1

Директива командующего войсками Карельского фронта о службе войск 7-й армии на переднем крае обороны (2.9.44 г.)

Директива
командующего войсками
Карельского фронта
о службе войск
7-й армии
на переднем крае
обороны
(2.9.44 г.)


«УТВЕРЖДАЮ»

Командующий войсками
Карельского фронта
(подпись)

Член Военного Совета
Карельского фронта
(подпись)

2 сентября 1944 г.
.

КОМАНДИРАМ СОЕДИНЕНИЙ 7 АРМИИ

          В связи с переходом войск армии к обороне надлежит:
          а) Оборону организовать и оборонительный бой планировать и проводить в строгом соответствии с требованиями уставов и наставлений Красной Армии.
          б) Кроме того, при организации боевой службы на переднем крае руководствоваться следующим.
          1. В дневное время службу охранения непосредственно на переднем крае обороны должны нести не менее 30 % и в ночное – не менее 70 % личного состава. Отдыхать в ночное время может не более 30 % личного состава.
          Независимо от выполнения обязанностей по службе и работ всему личному составу предоставлять не менее 6-7 часов отдыха в сутки.
          2. В соответствии с распорядком дня ежедневно утром и вечером в отделении, взводе и роте производить поверку личного состава по памяти без сбора людей.
          3. На каждый взвод назначать 2-3 парных круглосуточных поста наблюдателей, на роту – 7-9 постов.
          От каждого поста (наблюдателя или часового) к землянкам провести звуковую сигнализацию, использовав для этого консервные банки, гильзы от снарядов, обрывки проводов или проволоки.
          4. На каждую роту, батальон иметь по одному наблюдательному пункту с обязательным дежурством на них офицерского состава.
          Офицерские наблюдательные пункты располагать не ближе второй линии траншей, тщательно замаскировать и оборудовать. На удалении 15-20 м от наблюдательного пункта иметь блиндаж командира роты, батальона.
          На наблюдательном пункте иметь приборы наблюдения, панораму местности, схему ориентиров, журнал наблюдения и средства для связи со старшим начальником.
          5. Смену дежурства на наблюдательном пункте производить в точно установленное распорядком дня время суток, с обязательным подведением итогов наблюдения за сутки и росписью дежурных о сдаче и приеме дежурства в журнале наблюдения.
          6. На каждую роту иметь не менее одного поста сигнальщиков с запасом ракет.
          7. В каждой роте, батальоне на сутки назначать дежурного офицера, ответственного за полный порядок в подразделении и соблюдение строгой траншейной дисциплины.
          8. Ввиду наличия у противника аппаратов подслушивания категорически запретить открытые разговоры по телефону. Всякие разговоры по телефону производить только кодом.
          9. Практиковать частные и общие боевые тревоги в ротах и батальонах не менее двух раз в неделю, с задачей поверки готовности и тренировки личного состава в быстроте сбора и изготовки к бою. Итоги поверок сбора по тревоге докладывать по инстанции в вышестоящие штабы. Установить единые полковые, а в УР’ах – батальонные сигналы тревоги.
          10. Все оружие как днем, так и ночью содержать в полной готовности к бою, а также иметь его готовым для ведения огня в условиях ночи и ограниченной видимости.
          11. Все станковые пулеметы приспособить для стрельбы по самолетам противника, для чего на огневых позициях оборудовать простейшие установки, как, например, столпы с колесами с круговым вращением.
          12. Огонь артиллерии, минометов и пулеметов вести, как правило, с запасных позиций и только в исключительных случаях, при внезапном нападении значительных сил противника, вести огонь с основных позиций.
          13. Все траншеи приспособить к внутренней обороне, обратив внимание на стыки (ротные, батальонные и полковые).
          14. Каждую стрелковую ячейку, независимо от наличия перед ней общих заграждений (проволока, минные поля), обеспечить непосредственными препятствиями, как то: замаскированные волчьи ямы, канавы и ровики, спотыкачи, низко натянутая на кольях проволока. Все препятствия располагать в 4-5 м от ячейки и тщательно замаскировать.
          15. В окопах и на огневых позициях пулеметов, артиллерии и минометов иметь стрелковые карточки, сделанные на фанере или гладко выстроганной доске.
          16. В каждом окопе и ячейке иметь ниши для гранат, запаса патронов и на танкоопасных направлениях – для бутылок с горючей смесью.
          17. Категорически запретить выход личного состава, в том числе и офицеров, за бруствер первой траншеи без разрешения на то командира батальона.
          18. Разведчиков на своем участке через передний край пропускает только командир батальона; по окончании действий разведгрупп командир батальона встречает их, принимает и проверяет.
          Людей, выходящих без разрешения командира батальона за первую линию траншей, задерживать силой оружия.
          19. Командирам частей в своих районах и полосах обороны установить запретные зоны (в тылу и на флангах), выход за которые без разрешения соответствующих начальников считать за самовольную отлучку.
          20. Под личную ответственность командиров рот категорически запретить всему личному составу хождение вне траншей и ходов сообщения, установив строгую траншейную дисциплину.
          21. Запретить всему рядовому и сержантскому составу самовольно выходить из траншей, переходить из своей траншеи в траншею соседних взводов. Разрешение на это может дать командир взвода или роты и только по служебным делам.
          22. Командирам поддерживающих батарей, и дивизионов располагать свои наблюдательные пункты вместе с командными рот и батальонов, которых они поддерживают.
          23. Передовые наблюдательные пункты и корректировщиков-артиллеристов иметь в первой линии траншей или в районах, с которых хорошо просматривается местность.
          24. Проходы в своих проволочных заграждениях и минных полях, проделанные для выхода разведчиков, немедленно закрывать по их возвращении распоряжением командира батальона.
          25. Ежедневно поверять огонь всего оружия пехоты практической стрельбой по ориентирам. Заставлять весь личный состав производить несколько поверочных выстрелов с целью выяснения исправности своего оружия. Отказ автоматического оружия в стрельбе считать чрезвычайным происшествием. Неисправное оружие немедленно отправлять в ремонт. Дабы не отвлекать личный состав от несения боевой службы и с целью приближения полевого ремонта оружия к войскам, в каждом стрелковом полку и отдельном пулеметно-артиллерийском батальоне иметь ремонтные бригады непосредственно на переднем крае, где организовать надлежащий ремонт оружия в траншеях.
          26. На руках бойцов в подразделениях на переднем крае иметь следующее количество боеприпасов:
         
На винтовку
100
патронов
         
На ручной пулемет
3
магазина
         
На станковый пулемет
6
коробок лент с патронами
         
На автомат
2-3
магазина
         
Гранат
2
на бойца

          Иметь взводные, ротные, батальонные и полковые патронные пункты, которые располагать: взводные и ротные в первой линии обороны; батальонные – во второй линии обороны; полковые – в третьей линии обороны.
         
