Описание средств эвакуации раненных в горных условиях, изданное санитарным отделом 18-й армии в октябре 1944 г.

image_pdfimage_print

Описание
средств эвакуации раненных
в горных условиях,
изданное
санитарным отделом 18-й армии
в октябре 1944 г.


СЕКРЕТНО

МАТЕРИАЛЫ ПО СРЕДСТВАМ ЭВАКУАЦИИ В ГОРНЫХ
УСЛОВИЯХ

1. Описание вьючных носилок к седлу драгунского образца и к вьючному
седлу системы «ВХГЛ»
(черт. 1 и рис. 1)1

Носилки предназначены для эвакуации тяжело раненых в горных условиях, где существуют исключительно узкие тропы, в местах, где совершенно отсутствуют тропы, большие склоны гор, в труднопроходимой местности (через болота, реки глубиной, не превышавшие рост лошади). Вес носилок 8 кг, [носилки] рекомендуется изготавливать из дерева (сухая ель). Верхняя часть носилок покрывается брезентом.
При эвакуации раненого носилки покрываются меховым или ватным одеялом, в которое укутывается раненый, после чего фиксируются лямкой носилки совместно с раненым.
Ездовой берет лошадь за повод и ведет в указанное направление.
Необходимо, чтобы лошадь была кована на все четыре ноги острыми шипами; ездовому, кроме своего оружия, необходимо иметь длинную палку с острым наконечником для спуска и [подъема] на гору.

2. Описание волокуши
(черт. 2)

Волокуша изготавливается из крепкого дерева, желательно вяза. Передняя часть волокуши представляет одноконную упряжку с оглоблями без дуги; укреплена гужами хомута за боковые части волокуши и постромками за барок.
В основном применяется для эвакуации раненых с батальонных и полковых пунктов (на расстоянии до 3 км). На волокушу укладываются госпитальные носилки, бока которых закрепляются тренчиками к бокам волокуши. Весьма удобна для маскировки, так как представляется возможность замаскировать ветками волокушу и раненого.
Волокуша также применима для эвакуации тяжелых вещей в горных условиях (например: медимущество, большие палатки и т. д.). Волокушу возможно использовать в местах, где имеются реки (особенно глубокие), проходимые для лошади, но в этом случае необходима подставка дежурной лошади, припрягаемой к гужам хомута.

3. Описание подвесных носилок
(рис. 2)

Подвесные носилки применяются в местах, совершенно невозможных для транспортировки раненых, например: глубокие обрывы, глубокие реки при взорванных мостах; кроме того, целесообразно применять носилки в местах, где дорогой раненого необходимо обвозить несколько километров вокруг гор, а спустить прямо с откосных гор очень близко, в таком случае ставятся укрепления на одной и другой стороне (если нет деревьев) и путем спуска с гор сокращается расстояние доставки раненого. В большинстве случаев подвесные носилки «воздушная дорога» применяются в горной местности – при переходе глубоких ущелий, обрывов и т. д. Для работы на носилках требуется 2 человека: с одной стороны верх-сдающий [с другой стороны] низ-принимающий. При спуске груза носилки желательно подвешивать под уклоном, не превышая 30°, что дает облегчение для транспортировки.
Примечание. Указанными носилками возможна перевозка любых грузов. Вес подвески: 1 метр провода – 300 г. Таким образом, километр подвесного луга [весит] 300 кг, для перевозки носилок с тросом в 1 км требуется одна лошадь с волокушей (применима для всех родов войск).

4. Описание вьючного седла «ХПГЛ»
(рис. 3)

Седло системы «ХПГЛ» состоит из ленчика, нижнего потника, верхнего потника, двух подпруг, передней и задней шлеек. Впервые [седло] было применено в 1914 г. для эвакуации раненых в Карпатских горах; кроме указанного, оно имело на себе: переднюю скобу крепления – железную весом до 3 кг, два подвесных ящика весом до 13 кг, на него навьючивались обыкновенные госпитальные носилки, но [теперь] изъяты скобы крепления, так как при перевозке раненого с горы он оказывался в положении головой вниз. Изъяты ящики. Этим самым указанное седло облегчено на 16 кг, доведено до веса в 16 кг, к нему приспособлены горно-вьючные носилки, применявшиеся нами для эвакуации раненых на драгунском седле в горах Кавказа.
Кроме эвакуации раненых на указанном вьючном седле, возможна перевозка любых грузов путем изготовления специальных вьюков и крепления последних на крючки седла с расчетом равновесия на обе стороны.

5. Изготовление вьюков
(рис. 4)

Любой груз необходимо упаковывать по указанному чертежу, для чего данный груз перевязывается канатами и подвешивается в виде узлов на крючки; при завьючивании строго соблюдать равновесие вьюков на стороны, т. е. правая сторона вьюков 30 кг, левая так же 30 кг, максимальная нагрузка вьюков 60 кг.

Начальник санитарного отдела
18-й армии
(подпись)

Ф. 244, оп. 213325с, д. 3, лл. 37-38.

1 Здесь и ниже: на сайте чертежи и рисунки не приводятся. — В.Т.