Указания начальника инженерных войск 3-го Белорусского фронта по подготовке к осенне-зимнему периоду 1944/45 года (21 сентября 1944 г.)

Указания
начальника инженерных войск
3-го Белорусского фронта
по подготовке
к осенне-зимнему периоду
1944/45 года
(21 сентября 1944 г.)


СЕКРЕТНО

«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник инженерных войск
3-го Белорусского фронта
(подпись)

 
21 сентября 1944 г.

УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ОСЕННЕ-ЗИМНЕМУ ПЕРИОДУ 1944/45 года

В целях надлежащей подготовки к осенне-зимнему периоду 1944/45 года провести следующие мероприятия:

I. По вопросам укрепления местности

1. Произвести рекогносцировку оборонительных рубежей для определения объема и характера работ по их дооборудованию к осенне-зимнему периоду.
2. Проверить наличие и исправность водоотводов в траншеях, ходах сообщения и землянках. Восстановить или устроить водоотводы. Заготовить водоотливочные средства (насосы, ведра и т. п.).
3. Отрыть и оборудовать новые участки траншей взамен затопляемых при дождях или паводках. Работы закончить до наступления периода дождей.
4. Приступить к устройству одежды крутостей траншей и ходов сообщения повсюду, где имеется опасность сползания крутостей.
5. Подготовить щиты из плетня или жердей, соломенные маты, хворост и другой подручный материал для покрытия траншей и ходов сообщения от снежных заносов.
6. Проверить обеспеченность войск землянками и другими укрытиями; дооборудовать и утеплить их (навесить и утеплить двери, устроить входные тамбуры, подготовить и установить печи окопного типа, заготовить топливо). При недостатке укрытий возвести дополнительно новые землянки.
Наряду с укрытиями для войск, подготовить зимние укрытия для лошадей и материальной части.
7. Подготовить гидротехнические сооружения к пропуску осеннего паводка (отремонтировать или укрепить водоотводные канавы, водосбросы, водосливные поверхности плотин, затворы сооружений и пр.); укрепить или восстановить гасители энергии в нижнем бьефе гидротехнических сооружений.
8. Установить наблюдение за колебанием уровня воды, ледоходом и ледоставом, нарастанием толщины льда и глубиной промерзания болот.
9. Подготовить переносные препятствия (рогатки, спирали Бруно и т. п.) и мины для установки на участках, которые станут проходимыми в зимний период.
Наметить места устройства препятствий зимнего типа (ловушек на льду, обледенения скатов и т. п.) и подготовить необходимые для их устройства инструменты.
10. Для производства оборонительных работ и поспешного закрепления местности обеспечить войска лопатами для сгребания снега и инструментом для разработки мерзлого грунта (ломами, кирко-мотыгами, клин-бабами и т. п.), а также толом и комплектами подрывного имущества.

II. По вопросам заграждений и разминирования

1. Перед наступлением заморозков проверить состояние минных заграждений летней установки. В процессе проверки произвести необходимые работы по обеспечению боеспособности заграждений (замена отдельных мин и взрывателей, перестановка минных полей на другие места и направления, снятие мин на отдельных участках, подверженных снежным заносам, усиление минных полей, проверка документации минирования).
2. Минные поля, установленные на длительное время на затопляемых при осеннем паводке участках местности и в местах с высоким уровнем грунтовых вод, переставить на более возвышенные места.
3. Подготовить мины с зимней маскировочной окраской.
4. Проверить обеспеченность средствами и транспортом подвижные отряды заграждений. Иметь в подвижных отрядах заграждения необходимое количество зимней маскировочной краски для окрашивания мин и транспорта силами отряда.
Произвести рекогносцировку путей выезда на намеченные рубежи минирования подвижными отрядами заграждений с учетом осенне-зимнего периода. Проверить затопляемость намеченных рубежей минирования и в необходимых случаях наметить новые рубежи на незатопляемых местах. Вновь выбранные места подготовить для минирования.
5. Практически ознакомить другие рода войск с особенностями применения и преодоления взрывных заграждений в зимнее время.
6. Обучить инженерные части тактике применения и технике устройства и преодоления минных заграждений в зимнее время с учетом особенностей фронта.
7. До наступления заморозков закончить все работы по снятию минных заграждений, утерявших свое значение. Следует иметь в виду, что после наступления заморозков извлечение мин из грунта окажется весьма затруднительным и опасным вследствие вмерзания мин в грунт.
8. Утеплить ящики питания миноискателей и места хранения БАС. Изготовить достаточное количество «кошек» для протраливания мин натяжного действия, установленных в снегу.
9. Все низководные мосты, затопляемые осенним паводком, перед разборкой разминировать.
У заминированных высоководных мостов заряды, установленные ниже максимальной отметки осеннего паводка, снять. Заряды, установленные выше указанной отметки, усилить до величины, обеспечивающей требуемое разрушение мостов.
10. Фугасы, установленные на маршрутах и прочих местах, затопляемых водой, переставить в незатопляемые места.
Обратить особое внимание на состояние детонирующих шнуров, не допуская длительного смачивания их водой, приводящего к отказам в работе.
У фугасов, установленных в местах, подверженных длительному воздействию влаги, огнепроводы дублировать установкой удлиненных толовых зарядов.