На патронных пунктах содержать
0.5
б/к боеприпасов
         
На винтовку
50
патронов
         
На автомат
150
патронов
         
На ручной пулемет
400
патронов
         
На станковый пулемет
1250
патронов
         
На противотанковое ружье
60
патронов

          один боекомплект:
         
На 82-мм миномет
120
мин
         
На 120-мм миномет
80
мин
         
На 45-мм пушку
200
снарядов
         
На 76-мм орудие полковой артиллерии
140
снарядов

          27. В период привлечения частей и подразделений второго эшелона к инженерным оборонительным и другим работам на переднем крае обороны частям второго эшелона выходить со своими штабами.
          Командиру части (подразделения), вышедшей на работу, совместно с командиром части (подразделения), на чьем участке производится работа, организовать боевое обеспечение войск, для чего устанавливать сигнал к бою, район сбора и помещать план действий на случай внезапности.
          Устанавливать постоянную связь как со старшим начальником, так и с командиром части (подразделения), на участке которого производится работа.
          28. Хождение на работу организовать только командами с непременной перекличкой личного состава как до работы, так и после нее. При организации работ всегда иметь надлежащее наблюдение, и все оружие готовым к бою. Дежурных у оружия, наблюдателей и непосредственной охранение к работам не привлекать.
          29. Всех генералов, командиров соединений и им равных при следовании их в войска ниже корпуса охранять и сопровождать конвоем автоматчиков силой не менее отделения.
          Всех штабных офицеров (фронта, армии, корпуса, дивизии), доставляющих командованию оперативные документы особой важности или следующих по заданию командования на передовую линию и войска и обратно, сопровождать проводниками и конвоем, состав которого определять, сообразуясь с обстановкой.
          Категорически воспретить офицерскому, сержантскому и рядовому составу хождение в одиночку вне расположения своих подразделений.
          Больных и раненых на батальонные и полковые пункты медицинской помощи направлять с их личным оружием или выделить команды для их сопровождения и охраны. Командирам частей и подразделений иметь при себе при всех передвижениях внутри боевых порядков личную охрану. Командирам рот и взводом всегда иметь при себе автомат.
          30. Чистку оружия на переднем крае обороны производить поочередно, т. е. одновременно подвергать чистке не более 25 % наличного оружия, а 75 % его должно быть постоянно готово к бою. Чистку оружия производить под наблюдением офицеров.
          Во избежание несчастных случаев строго запретить заряжание и разряжание оружия в жилых землянках и блиндажах, а производить его в траншеях и ходах сообщения, держа оружие столами кверху в сторону противника.
          В случаях, не терпящих отлагательства, оружие заряжать в блиндажах и землянках.
          31. Телефонные провода, провода звуковой связи в окопах и траншеях проводить в специальных ровиках, вырытых по скату крутостей.
          32. Доставку пищи на передний край производить в термосах, для чего в каждом взводе привлекать не более 2-3 вооруженных бойцов.
          33. Стены жилых землянок оббить тесом или дранкой. Землянки постоянно содержать в чистоте и порядке. В соответствии с распорядком дня производить уборку у землянок и вокруг них. Во время отдыха у групповых землянок иметь часовых.
          34. На каждый батальон иметь один колодец и одну баню. Колодец охранять.
          35. С наступлением темноты, ночью и в условиях ограниченной видимости (дождь, туман, дымка) усиливать наблюдение, охранение и разведку как перед фронтом ротного района обороны, так и на флангах и в промежутках, путем выставления дополнительных секретов, наблюдателей и дозорных.
          36. Наблюдателей располагать в низких местах так, чтобы наблюдаемые предметы ясно были видимы на фоне неба.
          37. В ночное время на наиболее активных и вероятных направлениях действий противника выставлять к своей проволоке слухачей, которых обеспечивать средствами связи и сигнализации.
          38. Для улучшения наблюдения в темные ночи местность перед передним краем обороны по указанию командира батальона периодически освещать ракетами и другими осветительными средствами.
          39. Независимо от боевого охранения, во всех подразделениях иметь непосредственное охранение (секреты, дозоры, наблюдателей).
          40. При обороне водных преград командирам подразделений на ночь боевое охранение и наблюдателей выдвигать к самой воде и на имеющиеся острова, с тем чтобы своевременно обнаружить подходящего противника.
          Броды и места, удобные для выхода к воде, минировать и устраивать подводные заграждения.
          Противоположный берег реки или озера держать под сосредоточенным огнем.
          41. Заблаговременно (засветло) подготавливать и систематически следить за исправностью приспособлений к оружию для обстрела местности и обеспечения безопасности стрельбы.
          42. Несение боевой службы лично поверять:
          а) Командирам рот – три раза в сутки.
          б) Командирам батальонов и их заместителям – два раза в сутки,
          в) Командирам частей и их заместителям – не реже одного раза в сутки.
          г) Командирам соединений и их заместителям – 3-4 раза в неделю.
          К поверке войск, помимо командиров, широко привлекать штабы.
          43. Для учета поверки несения службы в батальоне и полку иметь специальные журналы.

Командующий войсками 7 армии
(подпись)

Член Военного Совета 7 армии
(подпись)

Начальник штаба 7 армии
(подпись)




Указания штаба 3-й гвардейской армии по организации управления на основе опыта наступательной операции в июле-августе 1944 г. (2.9.44 г.)

Указания
штаба 3-й гвардейской армии
по организации управления
на основе опыта
наступательной операции
в июле-августе 1944 г.
(2.9.44 г.)


УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОПЫТА
НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ В ИЮЛЕ-АВГУСТЕ 1944 г.

