Из отчета начальника инженерных войск 13-й армии штабу армии об инженерном обеспечении Висла-Одерской операции с форсированием р. Одер с хода 24-27 января 1945 года (15 апреля 1945 г.)

image_pdfimage_print

Из отчета
начальника инженерных войск
13-й армии
штабу армии
об инженерном обеспечении
Висла-Одерской операции
с форсированием р. Одер
с хода
24-27 января 1945 года
(15 апреля 1945 г.)


СЕКРЕТНО

ОТЧЕТ
ПО ИНЖЕНЕРНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВИСЛА-ОДЕРСКОЙ
ОПЕРАЦИИ 13-й АРМИИ

[…] VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРСИРОВАНИЯ РЕКИ ОДЕР

1. Оперативно-тактическая обстановка

          Преодолев без потери темпа водные преграды рек Чарна, Нида, Бобжа, Пилица, Варта и Просна, войска армии продолжали стремительное преследование противника, проходя за день по 30-35 км.
          26.1.45 г. передовые отряды 121, 117-й и 6-й гвардейских и 112-й стрелковых дивизий достигли р. Одер и к исходу дня вместе с частями 6-го гвардейского механизированного и 10-го гвардейского танкового корпусов1 4-й танковой армии закрепились на плацдармах по западному берегу в районах Кебен (121-я гвардейская стрелковая дивизия), Хохбаушвиц (117-я гвардейская стрелковая дивизия), Ранзен, (иск.) Герцогсвальдау, Бильвизе (6-я гвардейская и 112-я стрелковые дивизии).
          Передовой отряд 280-й стрелковой дивизии вплотную подошел к р. Одер на участке Штедтель, Лейбус-Дорф.
          К исходу 27.1.45 г. плацдармы 121-й и 117-й гвардейских стрелковых дивизий у Кебена, Хохбаушвиц были расширены и слились в общий плацдарм по линии Кебен, Мюльгаст, Вандрич, Тимендорф, Прайхау. Положение 6-й гвардейской стрелковой дивизии осталось без изменений; 112-я стрелковая дивизия была оттеснена противником на линию Ламперсдорф, Юртш.
          В дальнейшем с 28.1 по 5.2.45 г. развернулись бои за р. Одер, потребовавшие перегруппировки сил с вводом в бой 24-го стрелкового корпуса и проведения мероприятий по закреплению захватываемых рубежей (см. главу о работе подвижного отряда заграждений)2.
          С 5.2.45 г. армия, передав участок южнее Штейнау 52-й и 6-й армиям и получив новую полосу, подготавливалась к возобновлению наступления и вновь перегруппировала свои силы. 8.2.45 г. с одерского плацдарма на фронте Квейсен, Любен армия перешла в новое наступление.

