Приказ войскам 37 армии № 082 с выводами по организации управления в войсках армии в период проведения Криворожской операции (1.3.44)

image_pdfimage_print

Приказ
войскам 37 армии
№ 082
с выводами
по организации управления
в войсках армии
в период проведения
Криворожской операции
(1.3.44)


ПРИКАЗ
ВОЙСКАМ 37-й АРМИИ
№ 082

1 марта 1944 года Действующая армия
 
Содержание.   Выводы по организации управления в войсках 37 армии в период проведения Криворожской операции армии.
 

          В процессе проведения боевых операций в работе командования и штабов вскрыт ряд существенных недочетов в управлении войсками, которые нарушали четкость в приеме и передаче приказов, донесений, информаций, отражались на организации взаимодействия родов войск и управления боем. Основными недочетами управления боем являются:
          1) Выбор командных пунктов частей и соединений производился несвоевременно, времени для их организации на новых местах и наведения связи не было; в результате командные и наблюдательные пункты организовывались и оборудовались плохо.
          2) Командиры частей и соединений и их начальники штабов мало уделяют внимания выбору места командных пунктов и их организации. Несвоевременная и плохая рекогносцировка командных и наблюдательных пунктов приводила к тому, что по прибытии командиров и начальников штабов на организованный впереди новый командный пункт с оборудованной связью, командный пункт оказывался несоответствующим требованию управления боем и поэтому наспех организовывался в другом месте без подготовки надежной связи (штаб 82 сп, 228 и 92 сд).
          3) Начальники штабов несвоевременно ставят задачи начальникам связи, вследствие чего связь старшего начальника на новый командный пункт младшего начальника запаздывала и этим задерживался переход подчиненного штаба на новое место, что в свою очередь приводило к отрыву штабов от войск и нечеткому управлению войсками.
          Очень часто, когда средства связи были развернуты на новом командном пункте, перемещение штабов со старого командного пункта задерживалось и тем самым затруднялось использование развернутых средств связи на старом командном пункте. Задействованные средства не могли быть своевременно сняты и подвинуты вперед для организации связи за продвигающимися войсками.
          4) Вследствие несвоевременной постановки задач начальниками штабов начальникам связи последние вынуждены были задерживать и без того слабые резервы связи в старых положениях, не имея возможности своевременно организовать связь впереди. Упущенное время на организацию связи связистами шло за счет снижения качества организации связи.
          5) Штабы всех степеней отрывались от войск до 10-15 и более километров. Были случаи, когда командиры полков находились дальше от линии фронта, нежели командующий армией. Так, когда 280 сп 92 сд вел бой за Лозоватка, командир полка отсиживался в Зеленый Яр, 1008 истребительно-противотанковый артиллерийский полк находился на огневых позициях северо-западнее Недай-Вода, а командир полка отсиживался в Искровка.
          Командиры и штабы, отрываясь от своих войск, не чувствуют боя, теряют управление и не могут своевременно реагировать на изменяющуюся обстановку.
          6) Начальники штабов в частях не бывают, на наблюдательных пунктах своих командиров также не бывают или бывают очень редко, поэтому характера происходящего боя не знают.
          Нередко на наблюдательном пункте с командирами нет ни одного оперативного работника. В результате штабы не знают обстановки, в боевых донесениях перевирают факты и не дают истинной характеристики событий.
          7) Изучение обстановки в штабах и их оперативных отделениях поставлено плохо. Можно встретить даже такие штабы (28 гв. сд), где ни начальник штаба, ни начальник оперативного отделения, ни кто-либо из оперативных работников рабочую карту не ведет. Ведение карты поручено писарю, а оперативные работники бездельничают и командиру не помогают.
          8) Вторые эшелоны штабов отрываются от первых на 10-15 и больше километров. Так, в 92 гв. сд первый эшелон находился в Дубовой Балке, а второй эшелон штаба в это время располагался в Калачевское. Вторые эшелоны отрываются от первых, от своих войск, не знаки их запросов. Отрываясь от своих штабов, пожирают большое количество и без того ограниченных средств связи, а командиры и их начальники штабов недостаточно уделяют внимания руководству тылами.
          9) Многие начальники штабов полков, дивизий и даже корпусов не поняли свою роль в управлении войсками, превратились в канцеляристов, отсиживаясь вдали от командира и войск, не занимаются тактикой, не являются операторами и действительными помощниками командира в руководстве боем и управлении войсками, недопонимают указаний ст. 57 и 60 проекта Полевого устава. Некоторые начальники штабов совершенно не принимают участия в разработке плана боя своего соединения и части.
          Разработка приказов по артиллерии, по тылу и т. п. проходит помимо начальников штабов (28, 15 гв. сд). В результате взаимодействие между родами войск отсутствует и нет координации действий между частями. Вследствие отрыва штабов от их начальников от командира боевые приказы и распоряжения своевременно в войска не доводятся, выполнение их не контролируется.
          Помощи высших штабов низшим в управлении боем не чувствуется. Начальники штабов не являются подлинными организаторами боя, руководителями подчиненных штабов и первыми полноценными заместителями своих командиров, так как сами лично не выезжают в подчиненные штабы и войска, не знают, чем живут войска и как работают подчиненные штабы.
          10) Организация связи производится без учета наличных средств связи и личного состава частей и подразделений связи, что приводило к невыполнению задач по обеспечению войск связью.
          11) Все вышеперечисленные недочеты явились следствия слабого руководства со стороны командиров своими штабами, низкой требовательностью к ним и самоустранения от своих непосредственных обязанностей начальников штабов ряда соединений и частей (штабы 57 и 82 ск, 228, 92, 15, 28 гв. сд, 10 гв. вдсд).