          В ходе наступательной операции выявлен ряд недостатков в организации управления войсками, из которых наиболее существенными являются следующие:
          1. Отставание командных пунктов корпусов и дивизий от своих войск как результат плохого планирования организации управления и непредусмотрительности штабов. Штабы, теряя связь и не зная действительного положения войск, не обеспечивали непрерывности управления и своевременного влияния на ход боя.
          2. Отсутствие сработанности между командиром и штабом. Некоторые командиры проявляли стремление отстранять от себя штаб как орган управления войсками и перейти к единоличному руководству боем. Командиры, выбывая на наблюдательный пункт, часто находятся на них по нескольку суток и теряют личную связь со штабом. В этих случаях командир или непосредственно дает указания войскам, не информируя об этом штаб, который поэтому не может проверить выполнение этих указаний, или войска остаются без всяких указаний на следующий день.
          3. Неправильная организация взаимной связи между основными элементами командного пункта. Наблюдательные пункты часто отрывались от остальных элементов командного пункта или командир продолжительное время отсиживался в одном из подчиненных ему штабов, оставаясь в неведении об обстановке на фронте соединения, части в целом, лишаясь нормальных условий управления, и не использовывал штаб как коллективный орган управления.
          4. Неправильный порядок эшелонирования штаба и его расположения. Нередки случаи, когда первый эшелон штаба перегружается людьми, не нужными для непосредственной работы по управлению боем. Это приводит к плохим последствиям и, прежде всего, демаскирует командный пункт. Не уделяется внимания скрытым подступам и тщательной маскировке подходов и выходов с командного пункта, а также организации на нем комендантской службы.
          5. Организация и оборудование командных и наблюдательных пунктов в дивизиях и корпусах не отвечают требованиям современного боя. Некоторые командиры стрелковых дивизий и корпусов создавали наблюдательные пункты, удаленные от войск на 10-12 км, и располагали их в котлованах, в лесу, в населенных пунктах, откуда вообще ничего не просматривается. С таких пунктов планировать и влиять на бой невозможно и руководство боем превращается в «телефонную войну». Многие командиры не уяснили, что наблюдательный пункт – это хорошо подготовленный и оборудованный пункт командира, его рабочее место, расположенное от поля боя на удалении, обеспечивающем хорошим обзор и личное наблюдение за полем боя, хотя бы на главном направлении.
          6. Нарушение порядка перехода при перемещении на новый командный пункт, когда этот переход происходит без обеспеченной связи с войсками и старшим начальником на новом командном пункте. Это приводит к тому, что штаб на длительное время отстраняется от управления войсками.
          7. Отсутствие целеустремленного контроля со стороны штаба за выполнением боевых распоряжений. Были случаи, когда все офицеры штаба находились в войсках с общими задачами «контролировать и информировать». На командных пунктах подчиненных штабов такие представители являются простыми зрителями, дублерами – передатчиками информации, стесняют работу штаба и занимают средства связи, а командир, «разогнавший» штаб, в критические моменты боя остается без органа управления.
          8. Не всегда использовались радиосредства, как основной вид связи в наступательном бою (особенно в звене полк – дивизия). Не было постоянной заботы о том, чтобы в любых условиях обстановки у командира и у штаба была радиостанция. При больших темпах продвижения, когда проводная связь не успевала развертываться, не находили применения радиосредства и управление войсками нарушалось. Часть штабных офицеров оказалась не подготовленной для пользования радиосредствами. Некоторые штабы и командиры обнаруживали «радиобоязнь», отсылали радиостанции на 5-10 км от командного пункта, боясь пеленгации, или просто «забывали», оставляли их на прежнем месте расположения без горючего, без указания маршрута.
          9. Несвоевременность и неточность оперативной информации (оперативные сводки, боевые донесения). Многие начальники штабов не чувствовали ответственности и не понимали, что своевременное представление боевой информации в вышестоящий штаб является важнейшей задачей штабов. График срочных донесений часто нарушался. Необоснованно ссылались на отсутствие средств, рассчитывали только на средства высшего штаба.
          В оперативных документах часто допускались неточности, многословие, повторение одних и тех же данных и в донесении и в оперативной сводке. Многие донесения не соответствовали действительной обстановке.
          Кроме того, у некоторых штабов имелась вредная тенденция скрыть «неприятное».
          Ответственные донесения подписывались, как правило, «за командира» и «за начальника штаба», часто без оговорок, почему документ подписан «за». Особенно это относится к документам, характеризующим переломные и критические моменты боя.
          Сбором данных об обстановке в одном и том же штабе параллельно занимались многие лица. Подчиненные штабы и командиры отрывались от управления войсками, «висели» на телефонах, а получаемые данные оказывались разноречивыми и путаными.
          В штабах при выезде в войска ответственных офицеров штаба оставлялись офицеры, не знающие обстановки на фронте соединения (части) и не могущие дать исчерпывающие ответы на запросы вышестоящего штаба (командира).
          Оперативными дежурными иногда назначались неподготовленные офицеры, которые не могли правильно доложить обстановку на фронте корпуса (дивизии), а в худшем случае заявляли, что «ничего существенного не произошло».
          10. Не привита практика подтверждения вышестоящему штабу о получении боевого приказа или распоряжения и обязательного доклада об их выполнении. Требуются неоднократные напоминания, перегружается связь и создается ненужная бестолочь. Подчиненные штабы не проявляли инициативу, чтобы всегда держать старшего начальника и его штаб в курсе обстановки, и докладывали только по вызову или запросу.
          11. Плохо организована информация подчиненных штабов, штабов взаимодействующих войск и соседей. Вследствие этого командир принимает решение без учета задачи соседей, взаимодействующих войск, а действует только в интересах своей задачи, не учитывая общей обстановки и положения соседей. Например, штаб 21-го стрелкового корпуса не знал, что в полосу его наступления в определенный момент боя с фланга пошла 389-я стрелковая дивизия соседнего 22-го стрелкового корпуса и последняя чуть не была принята за противника.
          12. Некоторые штабы из-за перестраховки не доносили последних данных об изменении в обстановке (захват населенного пункта, высоты и т. д.), ссылаясь на необходимость уточнения, выяснения и т. п., задерживая информацию на многие часы, а иногда и на сутки.
          13. Часто нарушалось СУВ. Часть штабных офицеров безответственно относилась к требованиям соблюдения правил СУВ. Другие слабо знали и не были натренированы в применении средств СУВ (таблицы, коды и т. п.).
          В условиях активных действий войск также часто нарушались требования к хранению, перевозке и рассылке секретных оперативных документов и карт.
          КОМАНДАРМ ПРИКАЗАЛ:
          1. Командирам корпусов, дивизий и полков устранить указанные недостатки в организации управлении войсками, в полной мере использовать свой штаб как орган командира по управлению войсками.
          2. В предвидении операции в подготовительный период заблаговременно организовывать командные н наблюдательные пункты, развертывать узлы и линии связи. Подчиненные штабы должны быть обеспечены документами по СУВ (кодированные карты, переговорные таблицы, таблица радиосигналов и т. д.).