2. Подготовка инженерных войск3 к форсированию р. Одер

          Задача обеспечения форсирования р. Одер потребовала проведения подготовки инженерных частей и средств в ходе преследования; условия обеспечения форсирования значительно осложнялись в связи с выводом из полосы армии с р. Пилица 25-го понтонного батальона с парком Н2П и с р. Варта парка НЛП 23-й моторизованной штурмовой инженерно-саперной бригады. Таким образом, к моменту выхода на р. Одер армия имела на машинах половину переправочного парка НЛП 19-й инженерно-саперной бригады и созданный в подготовительный период внештатный парк СДЛ из 70 лодок на повозках армейской гужтранспортной роты.
          В силу недостаточности переправочных средств наилучший эффект их использования определялся:
          – правильным нацеливанием и распределением переправочных единиц по пунктам переправ на главных направлениях форсирования с расчетом последующего маневрирования ими;
          – заблаговременным проведением инженерной разведки реки и выбором выгодных для использования переправочных средств мест;
          – своевременным подтягиванием переправочных средств к реке с расчетом развертывания их в готовности к обеспечению переправы к моменту подхода главных сил;
          – использованием для осуществления переправы местных переправочных средств;
          – быстрым подводом к реке инженерных сил, выделенных для починки постоянных мостов и окончанием постройки минимального количества мостов в короткие сроки.
          В соответствии со сделанной оценкой создавшихся условий определилась схема построения боевого порядка инженерных частей на обеспечение форсирования.
          Перегруппировка инженерных сил и средств осуществлялась в ходе преследования.
          Без задержки на р. Просна вместе с главными силами 102-го стрелкового корпуса переправились 282-й инженерно-саперный батальон, половина парка НЛП, парк СДЛ и по одной – две роты от 281-го и 284-го инженерно-саперных батальонов; вместе с 27-м стрелковым корпусом – 47-й отдельный батальон ранцевых огнеметов4 и по одной – две роты от 107-го и 110-го штурмовых инженерно-саперных батальонов.
          По окончании постройки мостов р. Просна остальные подразделения инженерных батальонов с реки были сняты и поспешно выброшены вперед к своим частям. С 24.1.45 г. парки НЛП и СДЛ, три инженерных батальона 19-й инженерно-саперной бригады и три инженерных батальона 23-й моторизованной штурмовой инженерно-саперной бригады обогнали главные силы и вышли на линию головных частей; разведывательные роты бригад вышли на линию передовых отрядов.
          Исходя из сложившейся обстановки (выход частей 4-й танковой армии на р. Одер), 24.1.45 г. был создан подвижной передовой инженерный отряд разведки и обеспечения форсирования, действовавший под личным руководством начальника инженерных войск армии и имевший задачи: выйти на р. Одер, в обгон передовых отрядов армии; связаться с действовавшими на реке танковыми частями и помочь им в переправе; провести инженерную разведку мест форсирования; подготовить пункты переправ для передовых отрядов; организовать встречу передовых отрядов и обеспечить их переправу с расчетом захвата передовыми отрядами плацдармов до подхода главных сил армии.
          В состав передового инженерного отряда разведки и обеспечения форсирования вошли: рота 281-го инженерно-саперного батальона (28 человек) с 13 понтонами парка НЛП на 7 автомашинах и рота 282-го инженерно-саперного батальона (40 человек) на 3 автомашинах.
          В 7.00 25.1.45 г. сформированный отряд на автомашинах выехал в Эйхензее (штаб 102-го стрелкового корпуса), следуя под руководством лично начальника инженерных войск армии.
          К 13.00 21.1.45 г. отряд прибыл в Крелау, где располагался передовой отряд 10-го гвардейского танкового корпуса и оперативная группа 10-го гвардейского танкового корпуса.
          Личным общением на р. Одер начальников инженерных войск 13-й армии и 4-й танковой армии с командующим 4-й танковой армии и командиром 10-го гвардейского танкового корпуса было увязано взаимодействие инженерных и танковых частей при форсировании, подлежавшее немедленной реализации на месте.
          10-му гвардейскому танковому корпусу 4-й танковой армии, не имевшему успеха в переправе на центральном участке у Штейнау, был выбран участок форсирования – Тарксдорф, а для 6-го гвардейского механизированного корпуса у Кебен.
          Для частей 13-й армии участки намечались у Хохбаушвиц, севернее Штейнау и Боршен, Вальфорверк. В соответствии с этим подготовка пунктов переправ на данных участках возлагалась на северном участке на саперов 4-й танковой армии и на южном – на саперов 13-й армии.
          Передовым инженерным отрядом разведки и обеспечения форсирования 13-й армии по заданию начальника инженерных войск до подхода к р. Одер передовых отрядов в течение 25.1.45 г. было проделано:
          а) проведена инженерная разведка мест форсирования у Хохбаушвиц, Прайхау, Штейнау и Тарксдорф; у Кебен и Шмегерле разведку производили саперы 4-й танковой армии;
          б) организована встреча передовых отрядов на линии Райшен, Крелау, Пронцендорф, Рейдхен путем выставления на узлах дорог групп саперов-проводников по 4-5 человек и периодического объезда по рокаде дежурных разведывательных машин;
          в) в 22.00 25.1.45 г. из состава инженерного отряда в Хохбаушвиц для передового отряда и 117-й гвардейском стрелковой дивизии было направлено четыре понтона парка НЛП, взвод саперов 281-го инженерно-саперного батальона и взвод саперов 202-го инженерно-саперного батальона. К 2.00 26.1.45 г. у Хохбаушвиц указанными силами был организован пункт десантной переправы;
          г) в ночь на 26.1.45 г. патрулями отряда встречен подошедший 107-й штурмовой инженерно-саперный батальон, который был направлен в Тарксдорф, где, связавшись с 29-й гвардейской мотострелковой бригадой 10-го гвардейского танкового корпуса и вместе с саперами бригады к 4.00 26.1.45 г., организовали ледяную переправу для мотопехоты;
          д) к 5.00 26.1.45 г. из отряда на ледяную переправу в Тарксдорф были поданы шесть понтонов парка НЛП и переведены рота 282-го инженерно-саперного батальона и взвод 281-го инженерно-саперного батальона, силами которых ледяная переправа была усилена: перекрыты понтонами полыньи у западного берега, перекрыты бревнами и дощатыми настилом трещины посередине реки и у восточного берега, а также усилен лед по всей длине переправы полосой 10 м, разработаны пологие въезды и съезды с одеждой их жердевыми выстилками;
          е) к 6.00 26.1.45 г. в Кебен из инженерного отряда для 121-й гвардейской стрелковой дивизии было подано три понтона парка НЛП и взвод саперов 281-го инженерно-саперного батальона, силами которого к 8 часам была организована десантная переправа; также работало два парома парка Н2П [грузоподъемностью] по 30 т., наведенные 49-м понтонным батальоном 4-й танковой армии и обеспечивавшие переправу 6-го гвардейского механизированного корпуса.
          Таким образом, организованным передовым инженерным отрядом разведки и обеспечения форсирования во взаимодействии с саперами и танкистами 4-й танковой армии к утру 26.1.45 г. до подхода к р. Одер передовых отрядов были организованы три пункта переправ:
          – в Кебен – два парома Н2П грузоподъемностью 30 т и три понтона НЛП для десантной переправы;
          – в Хохбаушвиц – четыре понтона НЛП, оснащенные для десантной переправы;
          – в Тарксдорф – ледяная переправа, усиленная настилом до грузоподъемности 5 т.