III. По дорогам

1. Своевременно собрать и обработать материалы, характеризующие полосу армии и отдельные направления в части почвогрунтовых условий, осенней распутицы и состояния дорог.
2. Заблаговременно подготовить дороги к осенней распутице:
а) восстановить и улучшить водоотводы;
б) восстановить поперечный профиль дорог с заделкой ям, колей и выбоин на поверхности дорожного полотна;
в) укрепить участки со слабыми грунтами, размокающими в дождливый период, путем устройства деревянного покрытия (коленного, жердевого) или применением гравия, песка;
г) исправить въезды на мосты и отремонтировать искусственные сооружения;
д) иметь в резерве заготовленные элементы деревянных покрытий для колейных дорог.
3. С наступлением осенней распутицы:
а) систематически обеспечивать отвод воды с дорожного полотна;
б) на грунтовых дорогах, улучшенных песком, гравием или шлаком, периодически подсыпать добавки;
в) устранять образовавшиеся на дорожном полотне колеи и выбоины периодической утюжкой, а при невозможности устранения колеи – срезкой возвышающегося между колеями грунта;
г) на всех крутых подъемах и кривых подготовить материал (песок, гравий, шлак) для подсыпки на полотно дороги в дождливый период, а на особо трудных участках иметь дежурные тягачи – тракторы с буксировочными тросами;
д) сильно разрушенные участки дорог на период ремонта закрывать; для пропуска транспорта использовать заранее подготовленные полосы на обрезе или объездные пути.
4. На дорогах с щебеночным покрытием:
а) систематически убирать катун (выбитый щебень);
б) подсыпать гравий или песок в места, где обнажился щебень;
в) заделывать выбоины и колеи грунтощебнем;
г) при значительных деформациях щебеночного шоссе (проломка коры и образование колей на больших площадках) устраивать на разрушенных участках деревянные покрытия или делать объезды.
5. Регулированию движения во время распутицы придавать особо важное значение:
а) не допускать проезда гусеничных машин по дорогам, предназначенным для автомобильного движения;
б) закрывать дорогу на отдельных участках, где началось разрушение проезжей части;
в) удалять застрявшие машины с проезжей части.
6. До наступления заморозков и снегопада подготовить существующие дороги к зиме, а именно:
а) выровнять дорожное полотно (борозды и выбоины заделать грунтом, бугры и выступы удалить с проезжей части и т. п.);
б) заготовить и подвезти песок или гравий к крутым подъемам и спускам (или разработать песчаные карьеры на месте этих спусков); песок уложить в кучи и защитить от снежных заносов и замерзания;
в) заготовить и своевременно установить снегозащитные заграждения на заносимых снегом участках:
г) подготовить простейшие средства по снегоочистке (изготовить или отремонтировать): дорожные машины, инвентарь и инструменты;
д) подготовить к зиме трубы и проемы малых мостов (закрыть отверстия щитами или фашинами).
7. Зимние дороги должны быть обозначены вехами и указателями. Для гужевого санного транспорта, а также для боевой материальной части на санях или полозьях могут быть использованы обрезы существующих дорог; при невозможности их использования проложить зимники по снежной целине.
8. Для постоянного наблюдения и содержания зимних войсковых дорог в проезжем состоянии закрепить каждый дорожный маршрут за дорожной или инженерной частью или войсковой частью, расположенной в районе маршрута.
9. Дорожная сеть на территории противника должна быть хорошо изучена, заранее выявлены все труднопроходимые участки (незамерзающие речки, ручьи, болота).
На случай разрушения дорог и искусственных сооружений противником при отходе запланировать и подготовить устройство временных объездов и восстановление разрушенных дорог.
С этой целью:
а) выявить наличие подручного материала;
б) своевременно заготовить щиты, разборные элементы труб, мостов и т. п.;
в) обеспечить выделение транспорта и горючего для подвоза материалов к местам работ.