          3. При организации основных элементов командного пункта руководствоваться ст. 122 Наставления по полевой службе штабов, изд. 1942 г. В первом эшелоне штаба иметь: оперативный и разведывательный отделы (отделения), оперативный состав штабов специальных родов войск и представителей политического отдела, коменданта штаба и ячейку хозяйственного отделения.
          Весь остальной состав составляет второй эшелон штаба (помимо тылового эшелона). В обороне или в не боевой обстановке поэшелонного деления штаба может и не быть.
          На наблюдательном пункте совместно с командиром должны находиться: начальник штаба или начальник оперативного отдела (отделения), начальник разведывательного отдела (отделения), начальник связи, один-два офицера оперативного отдела (отделения), офицер политического отдела.
          4. Покончить со склонностью некоторых командиров вести «телефонную войну». Командные и наблюдательные пункты располагать ближе к войскам, руководствуясь интересами наблюдения за полем боя и удобствами управления боем.
          Наблюдательные пункты должны выбираться на таком удалении и в таком пункте, чтобы с него просматривалась полоса наступления на всю ее тактическую глубину. Если же местность не позволяет просмотра на всю полосу наступления, то обязательно должно просматриваться направление главного удара.
          В наступлении удаление командного пункта стрелкового корпуса от линии фронта не должно превышать 5-6 км, второго эшелона – 8-10 км, командного пункта стрелковой дивизии – 2-4 км, командного пункта стрелкового полка – 1-2 км.
          Удаление наблюдательных пунктов от линии фронта не должно превышать для корпуса 1-2 км, дивизии – до 1 км, полка – до 500 м.
          5. При решении вопроса о перемещении штаба руководствоваться реальными требованиями по осуществлению непрерывного управления войсками, не допуская ни при каких обстоятельствах отставания штабов от войск.
          Командный пункт перемешать на новое место только после организации связи на нем с подчиненными штабами, высшим штабом и по получении разрешения на перемещение. На старом месте оставлять начальника штаба или начальника оперативного отдела (отделения), которые должны обеспечивать непрерывность управления войсками и информацию высшего штаба до момента, когда установится управление войсками с нового командного пункта.
          Исходя из обстановки (темпа наступления), заранее планировать организацию управления: выбирать направление оси связи не менее чем за сутки, определить порядок эшелонирования штаба, предусмотреть возможные варианты, место расположения командного пункта, использование всех средств связи; своевременно ставить задачи начальнику связи.
          Для своевременного развертывания командного пункта заблаговременно высылать вслед за передовыми частями пехоты рекогносцировочные группы штаба с саперами и средствами связи для выбора и оборудования нового командного пункта.
          6. Кроме узла связи на командном пункте, командир должен иметь вспомогательный узел связи на наблюдательном пункте, который должен обеспечить ему надежную связь для непосредственных переговоров с подчиненными подразделениями, частями и высшим штабом. Одновременно командный и наблюдательный пункты должны быть связаны между собой всеми средствами связи.
          Наблюдательные пункты командующих артиллерией корпусов и дивизий размещать совместно или вблизи наблюдательного пункта командира корпуса (дивизии). Сеть связи артиллерии организуется в соответствии с тактической группировкой артиллерии отдельно от общевойсковой сети по схеме командующих артиллерией.
          7. При организации связи начальник связи должен рассчитать все средства связи на три положения: действующая сеть, свертываемая сеть и резерв. При этом резерв должен быть на конце осевой связи.
          8. Широко использовать радиосвязь. При нарушении проводной связи штабы корпусов и дивизий должны иметь в готовности устойчивую безотказную радиосвязь и переходить на таковую незамедлительно, не боясь пеленгации и т. п.
          9. Как правило, все распоряжения командира должны передаваться через штаб. Если распоряжения передаются лично командиром, они должны быть известны штабу. Только при этом условии штаб может осуществлять контроль, а командир может потребовать от штаба контроля за их выполнением. В этих же целях офицер оперативного отдела (отделения), находящийся с командиром на наблюдательном пункте, обязан немедленно информировать штаб о всех лично отданных распоряжениях командира.
          10. Находясь в отрыва от командного пункта (на наблюдательном пункте, в войсках), командир должен предусмотреть необходимость в определенное время (не менее двух раз в сутки) возвращаться на командный пункт, где выслушать доклад начальника штаба, доложить старшему начальнику о своих дальнейших действиях и дать указания войскам и штабу о выполнении боевой задачи на следующий день.
          11. Прекратить нарушение правил СУВ. Потребовать от всех штабных офицеров умения правильно и быстро пользоваться средствами СУВ. От штаба корпуса до батальона иметь единую кодированную карту и единые позывные.
          12. Обеспечить четкую систему взаимной информации между соседними штабами, давая ее в необходимом объеме для уяснения общей обстановки подчиненным штабам, соседям и штабам взаимодействующих войск.
          Примерно, взаимную информацию нужно давать от штаба корпуса через каждые 6 часов, от штаба дивизии – каждые 4 часа и от штаба полка – каждые 2 часа.
          13. Оперативная информация вышестоящему штабу должна быть четкой, ясной, краткой и, главное, правдивой и своевременной.
          График донесений – незыблемый закон службы штаба, и за его выполнение лично отвечает начальник штаба. Штаб должен рассчитать время отправления донесений, определить наиболее быстрый способ и средства передачи, чтобы донесения поступали в высший штаб точно в сроки, указанные в графике (НПСШ – 42 г., ст. 57). Например, в графике донесений указано: «Донесения представлять в 8.00». Это значит, что в 8.00 донесение должно быть уже в высшем штабе.
          Никакие доводы не могут оправдать несвоевременное представление донесений, и конкретные виновники должны строго наказываться. Очередные донесения передавать всеми средствами связи с соблюдением требований СУВ. О резких изменениях в обстановке доносить старшему начальнику немедленно, вне всякого графика.
          Содержание донесений должно отражать самые свежие данные обстановки. Не допускать перестраховки, когда новые данные по обстановке необоснованно задерживаются в целях так называемого выяснения, перепроверки и т. п.
          Оперативными дежурными назначать наиболее подготовленных офицеров штаба, знающих обстановку и умеющих доложить о ней.
          14. Штаб обязан без всякого напоминания немедленно подтверждать получение из высшего штаба приказа или боевого распоряжения и обязательно докладывать об их выполнении. Нарушение этого требования рассматривать как самое злостное нарушение воинской дисциплины.
          15. Прекратить отрыв подчиненных штабов от управления боем на всякого рода переговоры, уточнения и уяснения. Установить, кто персонально из офицеров штаба имеет право занимать боевые линии для сбора данных об обстановке, доклада о ней своему командиру и информировать вышестоящий штаб и соседей.
          16. В системе организационной работы штаба повседневно и целеустремленно контролировать подчиненные штабы, подразделения, части, с точным указанием объектов, способов и сроков контроля.
          Не допускать вредную практику «разгона» всех офицеров штаба в войска. Штаб как орган управления должен всегда быть способным осуществлять свои функции.
          17. Настоящие указания изучить всем генералам и офицерам штабов и командирам до командира стрелкового батальона включительно.