3. Захват плацдарма и переправа передовых отрядов

          Первым к р. Одер в ночь на 26.1.45 г. подошел и был встречен саперами из инженерного отряда передовой отряд 117-й гвардейской стрелковой дивизии. В 6.00 26.1.45 г. передовой отряд 117-й гвардейской стрелковой дивизии на готовых десантных средствах у Хохбаушвиц переправился через р. Одер и захватил небольшой плацдарм по западному берегу реки. Действующие с передовым отрядом дивизионные саперы 117-й гвардейской стрелковой дивизии развернули дополнительно 3 лодки ДСП.
          Подошедший к утру 26.1.45 г передовой отряд 121-й гвардейской стрелковой дивизии был встречен саперами и сопровожден на подготовленную и содержавшуюся саперами-танкистами переправу у Кебен.
          К середине дня 25.1.45 г., использовав два парома 49-го понтонного батальона и три понтона парка НЛП 281-го инженерно-саперного батальона, передовой отряд 121-й гвардейской стрелковой дивизии переправился на плацдарм у Кебен, соединившись с передовым отрядом 6-го гвардейского механизированного корпуса.
          Одновременно с подходом к р. Одер передового отряда 121-й гвардейской стрелковой дивизии в район Тарксдорф подошли передовой отряд 112-й стрелковой дивизии (в 9.00 26.1.45 г.) и передовой отряд 6-й гвардейской стрелковой дивизии (в 10.00 26.1.45 г.), которые с хода по подготовленной ледяной переправе перешли на западный берег, р. Одер, соединились с передовым отрядом 29-й гвардейской мотострелковой бригады.
          29-й гвардейская мотострелковая бригада 10-го гвардейского танкового корпуса форсировала р. Одер у Тарксдорф по ледяной переправе, подготовленной совместными усилиями саперов 10-го гвардейского танкового корпуса и 107-го штурмового инженерно-саперного батальона. Переправившись в 4.00 26.1.45 г. через р. Одер. 29-я гвардейская мотострелковая бригада захватила доты, фланкировавшие пулеметным огнем переправу, и повела бой за удержание плацдарма. В критический момент боя в помощь бригаде на плацдарм по ледяной переправе подошли передовые отряды 6-й гвардейской и 112-й стрелковых дивизий и вступили в бой за удержание и расширение плацдарма.

