальон. 5-й гвардейский штурмовой инженерно-саперный батальон. |
– |
До 13.4.1945 г. |
. |
Командир 3-й понтонно-мостовой бригады. |
14. Изготовить элементы на 2 моста 60 т на свайных опорах, длиною 50 м каждый. |
8-й и 12-й понтонные батальоны. |
– |
До 12.4.1945 г. |
. |
15. Обучить расчеты понтонеров быстрой наводке моста из парка «Н2П» под грузы 30 т. Норматив: 1 час 30 минут. |
8-й и 12-й понтонные батальоны. |
– |
До 13.4.1945 г. |
. |
Начальник инженерных войск армии. |
16. Провести однодневный сбор с офицерским составом по практическому изучению несения комендантской службы и регулирования движений через переправы и на проходах. |
Корпусные и дивизионные инженеры, командиры и дивизионных саперных батальонов, командиры армейских и приданных батальонов. |
– |
11.4.1945 г. |
. |
Командиры 55-й инженерно-саперной, 22-й гвардейской штурмовой инженерно-саперной и 3-й понтонной бригад. |
17. Обучить офицерский состав, сержантов и рядовых несению комендантской и службы и регулированию на путях подхода. Изучать руководство «Форсирование рек», глава 11, пункт 8. |
Весь состав батальонов и бригад. |
– |
До 13.4.1945 г. |
. |
18. Сосредоточить изготовленные элементы мостов и парки «НЛП» и «Н2П» в пунктах постройки и наводки мостов. |
Саперы 55-й и 22-й бригад и понтонеры 3-й понтонно-мостовой бригады. |
– |
За сутки до начала форсирования |
. |
. |
II. ФОРСИРОВАНИЕ р. НЕЙСЕ |
. |
. |
. |
. |
Корпусные и дивизионные инженеры. |
1. Переправа рот штурмовых батальонов дивизий на лодках «СДЛ». На стрелковую дивизию 60 лодок. |
Полковые саперы двух стрелковых полков 1-го эшелона дивизии. |
– |
Конец артиллерийской подготовки. |
. |
2. Построить штурмовые мостики через р. Нейсе – один мостик на штурмовой батальон, на стрелковую дивизию – 4 мостика. |
4 взвода дивизионных саперов дивизий 2-го эшелона. |
– |
То же |
. |
3. Собрать и содержать паромы для переправы полковой артиллерии и боеприпасов. На дивизию – 2 парома из двух лодок «А-3» или «СДЛ». |
Два взвода дивизионных саперов. |
– |
То же |
После наводки понтонных мостов паромы снимаются |
4. Организовать несение комендантской службы и регулирования у мостиков. |
Четыре отделения полковых саперов дивизий 2-го эшелона. |
С выходом штурмовых батальонов на берег противника |
Для постройки моста. |
. |
Командир 22-й гвардейской штурмовой инженерно-саперной бригады. |
5. Навести два моста 9 т на понтонах «НЛП» – один мост в полосе 95-й гвардейской стрелковой дивизии, в районе сев. Пузак, один мост в полосе 58-й гвардейской стрелковой дивизии в районе Кёбельн. |
17-й гвардейский штурмовой батальон. |
В период артиллерийского методического подавления. |
Через 45 минут с начала работ. |
После постройки деревянных мостов парк движется в район Шпретель и Нойштадт. |
Командир 3-й понтонно-мостовой бригады. |
6. Навести два моста 30 т из парка «Н2П»: один мост в полосе 95-й гвардейской стрелковой дивизии в районе Пузак, один мост в полосе 58-й гвардейской стрелковой дивизии в районе южн. Кёбельн. |
8-й и 12-й понтонные батальоны. |
То же |
Через 1 час 30 минут с начала работ. |
. |
Командир 22-й гвардейской штурмовой инженерно-саперной бригады. |
7. Построить мосты на рамных опорах: один мост под грузы 16 т в полосе 34-го гвардейского стрелкового корпуса в районе южн. Водокачка. |
28-й гвардейский штурмовой инженерно-саперный батальон. |
То же |
Через 1.5 часа |
По окончании работ двигаться в район Шпреталь. |
Один мост под грузы 60 т в полосе 95-й гвардейской стрелковой дивизии в районе сев. Пузак. |
5-й гвардейский штурмовой инженерно-саперный батальон. |
То же |
Через 3 часа |
. |
Командир 55-й инженерно-саперной бригады. |
8. Построить мосты на рамных опорах – один мост под грузы 16 т в полосе 58-й гвардейской стрелковой дивизии, в районе сев. Кёбельн и один мост под грузы 60 т в полосе 34-го гвардейского стрелкового корпуса, в районе южн. Кёбельн |
256-й инженерно-саперный батальон. |
В период артиллерийского методического подавления. |
Через 1.5 часа |
По окончании работ двигаться по армейскому маршруту. |
267-й инженерно-саперный батальон. |
То же |
Через 3 часа |
. |
Командир 3-й понтонно-мостовой бригады. |
9. Построить мост на свайных опорах под грузы 60 т в полосе 34-го гвардейского стрелкового корпуса в районе Мускау. |
8-й и 12-й понтонные батальоны. |
– |
Через 12 часов с начала работы |
По окончании работ двигаться в Штремевиц. |
Начальник дорожного отдела. |
10. Построить мост на рамных опорах под грузы 16 т в полосе 34-го стрелкового корпуса в районе Загар. |
Один дорожный батальон. |
– |
Через 2 часа |
. |
Командиры 22-й гвардейской штурмовой инженерно-саперной, 3-й понтонной и 55-й инженерно-саперной бригад, корпусной инженерно-саперной бригады 34-го гвардейского стрелкового корпуса. |
11. В период форсировании войсками р. Нейсе выделить команду для разведки бродов и оборудования их для пропуска пехоты, артиллерии и танков на участке: остров зап. Гросс-Зерхен до устья р. Лох-Грабен. |
22-я гвардейская штурмовая инженерно-саперная бригада. |
. |
. |
. |
От устья р. Лох-Грабен до моста юго-вост. Кёбельн, от моста юго-вост. Кёбельн до острова сев.-зап. Мускау. |
3-я понтонно-мостовая бригада. |
. |
. |
. |
55-я инженерно-саперная бригада. |
. |
. |
. |
Южн. Мускау. |
34-й гвардейский стрелковый корпус. |
. |
. |
. |
Начальник химического отдела армии и начальники через химической службы гвардейских стрелковых корпусов и гвардейских стрелковых дивизий. |
12. Прикрыть дымами наводку переправ р. Нейсе по плану начальника химического отдела армии. |
Химические роты гвардейских стрелковых дивизий. |
На все время работ |
. |
. |