Начальник штаба 3 гвардейской армии
(подпись)

Начальник Оперативного отдела
(подпись)

2 сентября 1944 г.
№ 0236



Указания командующего войсками 13-й армии по организации управления на основе опыта операций, проведенных в июле-августе 1944 г. (1.9.44 г.)

Указания
командующего войсками
13-й армии
по организации управления
на основе опыта
операций, проведенных
в июле-августе 1944 г.
(1.9.44 г.)


УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОПЫТА
ОПЕРАЦИЙ, ПРОВЕДЕННЫХ В ИЮЛЕ-АВГУСТЕ 1944 г.

          Опыт проведенных операций вскрыл ряд существенных недочетов в организации управления и связи.
          В основном эти недочеты сводятся к следующему:
          1. Командные и наблюдательные пункты, особенно в корпусах и дивизиях, организуются неправильно. Отрыв наблюдательных пунктов от пунктов управлений (основного элемента командного пункта) ведет к тому, что штаб теряет свое значение как орган управления или командир изолируется – выключается из понимания обстановки в целом и лишается условий нормального управления.
          2. Командиры, убывая на наблюдательные пункты, безвыездно находятся на них по двое-трое суток, теряют связь со штабом. В лучшем случае распоряжения войскам даются непосредственно командиром без информации об этом штаба, в худшем – войска не получают никаких указаний на следующий день.
          3. Взаимная информация в дивизиях и корпусах поставлена плохо и не носит систематического характера. Поэтому дивизии и полки действуют вслепую или, в лучшем случае, узко в интересах своей задачи, не стремясь к выполнению задачи высшего соединения и не взаимодействуя между собой.
          4. Донесения запаздывают, не всегда правильно отражают обстановку, многословны и при этом неясны. Такие донесения не имеют ценности.
          Кроме того, у ряда командиров и начальников штабов имеется тенденция скрыть «неприятное», что, кроме вреда, ничего не дает.
          5. Одновременно одни и те же данные обстановки собираются офицерами штаба, начальником штаба и командиром соединения (части), в результате чего линии связи перегружаются, командиры всех степеней превращаются в информаторов, офицеры штаба теряют свое значение, запаздывают с получением обстановки.
          6. Контроль за выполнением боевых распоряжений ведется нецелеустремленно и вне организационной системы штаба. Нередко эта бессистемность ведет к разгону всех офицеров штаба на длительное время, отчего организованное управление нарушается.
          7. Офицеры штаба плохо ориентируются на местности.
          8. Неправильно организуется эшелонирование штабов (оперативная группа и второй эшелон штаба), а также неумело организуется поэшелонный переход штаба с одного командного пункта на другой без перерыва управления.
          9. Штабы отрываются от войск, из-за чего часто теряют связь, не знают истинной обстановки и несвоевременно реагируют на ход боя. Это отставание штабов объясняется плохим планированием организации управления и несвоевременностью указаний начальнику связи по подготовке связи на новом командном пункте.
          10. Отсутствует дисциплина управления. Даваемые сроки донесений нарушаются, подчиненные не стремятся держать старшего начальника постоянно в курсе обстановки, ожидают, когда их запросят сверху, на радиостанциях оперативных командиров не держат и радиостанций при себе не имеют. В переговорах по телефону и особенно по радио не выполняются правила СУВ.
          Для устранения перечисленных недочетов –
          ПРИКАЗЫВАЮ:
          1. Уяснить, что органом управления в корпусе и дивизии являются штаб и отделы управления. Через них командиры должны осуществлять управление войсками.
          Командный пункт в соединении может быть только один. Он состоит из четырех элементов: а) пункта управления, б) наблюдательного пункта (основного и, если потребуется, дополнительного), в) узла связи и г) группы обслуживания.
          В состав оперативной группы командного пункта включать: начальника штаба, оперативный и разведывательный отделы, отдел связи, оперативный состав штабов специальных родов войск, представителей политического отдела, коменданта штаба и ячейку хозяйственного отделения. Весь остальной состав штаба составляет второй эшелон штаба (помимо тылового эшелона, возглавляемого начальником тыла соединения).
          Вне боя, в условиях спокойной обстановки, в обороне понятия штаб и командный пункт могут иметь одинаковый смысл.
          При завязке боя в наступлении или в обороне управление должно приближаться к войскам, обеспечивая командиру возможность непосредственного наблюдения важнейших участков поля боя. Для этого организуется командный пункт.
          На командном пункте пункт управления и узел связи размещаются в одном месте (рассредоточенно). Наблюдательные пункты выдвигаются вперед; на командном пункте командира корпуса – до 2 км, командира дивизии – до 1 км и в полку – около 500 м. В батальонах элементы командного пункта совмещаются.
          Для того чтобы удаление наблюдательных пунктов было меньше, необходимо командные пункты располагать ближе к войскам и место для них выбирать, соблюдая прежде всего интересы наблюдения за полем боя.
          2. Удаление органов управления от войск при наступлении не должно превышать: а) командного пункта корпуса – 5-6 км, второго эшелона штаба корпуса – до 10 км; б) командного пункта дивизии – 3-4 км, второго эшелона штаба дивизии – до 6-8 км. При преследовании противника командные пункты и вторые эшелоны штабов корпусов и дивизий передвигаются скачками, не допуская отрыва от корпуса свыше 10 км и от дивизии свыше 6 км.
          3. Чтобы не было отставания штабов при наступлении войск с темпом около 20 км в сутки, штаб корпуса должен менять свое расположение – не менее одного раза в сутки, штаб дивизии – не менее двух раз в сутки. Смена расположения штабов не должна допускать перерыва управления, поэтому начальник штаба обязан: а) организовать переход штаба поэшелонно, б) заранее планировать организацию управления, намечая на сутки вперед ось связи, пункты расположения штаба, возможные варианты выброски командного пункта и район его расположения, использование основных видов связи.
          В своем планировании организации управления начальник штаба должен исходить из решения командира и указания высшего штаба, которое должно включать: а) ось направления действий соединений на 1-2 суток, б) ось связи высшего соединения, в) пункты намеченные к развертыванию передовых вспомогательных узлов связи, г) основной вид связи на данном этапе операции (боя).
          Только заблаговременное планирование организации управления и своевременная постановка задач обеспечат начальнику связи непрерывность и устойчивость управления.
          4. Вся сеть общевойсковой связи в корпусах и дивизиях должна итти только от пункта управления. Наблюдательный пункт должен быть надежно связан всеми видами связи с пунктом управления, причем командиру с наблюдательного пункта должна быть обеспечена возможность непосредственных переговоров с подчиненными командирами соединений (частей) и старшим начальником через коммутатор командного пункта и по радио.
          Наблюдательный пункт командующего артиллерии корпуса (дивизия) размещается совместно или вблизи наблюдательного пункта командира корпуса (дивизии). Оперативно-разведывательная группа штаба артиллерии корпуса (дивизии) должна находиться на наблюдательном пункте командующего артиллерии. Связь командующих артиллерии организуется с их наблюдательных пунктов и отдельно от общекомандной сети по схеме наблюдательных пунктов командующего артиллерии. Эта схема строится в соответствии с тактической группировкой артиллерии.
          5. Начальник связи для обеспечения быстрого развертывания сети связи должен всегда иметь средства связи на три положения: действующая сеть, свертываемая сеть и резерв.
          Резерв всегда иметь на конце осевой линии. В случае невозможности своевременно дать проводную связь начальник связи должен обеспечить устойчивую радио- и подвижную связь с последующим вводом в действие проводной связи.
          6. Отставание штаба от войск не должно никогда иметь места. Все штабы должны твердо усвоить принцип, что организация управления должна ориентироваться на войска, на реальное осуществление управления войсками. Высший штаб не должен задерживать переход подчиненных штабов в ущерб управлению войсками.
          Однако переход штаба в новый пункт должен проводиться только с разрешения высшего штаба. Высший штаб, соблюдая основной принцип организации управления, может временно задержать перемещение штаба для передачи срочных распоряжений или для получения новой обстановки.
          7. Непрерывность управления войсками – залог успеха. Эта непрерывность должна обеспечиваться всеми видами связи и личным общением с войсками. Если по каким-либо причинам штаб временно утерял связь с непосредственно подчиненным ему штабом, он немедленно переходит на радиосвязь с последующим нижестоящим штабом, (штаб корпуса – со штабами полков). Поэтому организация связи всегда должна предусматривать возможность быстрого перехода на радиосвязь со штабами на одну ступень ниже непосредственно подчиненного штаба.
          8. Распоряжения командира должны итти преимущественно через штаб. В тех случаях, когда командир отдает распоряжение непосредственно исполнителям, офицер штаба, находящийся при командире, должен немедленно информировать штаб об этих распоряжениях.
          9. К концу дня командир, как правило, должен прибыть на командный пункт, чтобы заслушать от штаба обстановку в целом, доложить свои соображения о дальнейших действиях старшему начальнику, получить от него (если потребуется) указания, принять решение на дальнейшие действия и дать указания штабу и войскам. Только при такой системе работы штаб будет понимать требования своего командира и сможет наиболее полноценно обеспечить выполнение их войсками.
          10. Информация сверху вниз должна даваться регулярно и доводиться в нужной степени до войск. Информация о положении и действиях соседей и взаимодействующих войск обеспечит понимание интересов высшего соединения и разумную инициативу командиров всех степеней. Информация вниз и соседей должна даваться штабом корпуса каждые 6 часов, штабами дивизии – каждые 4 часа и штабами полков – каждые 2 часа.
          11. Донесения должны составляться кратко, но ясно. Сроки донесений должны устанавливаться высшим штабом. Примерно: при наступлении донесения даются полками каждый час, дивизиями – каждые 2 часа и корпусами – каждые 4 часа. Донесения начинать со слов: «Обстановка на … часов … минут» и место командного пункта. Дальнейшее изложение донесении идет в такой последовательности: положение своих войск; характер действий противника, кратко о его группировке; решение командира.
          Для краткости очередных донесений положение своих войск давать: для штаба армии – до дивизии и отдельно действующего полка с указанием места штаба дивизии; для штаба корпуса – до полка и отдельно действующего батальона с указанием мест штабов полков; для штаба дивизии – до батальона и отдельно действующей роты с указанием мест штабов батальонов. Очередные донесения должны передаваться всеми средствами связи, но обязательно с соблюдением правил СУВ и с расчетом поступления их адресату не позже (от времени, на которое дается обстановка): для штаба полка – 20 минут, штаба дивизии – 30 минут, штаба корпуса – 1 час и штаба армии – 2 часа. В итоговых суточных сводках положение своих войск давать для штаба армии до полка включительно, для штаба корпуса – до батальона включительно, для штаба дивизии – до батальона и отдельно действующей роты включительно, для штаба полка – до роты и отдельно действующего взвода включительно.
          12. Для управления СУВ установить единую кодированную карту и единые позывные от штаба корпуса до батальона.
          13. Донесения об обстановке должны даваться по линии оперативных отделов. Изжить дублирование сбора данных об обстановке. Однако командир или начальник штаба должен лично заслушать командира или начальника штаба подчиненного соединения в случаях неясности обстановки, для поверки правильности понимания отданного распоряжения, а также в конце дня.
          14. Занятие проводов для получения обстановки более 20 минут без особого разрешения начальника штаба – воспретить.
          15. Контроль штабами должен осуществляться целеустремленно, с конкретным указанием, что проверять, и к какому сроку. При организации контроля учитывать, чтобы штаб как орган управления не терял способности осуществлять свои функции.
          16. Регулярными занятиями с офицерами штаба добиться отличного ориентирования на местности офицерами штаба с картой и без карты, умения точно определить точку стояния, положение войск на местности.
          17. Все эти указания проработать со всеми генералами и офицерами.

Командующий войсками 13 армии
(подпись)

Член Военного Совета 13 армии
(подпись)

Начальник штаба 13 армии
(подпись)

1 сентября 1944 г.
№ 00253



Приказ войскам 5-й армии № 00386/оп о результатах проверки организации и состояния обороны (12.9.44)

Приказ
войскам 5-й армии
№ 00386/оп
о результатах проверки
организации и состояния обороны
(12.9.44)


ПРИКАЗ
ВОЙСКАМ 5-й АРМИИ
№ 00386/оп

12 сентября 1944 г. Действующая армия
 
Содержание.   О результатах проверки организации и состояния обороны.
 