4. Развитие переправ и переправа главных сил

          В пункте переправы у Кебен, после пропуска передовых отрядов 6-го гвардейского механизированного корпуса и 121-й гвардейской стрелковой дивизии, к моменту подхода главных сил 26.1.45 г. два парома грузоподъемностью 30 т были переоборудованы в паром грузоподъемностью 60 т, продолжавший действовать и 27.1.45 г.
          К пункту переправы у Хохбаушвиц в 13.00 26.1.45 г. вместе с головными подразделениями главных сил 117-й гвардейской стрелковой дивизии подошел парк СДЛ из 70 лодок и дополнительно дано понтона парка НЛП. Из пяти понтонов НЛП было собрано два парома грузоподъемностью 9 т (три понтона) и 5 т (два понтона); третий парк грузоподъемностью 2 т был собран из 3 лодок ДСЛ 117-й гвардейской стрелковой дивизии; 40 [лодок парка] СДЛ были использованы для десантной переправы; 10 [лодок парка] СДЛ направлены в район Цехельвиц, где вновь был организован пункт десантной переправы; 20 [лодок парка] СДЛ остались в резерве и были переправлены к переправе у Тарксдорф, но авиабомбежкой частично были разбиты.
          В 8.00 26.1.45 г. у ледяной переправы в Тарксдорф 107-й штурмовой инженерно-саперный батальон и подошедший 282-й инженерно-саперный батальон приступили к постройке низководного моста. С 12.00 26.1.45 г. на постройку моста были поставлены также подошедшие 110-й штурмовой инженерно-саперный батальон и две роты 281-го инженерно-саперного батальона (последние вели заготовку и подвозку материала).
          В 21.00 27.1.45 г. постройка низководного балочного моста на свайных опорах грузоподъемностью 60 т, длиной 132 м была окончена. Работа протекала под непрерывным воздействием авиации противника, бомбившей и простреливающей переправу и дороги.
          С 21.00 27.1.45 г. произошел резкий подъем уровня воды до 1.5 м, вызвавший также подъем, раскалывание и подвижку льда (паводковая волна была создана противником за счет открытия затворов плотин в районе Бреслау).
          Волной паводка и подвижкой льда мост у Тарксдорф был молниеносно разрушен, работа ледяной переправы до спада воды прекратилась, а наведенные 6 понтонов парка НЛП были раздавлены и унесены.
          Днем 27.1.45 г. интенсивным артиллерийским и минометным огнем и бомбежкой противника было разбито до 40 лодок парка СДЛ и 6 понтонов НЛП в пунктах переправ у Цехельвиц и Хохбаушвиц.
          Из резервных плавсредств силами 284-го инженерно-саперного батальона у Хохбаушвиц немедленно были восстановлены три парома под грузы 9.5 и 2 т, часть резервных плавсредств была подана в Тарксдорф на восстановление ледяной переправы.
          Переправа у Цехельвиц из-за отсутствия плавсредств не восстанавливалась.
          В ночь с 27 на 28.1.45 г. после спада паводковой волны и снижения уровня воды до 1.0 м 281-м инженерно-саперным батальоном восстановлена ледяная переправа у Тарксдорф путем прокладки по торосистому, начавшему смерзаться льду бревенчатого и дощатого настила и закрытия полыней паромами парка СДЛ.
          Одновременно дивизионными саперами 280-й и 350-й стрелковых дивизий в районе железнодорожного моста у Лейбус-дорф в ночь с 27 на 28.1.45 г. был организован пункт паромной переправы из двух трехтонных паромов на лодках ДСЛ, а к утру 28.1.45 г. – оборудована усиленная ледяная переправа.
          На паромах в ночь на 28.1.45 г. были переправлены передовые отряды дивизий, а днем на паромах и по ледяной переправе была пропущена часть главных сил 280-й и 350-й стрелковых дивизий, овладевших к исходу 28.1.45 г. плацдармом на западном берегу р. Одер по линии Альт-Лест, Койц, Мальч.