IV. По переправам и мостам

1. Для успешного обеспечения переправы войск через водные преграды в осенний период заблаговременно изучить режим рек и провести необходимые подготовительные мероприятия по подготовке переправ к эксплуатации в условиях этого режима.
Для изучения режима реки использовать долгосрочный гидрометеорологический прогноз Гидрометеослужбы Красной Армии и гидрографические справочники.
В результате изучения режима реки должны быть получены данные: о времени начала осеннего ледохода и ледостава, продолжительности и характере ледохода, скорости течения, высоте подъема воды, размерах и толщине льда, характере образующихся заторов.
2. На основании данных о предполагаемом осеннем режиме реки заранее произвести дополнительную инженерную разведку места паромной и мостовой переправы, а также полностью выполнить необходимые подготовительные работы (заготовить и подвезти материал и дополнительное оборудование, отремонтировать подходы и переправы и т. п.).
3. Паромные и мостовые переправы из имущества парков МдПА-3, УВСА-3, НЛП при первом появлении шуги снимать. Резиновые лодки и фанерные понтоны вытаскивать из воды; во время хода шуги и льда использование этих парков не допускать.
4. Подходы к переправам непрерывно поддерживать в исправном состоянии. На грунтовых подходах при крутых спусках к переправе устраивать жердевую выстилку или замощение булыжником. При обледенении спусков покрывать их слоем песка.
Мосты на жестких опорах
5. До начала ледохода исправить имеющиеся повреждения в мостах, в особенности в ледорезах и опорах.
6. В низководных мостах для обеспечения их от затопления во время осеннего паводка проезжая часть должна быть поднята на безопасную высоту путем надстройки опор. В тех случаях, когда возможен перерыв движения по мосту на время паводка, угрожаемый затоплением мост должен быть надежно закреплен от всплытия и сноса течением воды. Для этого прогоны и насадки опор необходимо дополнительно закрепить скобками или хомутами.
В мостах на рамных опорах проезжую часть следует перед затоплением загружать камнем или другим балластом, а при больших скоростях течения, кроме того, закреплять на берегах к деревьям, мертвякам и т. п. при помощи горизонтальных оттяжек (тросов).
7. Для предохранения свай и стоек рам от повреждения шугой или льдом необходимо обшивать их на уровне ледохода досками (пластинами) или впереди опор с верховой стороны устраивать облегченные ледорезы в виде отдельных свай.
8. На реках шириной до 150 м и при скорости течения не более 1.2 м/сек для защиты опор от воздействия шуги и льда полезно устраивать льдозащитные запани.
Переправа в зимних условиях
9. Переправы в зимних условиях устраиваются в соответствии с указаниями Инструкции по устройству ледяных переправ и по проведению инженерных работ в зимний период.

V. По маскировке

1. Заблаговременно заготовить красители и закрепители для перекраски материальной части и стационарных сооружений в осенние и зимние расцветки.
2. Своевременно обеспечить инженерные части зимней маскировочной одеждой (разведывательные подразделения, штурмовые группы, группы минирования и разграждения и т. д.).
Отремонтировать, выстирать и подсинить табельные зимние образцы маскировочных средств (костюмы, покрытия), недостающее количество их своевременно выписать и завезти на склады.
3. Организовать на базе местной промышленности и подручных средств заготовку маскировочных материалов (отходы белой ткани, бумажные обрезки) и белых красителей.
4. С началом резкого изменения цветовых свойств фона (пожелтение листвы, появление снежного покрова) немедленно принять меры к перекраске материальной части и замаскированных сооружений, а также к замене или покраске маскирующего материала в покрытиях масок.
5. Периодически в течение осеннего и зимнего периодов следует производить контрольную аэросъемку замаскированных командных пунктов, расположения резервов и вторых эшелонов войск, нефтебаз и других важнейших объектов и на основе дешифрирования аэроснимков принимать необходимые меры к устранению обнаруженных дефектов в маскировке.
6. Всемерно практиковать устройство вертикальных масок на дорогах, просматриваемых со стороны противника, и в ближайшем тылу.
7. Предусмотреть устройство ложных зимних ледяных переправ около места расположения ложных мостов для имитации дублирования переправы.
8. Установку окрашенных в зимнюю окраску мин производить только после установившегося снежного покрова.
9. Провести сборы инструкторов по маскировке из расчета: 1 офицер и 1 сержант от каждого стрелкового полка, артиллерийского полка, танкового батальона и тылового учреждения. На сборах отработать окраску материальной части, маскировку огневых позиций и возводимых войсками полевых построек, устройство макетов материальной части и устройство ложных сооружений.