          Проведенной с 7.9.44 г. по 11.9.44 г. проверкой состояния обороны и несения боевой службы в соединениях армии установлено:
          1. Система пехотного огня в ряде частей не отвечает требованиям боевой задачи; фланговый, косоприцельный и перекрестный огонь для создания необходимой плотности перед передним краем и в глубине обороны почти совсем не применяется. Огонь в большинстве подразделений организуется только фронтальный, ведется в течение месяца с одних и тех же позиций. Запасные и временные площадки организованы в недостаточном количестве. Ведение огня кочующими пулеметами не практикуется. Огневые средства в глубину не эшелонируются (631, 852 и 1233 сп). Заградительный огонь из станковых пулеметов не спланирован. Залповый огонь не практикуется. Оружие к ночной стрельбе не подготовляется. Для ведения огня по самолетам противника площадки не подготовлены. Стрелковые и отчетные карточки составлены небрежно, и не все расчеты умеют ими пользоваться. Рубежи и ориентиры не пристреляны. Огонь пехоты в целом не спланирован, и контроля со стороны командиров полков и дивизий за организацией системы пехотного огня в батальонах и ротах нет.
          2. Командирское наблюдение, а также наблюдение непосредственно из первой траншеи организовано крайне плохо. Наблюдатели своих секторов и обязанностей не знают, докладывают несвоевременно, сигналов для оповещения о замеченном не установлено. Наблюдательные пункты командиров подразделений, как правило, с траншеями ходами сообщения не соединены.
          Результаты наблюдения за день не суммируются, не изучаются и выводов по ним не делается. Журналы наблюдений или вовсе отсутствуют или ведутся крайне небрежно. Плохо организованные службы наблюдения и оповещения резко снижают боеготовность частей.
          3. Огонь артиллерии и минометов спланирован без участия командиров батальонов в определении важности подступов и целей. В результате не все командиры рот и батальонов знают, в каких случаях и куда тот или иной вид огня может и должен быть вызван перед его фронтом. Общие схемы ориентиров с единой нумерацией целей как обязательное правило общего языка между артиллерийскими и пехотными командирами еще не составлены (371 сд).
          Взаимной проверки между артиллеристами и пехотными командирами о поражении того или иного номера цели не производится. Сигналы вызова прекращения и переноса огня твердо не усвоены.
          4. Противотанковые опорные пункты не обеспечены минированием, не все достаточно замаскированы, и отдельные орудия в них установлены неверно и не имеют между собой взаимной огневой связи на дистанцию прямого выстрела.
          5. Полевая дисциплина на переднем крае слабая, не соблюдаются элементарные правила маскировки, производится хождение вне ходов сообщения групп и одиночек. Распорядок дня в вопросах выдачи пищи, дежурства, учебы и работ не упорядочен. Сигналы оповещения по боевой тревоге не весь личный состав знает и в ротах недостаточное количество сигнальных постов. Внешний вид бойцов неудовлетворительный. Утренние и вечерние поверки не везде проводятся. Учет личного состава в отделении (взводе) поставлен плохо; командиры отделений и взводов не знают по фамилии своих бойцов.
          6. Оборонительные работы первой очереди не закончены. Траншеи первой и второй линий до полного профиля не доведены, в хозяйственном и боевом отношении не оборудованы. Ходов сообщения отрыто недостаточно, все они не приспособлены для боя как отсечные позиции и не могут быть использованы для скрытого маневра живой силы, благодаря своей узости и глубине, не превышающей 80 см.
          Маскировка траншей и ходов сообщения неудовлетворительная.
          Сплошного противотанкового и противопехотного минирования нет. Минные поля особо плохо маскируются (1233 и 631 сп), и привязка их произведена небрежно (с ошибками до 30о), формуляры минных полей не составлены. Проволочное заграждение в виде спирали Бруно имеется только на отдельных незначительных участках.
          7. Двухпроводная связь в звене полк – батальон – рота отсутствует. Связь между батальонами и ротами проведена по оси, а не по направлению, в результате с порывом осевой линии теряется одновременно связь со всеми ротами.

          ПРИКАЗЫВАЮ:

          1. Командирам корпусов и дивизий резко усилить контроль за точным и своевременным выполнением моего приказа № 00373/оп.
          2. Требую от всех командиров полков лично организовать в каждом батальоне систему пехотного огня, утвердить секторы обстрелов и позиции каждого пулемета в отдельности. Лично утвердить план огня в каждом батальоне, увязав на местности весь огонь пехоты и артиллерии. Прекратить практику вызова артиллерийского огня по малозначащим целям и мелким группам противника, решая задачу их уничтожения стрелковым огнем и пленением одиночек перед первой траншеей.
          3. Установить определенный порядок ведения огня из станковых пулеметов с временных и запасных позиций, не давая возможности противнику раскрыть нашу систему огня. Практиковать целеуказание и управление огнем в звене отделение – взвод трассирующими пулями; ввести в практику залповые огни.
          На всех участках провести расчистку обзора и обстрела, обеспечив просмотр всей впереди лежащей полосы непосредственно перед передним краем нашей обороны.
          4. Наблюдение из первой траншеи вести парными наблюдателями (по принципу работы часового и подчаска), привлекая для этого наиболее подготовленных бойцов. Каждый наблюдательный пункт в первой траншее связать с землянкой взвода безотказным сигналом оповещения (веревка, проволока с гильзой или звонком на конце).
          Итоги наблюдений за день с общевойсковых и артиллерийских наблюдательных пунктов суммировать, тщательно изучать и в виде выводов докладывать ежедневно по команде.
          5. Установить общие ориентиры и общую нумерацию целей внутри каждой дивизии. Ввести повседневные тренировки в целеуказании и вызове огней пехоты и артиллерии, отшлифовывая на местности все вопросы взаимодействия артиллерии с пехотой.
          Добиться твердого усвоения всеми сигналов вызова артиллерийского огня, прекращения его и переноса.
          6. Систематически тренировать противотанковые расчеты в изготовке к бою по тревоге, ведении огня по движущимся макетам танков, смене позиций и изготовке к ведению огня с хода.
          7. Навести строжайший порядок и дисциплину в траншеях, ходах сообщения каждого района обороны батальонов первого эшелона, обеспечивающую постоянную боевую готовность, моментальное изготовление к бою. Наладить действенный контроль за постоянной боевой готовностью дежурных подразделений и расчетов, за наличием исправно действующего оружия всех видов и положенной для него нормы боеприпасов. Чаще практиковать вызовы подразделений по тревоге, добиваясь максимального сокращения времени на изготовку к бою. О всех случаях выбытия из строя в результате несоблюдения правил полевой дисциплины доносить как о чрезвычайном происшествии, привлекая командиров к ответственности за отсутствие дисциплины в подразделении.
          8. Не позже 15 числа сего месяца полностью закончить отрывку траншей, ходов сообщения до полного профиля. Обратить особое внимание на разравнивание и маскировку бруствера, наличие бермы, открытых бойниц, ступенек для вылезания из траншей, водосборных колодцев и ниш для хранения боеприпасов. Жилые землянки должны быть оборудованы накатами. Места, просматриваемые противником, замаскировать маскировочными заборами. Форсировать минирование и установку проволочных заграждений перед первой траншеей.
          9. Телефонную связь между батальонами (ротами) иметь двухпроводной с обходными направлениями на случай порыва. Навести порядок в прокладке кабеля по линиям и в траншеях. Все провода прокладывать в специально отрытых желобах или по ходам сообщения и траншеям.
          10. Все перечисленные недостатки в организации обороны являются результатом того, что командиры полков вместо того, чтобы лично научить, показать и рассказать командиру роты, а подчас и командиру батальона, как надо строить оборону в его районе, ограничивались только отдачей приказов, выполнение которых они не контролировали. Совершенно недостаточно конкретного руководства и крайне слабый контроль со стороны командиров стрелковых дивизий и корпусов.
          11. Все отмеченные этим приказом недочеты, а также и недочеты, выявленные на месте в полках 159, 277 и 371 сд, командирам корпусов устранить к 15.9.44 г. и донести мне об исполнении.
          Приказ довести до командиров полков.

Командующий войсками 5-й армии
генерал-полковник Н. КРЫЛОВ

Член Военного Совета 5-й армии
генерал-майор И. ПОНОМАРЕВ

Врид начальника штаба 5-й армии
полковник ПУТИЛИН




Приказ войскам 3-й армии № 0246 о недостатках в работе штабов по управлению войсками (7.9.44 г.)