          Ввиду отсутствия плавсредств, кроме распределенных по действовавшим пунктам переправ, после сноса моста у Тарксдорф 107-й и 110-й штурмовые и инженерно-саперные батальоны, 282-й инженерно-саперный батальон и подтянутый из резерва начальника инженерных войск 283-й инженерно-саперный батальон 27.1.45 г. приступили к постройке низководного свайного моста у Вальфорверк длиной 156 м.
          28.1.45 г. у плацдарма в районе Кебен дополнительно к действовавшему парому грузоподъемностью 60 т силами подошедшего фронтового, 154-го и 49-го понтонных батальонов 4-й танковой армии наведен мост из парка Н2П грузоподъемностью 30 т, действовавший в последующем включительно по 5.2.45 г. и пропустивший главные силы 6-го гвардейского механизированного корпуса, части 10-го гвардейского танкового корпуса, 121-й гвардейской и 172-й стрелковых дивизий и части 3-й гвардейской армии, артиллерия усиления, обозы и транспорты боеприпасов частей и соединений.
          С 28.1 по 1.2.45 г. у Хохбаушвиц непрерывно круглосуточно действовали три парома грузоподъемностью 9.5 и 2 т, пропустившие за что время главные силы 117-й гвардейской стрелковой дивизии, дивизионную артиллерию, обозы и транспорты с боеприпасами.
          В течение 30.1 – 1.2.45 г. силами 284-го инженерно-саперного батальона у Хохбаушвиц строился низководный свайный мост грузоподъемностью 60 т, длиной 140 м, вступивший в действие с 22.00 1.2.45 г., после чего паромы были выведены в резерв […]
          Последовательность развития переправ на р. Одер и порядок переправы войск на участке форсирования 13-й армии в итоге характеризуются данными следующей таблицы:
Дни форсирования Количество действовавших пунктов переправ и их состав Что переправлено
1 2 3
26.1.1945 г. Три пункта переправ (Кебен, Хохбаушвиц, Тарксдорф) в составе:
паром Н2П 60-тонный…………………………1
паромов НЛП, ДСП 2, 5, 9-тонных…………………………3
десантных лодок…………………………53
усиленная ледяная переправа…………………………1
Передовые отряды: 6-го гвардейского механизированного корпуса 4-й танковой армии, 121-й, 117-й, 6-й гвардейских и 112-й стрелковых дивизий 13-й армии, 29-й гвардейской мотострелковой бригады 10-го гвардейского танкового корпуса 4-й танковой армии. Главные силы 6-й гвардейской стрелковой дивизии, два стрелковых полка 112-й стрелковой дивизии.
27.1.1945 г. Четыре пункта переправ (Кебен, Хохбаушвиц, Тарксдорф, Лейбус-дорф) [в составе]:
паром Н2П 60-тонный…………………………1
паромов НЛП, ДСЛ 2- и 9-тонных…………………………5
десантных лодок…………………………53
усиленных ледяных переправ…………………………2
Части главных сил: 6-го гвардейского механизированного корпуса 4-й танковой армии, 121-й, 117-й гвардейских и 112-й стрелковых дивизий 13-й армии, подразделения 29-й гвардейской мотострелковой бригады 10-го гвардейского танкового корпуса, артиллерийские части усиления 102-го стрелкового корпуса, передовые отряды 280-й и 350-й стрелковых дивизий (в ночь с 27 на 28.1.45 г).
28.1.1945 г. Пять пунктов перепрев (Кебен, Хохбаушвиц, Прайхау, Тарксдорф и Лейбус-дорф) [в составе]:
мостов Н2П 16- и 30-тонных…………………………2
усиленных ледяных переправ…………………………2
паромов Н2П 30- и 60- тонных…………………………2
паромов НЛП, СДЛ……………………5
Главные силы 6-го гвардейского механизированного и 10-го гвардейского танкового корпусов 4-й танковой армии, 121-й и 117-й гвардейских, 172, 350-й и 280-й стрелковых дивизий, артиллерийские части усиления 13-й армии.
30.1-1.2.45 г. Семь пунктов перепрев (Кебен, Хохбаушвиц, Прайхау, Боршен, Тарксдорф, Вальфорверк, Лейбус-дорф) [в составе]:
низководных свайных мостов 30- и 60-тонных…………………………2
понтонных мостов Н2П 16- и 30-тонных…………………………2
усиленных ледяных переправ………………2
паромов Н2П 30- и 60- тонных…………2
паромов НЛП, СДЛ………………………5
Части 6-го гвардейского механизированного и 10-го гвардейского танкового корпусов 4-й танковой армии, части 3-й гвардейской армии, части 147, 350-й и 280-й стрелковых дивизий. артиллерийские части усиления, обозы и автоколонны с боеприпасами […]
Страницы ( 1 из 2 ): 1 2Следующая »