VI. По вопросам полевого водоснабжения

1. Заблаговременно отремонтировать и утеплить используемые войсками существующие шахтные колодцы, скважины, водопроводы, водоподъемные и водоочистительные установки.
Оборудовать новые водоисточники.
2. Подготовить тару для перевозки питьевой воды.
3. Подготовить палатки, печки, оборудование и химикаты (хлорная известь, коагулянт) для развертывания временных водных пунктов на освобождаемой от противника территории.

VII. По боевой подготовке инженерных войск

1. При проведении боевой подготовки инженерных частей руководствоваться приказом войскам 3-го Белорусского фронта № 0115 от 4.9.44 г. и тематикой, указанной в сборнике «Изменения и дополнения к программам боевой подготовки инженерных войск КА», изд. 1944 г.
2. С наступлением холодов и появлением снежного покрова переоборудовать учебные поля (ротные районы, опорные пункты, инженерные городки и штурмовые полосы применительно к зимним условиям боевой подготовки), перевести материальную часть на зимний транспорт и все учебные агрегаты на зимний режим работы.

VIII. По вопросам инженерного снабжения

1. Немедленно приступить к определению потребности в средствах инженерно-технического обеспечения зимней кампании.
2. Выявить производственные возможности местной промышленности для максимальной заготовки инженерного имущества, потребного армии на зимний период, и немедленно приступить к размещению заказов и заготовке зимних средств инженерного имущества (деревянные лопаты, деревянные дорожные треугольники, катки, гладилки, печи окопные, трубы к ним и т. д.).
Заготовку производить как в местной промышленности, так и силами войсковых частей, мастерских, складов.
3. Теперь же приступить к ремонту, укомплектованию и приведению в готовность зимних средств инженерного имущества, имеющихся в армии (снегоочистители, деревянные дорожные треугольники, катки, гладилки, печи окопные и пр.).
4. Заготовить на месте расходные средства (мочала, мел, клей, краска белая, войлок, стекло и пр.).
5. Подготовить складские помещения для хранения зимой инженерного имущества. Выделить необходимое количество материалов для утепления хранилищ для зимнего хранения приборов, инструментов, резины.
При размещении складов в новых пунктах учитывать необходимость наличия потребных утепленных хранилищ.
3. В целях сохранения боевых качеств миноискателей теперь же дать указания войскам об утеплении электропитания. При утеплении миноискателей пользоваться указаниями Инженерного комитета Красной Армии, разосланными в прошлом году.
7. Составить план приведения в порядок и ремонта средств инженерного имущества.
Ненужное армии в зимних условиях инженерное имущество, не могущее быть отремонтированным в условных армии, отправить на фронтовые склады.
8. Выявить количество маскировочных средств, имеющих летнюю окраску (сети, маски, сетки для стрелка и пр.), и потребное количество для их замены зимними.
9. Все средства инженерного вооружения, ненужные войскам в зимних условиях, из частей изъять и сосредоточить для хранения на армейских складах.
10. План проведения мероприятий по подготовке инженерных средств к зиме вместе с ведомостями потребности и обеспеченности в зимних средствах инженерного имущества с указанием источников покрытия потребности представить к 30 сентября 1944 г.

IX.

Кроме настоящих указаний в проведении инженерных работ в осенне-зимний период, руководствоваться инструкциями штаба инженерных войск Красной Армии, изд. 1943 г.
1. По проведению инженерных работ зимой.
2. По постройке и содержанию зимних войсковых дорог.
3. По устройству ледяных переправ.
4. По фортификационному оборудованию местности в зимних условиях.

X.

Начальникам инженерных войск армий разработать конкретный план мероприятий на осенний период и доложить военным советам армий на утверждение.
Календарные планы мероприятий, утвержденные военными советами, представить в штаб инженерных войск фронта к 30 сентября 1944 г.
Ход выполнения подготовительных мероприятий к осенне-зимнему периоду освещать в инженерных донесениях, начиная с 25 сентября 1944 г.

Начальник штаба инженерных войск
3-го Белорусского фронта
(подпись)

Заместитель начальника оперативного отдела
(подпись)

Ф. 326, оп. 108078с, д. 1, л. 345-352.

 183 просмотра(-ов)

image_pdfimage_print