Приказ
войскам 3-й армии
№ 0246
о недостатках
в работе штабов
по управлению войсками
(7.9.44 г.)


ПРИКАЗ
ВОЙСКАМ 3-й АРМИИ
№ 0246

7 сентября 1944 г. Действующая армия
 
Содержание.   О недостатках в работе штабов по управлению войсками и мероприятиях по их изжитии.
 

          За последнее время установилось ухудшение работы штабов корпусов и дивизий по управлению войсками.
          Это прежде всего объясняется недостаточно серьезным отношением к подбору кадров штабных работников, слабой сколоченностью штабов и неудовлетворительными знаниями оперативными работниками своих функциональных обязанностей.
          Начальники штабов корпусов и дивизий в процессе боевых действий не учат свои штабы, а командиры соединений не контролируют работу последних.
          До сего времени продолжают иметь место случаи неорганизованного перемещения штабов, в результате чего даже при наличии проводной и радиосвязи не представляется возможность своевременно получать информации об обстановке (35 и 40 ск).
          Штабы производят передислокацию в новые районы без разрешения вышестоящего штаба (35 ск).
          Охрана командного пункта организуется плохо и не обеспечивает ни нормальной работы, ни сохранения военной тайны.
          Произведенной проверкой разведывательных органов корпусов и дивизий вскрыт целый ряд недочетов; так, например, недостаточно ведется войсковая разведка тактической глубины расположения противника (резервов, штабов, промежуточных рубежей).
          Разведывательная документация (в звене полк – дивизия) оформляется неточно.
          Рабочие и отчетные карты ведутся неполно, а в 129 сд (начальник штаба полковник Курсов) отчетная карта совсем не ведется.
          Планы разведки не составляются (5 сд – начальник штаба полковник Грузенберг, 269 сд – начальник штаба полковник Проничев и 169 сд – начальник штаба полковник Герасимов), а поэтому разведка организуется от случая к случаю.
          Данные о противнике не анализируются, и командиры частей и начальники штабов противостоящего противника не знают (269 сд).
          Имели место случаи неправильного использования разведчиков в атаках и штурмах населенных пунктов, где разведчики несли ничем не оправдываемые потери (283 сд и 120 гв. сд).
          В период боевых действий частей артиллерии в работе штабов артиллерии корпусов и дивизий установлены следующие недочеты по изучению противника и ведению разведки.
          Слабо изучаются огневая система противника и его инженерные сооружения, отсутствует контроль за проведением разведки в нижестоящих штабах и частях.
          С началом артиллерийской подготовки и развития боя в глубине почти совершенно прекращается ведение разведки во всех звеньях, начиная от батареи и до штаба артиллерии корпуса.
          Разведывательная документация отрабатывается недостаточно точно, особенно анализ артиллерийских батарей (штаб артиллерии 40 ск, начальник штаба майор Леутка и 41 ск, начальник штаба майор Толстобров), а разведывательные карты ведутся небрежно.
          При планировании артиллерийского наступления и обеспечения боевых действий пехоты имеют место случаи планирования огня по узлам целей, а не конкретно по разведанным целям, что приводит к излишнему расходу боеприпасов.
          Отчетно-оперативные карты боевых порядков артиллерии ведутся небрежно и не дают возможности следить за движением боевых порядков.
          В период боя штабами артиллерии корпусов и дивизий плохо организуется информация вышестоящих штабов (штаб артиллерии 35 ск, начальник штаба майор Мелешко).
          В штабах корпусов и дивизий по линии инженерной службы не проводится непрерывное изучение оборонительных сооружений противника как на переднем крае, так и в глубине. Инженерную разведку дивизионные и корпусные инженеры не планируют и не организуют (35 ск, корпусной инженер подполковник Козлов). Это приводит к тому, что дивизионные инженеры и командиры инженерных частей корпуса не знают противника в инженерном отношении.
          В период боевых действий установлена слабая отработка взаимодействия наземных войск с авиацией. Как правило, пехота не умеет обозначать свое расположение и не знает установленных сигналов: «Здесь свои войска», «Я свой самолет», вследствие чего были случаи бомбежки, обстрела своими самолетами боевых порядков пехоты.
          Командиры корпусов, дивизий и их штабы до сих пор не изучили Боевого устава бронетанковых и механизированных войск Красной Армии, а поэтому задачи приданным танковым и самоходно-артиллерийскими частям ставят неверно и, как правило, только на первый период боя, не указывая порядка действий или переподчинения по выполнении ближайшей задачи.
          В результате непродуманности использования танков и самоходных орудий и нецелесообразных перебросок танковых частей с одного фланга на другой, повлекших за собой лишний расход моточасов и горючего и не давших возможности провести танковым командирам необходимую рекогносцировку, разведку и работы по обеспечению боя (41 ск).
          Штабы стрелковых дивизии и корпусов своевременно не обеспечивают танковые и самоходные части проводной связью, разведывательными данными, поддержки артиллерией и саперами.
          В своих донесениях и информациях оперативные отделы штабов ск (и отдельных сд) совершенно не отражают действия приданных танковых частей, их положение, состояние и потери.
          В штабах корпусов и дивизий игнорируются правила скрытного управления войсками и имеются многочисленные факты их нарушения. Переговоры по техническим средствам связи ведутся открыто, боевые донесения, распоряжения передаются без применения документов кодированной связи. Например: 6.8.44 г. командир 339 гв. сп полковник Деменников сообщил открыто по радио начальнику оперативного отделения 120 гв. сд гв. майору Коваленко месторасположение полка; оперативный дежурный штаба 120 гв. сд мл. лейтенант Еникеев, несмотря на наличие у него документов кодированной связи, открыто передал маршрут движения полка гв. майору Колошьян.
          Факты нарушения скрытого управления войсками также имели место в штабах армии и соединениях со стороны направленцев, оперативных дежурных отделов штаба при передаче боевых донесений и распоряжений, передача которых часто производилась без применения кодированной карты.
          Для изжития вышеперечисленных недостатков в работе штабов соединений и улучшения качества управления войсками

          ПРИКАЗЫВАЮ:

          1. Укомплектовать штабы соединений квалифицированными офицерами и четко распределить между ними функциональные обязанности – срок 12.9.44 г.
          3. Командирам соединений и начальникам штабов повседневно учить свои штабы грамотно, четко, быстро и культурно оформлять боевые документы.
          3. Отработку всей боевой документации производить в строгом соответствии с Наставлением по полевой службе штабов и указанием Генштаба.
          4. Командирам стрелковых корпусов вплотную заняться вопросами организации разведки противника на его тактическую глубину (резервы, промежуточные рубежи, командные пункты и пр.).
          Начальникам штабов корпусов и дивизий лично заниматься планированием и организацией разведывательной службы.
          5. Решительно улучшить работу разведывательных органов корпусов и дивизий, непрерывно и всесторонне изучать противника, вести инженерную разведку и следить за действиями противника и изменением в группировке.
          6. Установленное соприкосновение с противником не должно нарушаться ни при каких обстоятельствах. Это может быть достигнуто четким планированием всех средств разведки на весь период боя.
          7. Немедленно повысить качество ведения разведки во всех звеньях штабов артиллерии, начиная от полка до штаба артиллерии корпуса и тщательно анализировать данные о противнике и его огневой системе.
          8. Планирование огня в артиллерийском наступлении производить только по конкретно разведанным целям (на подавление и уничтожение).
          В планах артиллерийского наступления детально разрабатывать действия артиллерии при бое в глубине.
          9. Командирам корпусов и дивизий решения на бой принимать только с учетом полных данных о противостоящем противнике.
          10. Принять меры к немедленному улучшению отработки боевой документации.
          11. В оперативных отделах корпусов и отделениях дивизий аккуратно вести отчетные карты, а в штабах полков и дивизий, кроме стрелковых частей, на отчетных картах отражать артиллерию, танки и другие средства усиления.
          12. При передаче боевых распоряжении и донесений по техническим средствам связи соблюдать строго правила скрытого управления, обязательно применять документы кодированной связи, ни в коем случае не допускать открытые передачи и переговоры, разглашающие военную тайну.
          13. По линии связи организовать строгий контроль на узлах связи за ведением переговоров и передач по техническим средствам связи. Лиц, допускающих открытые переговоры и передачи, разглашающих военную тайну, строго наказывать.
          14. Пересмотреть все действующие документы кодированной связи с целью улучшения их качества, не отвечающие предъявленным требованиям – заменить. Срок 11.9.44 г.
          15. При размещении штабов в населенных пунктах местное население выселять из домов, занимаемых командованием, оперативной группой, и домов общежития офицерского состава.
          16. Улучшить охрану командных пунктов, усилить бдительность и четко наладить службу контрольно-пропускных пунктов. В штабах постоянно иметь схему плана обороны командного пункта и расчет личного состава на случай тревоги.
          17. Передислокацию штабов производить только с разрешения вышестоящего штаба и, как правило, штаб перемещать в два эшелона.
          Каждый эшелон штаба в старом и новом пунктах дислокации должен возглавляться начальником штаба или начальником оперативного отдела (отделения).
          Перемещение штаба в новое место производить лишь после получения доклада о том, что связь с подчиненными соединениями, частями, вышестоящим штабом и соседями – установлена.
          Приказ довести до командиров батальонов включительно.

Командующий войсками 3-й армии
гв. генерал-полковник ГОРБАТОВ

Член Военного Совета 3-й армии
генерал-майор КОННОВ

Начальник штаба 3-й армии
генерал-майор ИВАШЕЧКИН




Указания командования 3-го Прибалтийского фронта по подготовке отрядов к действиям по захвату мостов у противника в ходе наступательной операции (7 сентября 1944 г.)

Указания
командования 3-го Прибалтийского фронта
по подготовке отрядов
к действиям
по захвату мостов у противника
в ходе наступательной операции
(7 сентября 1944 г.)


«УТВЕРЖДАЮ»

Командующий войсками
3-го Прибалтийского фронта
генерал армии МАСЛЕННИКОВ

7 сентября 1944 г.

Член Военного Совета
3-го Прибалтийского фронта
генерал-лейтенант РУДАКОВ

УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ ОТРЯДОВ К ДЕЙСТВИЯМ ПО ЗАХВАТУ МОСТОВ
У ПРОТИВНИКА В ХОДЕ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ

          В ходе наступательных действий войск фронта находит все большее применение метод действий отрядов и групп по захвату мостов, подготовленных противником к взрыву при отходе.
          Цель действий отрядов – не дать противнику взорвать мост и получить наступающей части готовую переправу через водное препятствие для неотрывного проследования войск противника.
          Захват мостов у противника нашел наиболее широкое применение во время преследования его.

1. Действия отряда по захвату мостов

          Действия отряда слагаются из четырех этапов:
          1-й этап – переход линии фронта и выдвижение к намеченному мосту.
          2-й этап – занятие позиций с тщательной маскировкой в районе моста, организация наблюдения за режимом движения через мост, его охраной и обороной.
          3-й этап – разведка моста. Определение степени подготовки моста к взрыву, способа взрыва, наличие подрывной станции и дополнительных запасов ВВ или горючих материалов; определение места и состава команды подрывников и охраны.
          4-й этап – обезвреживание подрывной системы и уничтожение запасов ВВ. Захват моста и его оборона до подхода наших передовых частей.
          Командир отряда, сообразуясь с обстановкой на переднем крае намечает действия отряда по одному из вариантов.
          1-й вариант. Не возбуждая подозрений противника открытыми действиями, организует вылазки саперной группы отряда для обезвреживания подрывной системы путем перерезания проводников или устройства короткого замыкания сети вне зарядов, путем перерезания детонирующего шнура или извлечения капсюлей-детонаторов или электродетонаторов из зарядов. Подготавливается огонь по постам, караульному помещению и подходам к мосту на случай активной борьбы. Действия ведутся только ночью.
          2-й вариант. В случае стремительного продвижения наших войск – открытое нападение на мост, захват его и удержание до подхода наших передовых частей.
          Одновременно действует саперная группа отряда по обезвреживанию подрывной системы и уничтожению подвязанных зарядов на мосту, запасов ВВ и горючих материалов, заготовленных около моста.
          Действия могут быть как днем, так и ночью.
          Действия отряда в особых условиях.
          При полной невозможности проникнуть в тыл противника отряд действует обычными методами вклинения в оборону противника при поддержке артиллерии и линейных стрелковых подразделений и стремится проникнуть к намеченному мосту, где занимает круговую оборону и ведет бой до подхода наших частей. Саперы в это время ведут работу по разминированию моста.

2. Организация выброски отряда

          Выброску отряда в тыл противника организует командир стрелковой дивизии и производит ее не ранее чем за 2-3 дня до подхода частей к реке.
          Переход отрядом линии фронта организуется при непосредственном участии РО корпуса, армии, который намечает пункт перехода через передний край обороны противника и организует наблюдение за поведением противника в намеченном пункте. Одновременно ведется подготовка отряда к вылазке.
          Отряд мелкими группами переходит линию фронта и сосредоточивается в намеченный пункт сбора, после чего командир отряда организует разведку подходов к мосту и вывод отряда в район моста.

3. Состав отряда и его вооружение

          Состав отряда может быть от одного до двух стрелковых взводов штатного состава, усиленных тяжелым пехотным оружием и саперами от отделения до двух отделений также штатной численности.
          На численный состав отряда влияет местность, удаление намеченного к захвату моста от переднего края и предполагаемый метод захвата моста.
          На открытой местности (отсутствие или недостаточность лесов, поросших камышом, болот и т. д.) при значительном удалении моста от переднего края численный состав назначается меньшим.
          При наличии маскировки и вероятной открытой борьбы отряд назначается большей численности.
          Для действий в особых условиях состав отряда может быть силою – усиленная стрелковая рота.
          Должностной состав отряда:
          Командир отряда – 1 (не ниже командира роты).
          Заместитель командира отряда по инженерной службе – 1 (командир саперного взвода).
          Командиров взводов – по числу взводов (1 из них сапер).
          Командиров отделений – по числу отделений.
          Снайперов – 4-6 (на каждый стрелковый взвод).
          Старший радист – 1.
          Радист – 1.
          Санитаров – 2.
          Вооружение отряда:
          1. Автоматы – на весь личный состав.
          2. Винтовки с оптическим прицелом – в каждом отделении – 2
          3. Гранаты ручные – по 2-3 на каждого.
          4. Пулеметы и минометы – то числу средств усиления
          5. Ножи – на каждого сапера.
          6. Ножницы или кусачки – 4-5 на саперное отделение.
          7. Радиостанция типа «Север» – 1.
          8. Санитарная сумка – 2.
          9. Сумка подрывника – 2 на саперное отделение.

4. Подготовка отряда

          Для выполнения задания отряд должен быть заранее подготовлен.
          Подготовка отряда проводится в течение 2-3 дней под руководством штаба стрелковой дивизии по вопросам:
          – топография (движение ночью);
          – выбор места для засады;
          – маскировка движения и район позиций засады;
          – атака моста;
          – бой за удержание моста; построение предмостной позиции;
          – взаимодействие пехоты и саперов – огневое прикрытие работы саперов;
          – разведка моста на минирование (для саперов);
          – повреждение подрывной сети (для саперов);
          – разминирование моста (для саперов).
          Подготовка отряда ведется путем тренировки его на аналогичной местности (река, мост) действиям отряда в тылу у противника.

Начальник Инженерных войск
3-га Прибалтийского фронта
генерал-майор инженерных войск КИРЧЕВСКИЙ

.
.

Начальник штаба Инженерных войск фронта
полковник БУХТИН