          ПРИКАЗЫВАЮ:

          1) Командирам соединений и частей в кратчайший срок устранить перечисленные недочеты в организации службы штабов всех степеней. Потребовать от начальников штабов четкого и конкретного руководства в организации управления войсками.
          2) Выбор места для командного пункта производить заранее, с учетом необходимого времени для оборудования командного пункта и организации связи. Для выбора места командных пунктов высылать наиболее ответственных офицеров.
          Перемещение командных пунктов производить своевременно, исходя из такого расчета, чтобы командные пункты полков постоянно находились не более 2-3 км от переднего края, командный пункт дивизии – 4-5 км и командные пункты корпусов – 8-10 км. При развитии наступления и преследовании командные пункты должны быть еще ближе к войскам. Наблюдательные пункты командиров всех степеней должны выбираться с таким расчетом, чтобы можно было видеть поле боя и быстро влиять на ход боевых действий.
          3) Приблизить вторые эшелоны штабов, соединений и частей к войскам. Потребовать от офицеров тыловых учреждений и частей путем личного выезда в части знать обстановку, состояние войск, их обеспеченность, запросы и нужды в материальном отношении, до роты включительно.
          4) Начальникам штабов всех степеней личным выездом и посылкой офицеров штабов систематически изучать состояние войск, контролировать и помогать войскам в выполнении поставленных задач.
          5) На наблюдательном пункте командира обязательно быть начальнику штаба или начальнику оперативного отдела (отделения) с группой офицеров штаба, обеспечивая командиру руководство боем соединений и частей.
          6) Начальникам штабов не самоустраняться, а конкретно руководить службами родов войск и тыла. Приказы по тылу, артиллерии и другие руководящие документы по специальным родам войск издавать после согласования с начальником штаба.
          7) Потребовать от офицерского состава штабов постоянного знания обстановки на своем участке фронта и соседей.
          Наладить в штабах ведение рабочих и отчетных карт, журналов боевых действий и других отчетных документов в соответствии с требованиями Наставления полевой службы штабов и Инструкции Генерального штаба Красной Армии, выделив для этой цели грамотных командиров.
          Повысить качество боевых донесений и оперативных сводок и обеспечивать своевременное представление их в вышестоящий штаб.
          8) В связи с недоукомплектованностью личным составом частей и подразделений связи и некомплектом имущества связи, связь организовывать по системе оси связи, с выдвижением на конец оси связи пунктов сбора донесений с радиостанцией и посыльными, возглавляемыми ответственными офицерами от оперативных отделов (отделений), на которых возлагать передачу и прием приказов и донесений.
          9) Еще раз требую полного соблюдения скрытого управления войсками. Всех виновных в нарушении скрытого управления войсками привлекать к строгой ответственности.
          Установить жесткую дисциплину на линиях проводной связи и не допускать посторонних разговоров. Строго ограничить число лиц, имеющих право вести телефонные и телеграфные разговоры.
          10) Командирам соединений и частей усилить личное руководство штабами, повысить требовательность к штабам, добиваясь четкой организации управления войсками.
          11) Начальникам родов войск и служб все приказы и решения по линии специальных родов войск и служб, прежде чем докладывать командиру, согласовывать с начальниками общевойсковых штабов, а командирам частей и соединений все приказы и распоряжения, не согласованные с начальниками штабов, не рассматривать.
          12) Начальникам штабов всех степеней и начальникам оперативных отделений тщательно изучить проект Полевого устава 1943 г.
          13) Приказ довести до командиров батальонов включительно и всего офицерского состава соответствующих штабов.
          О принятых мерах донести к 3.3.1944 г.

Командующий войсками 37 армии
генерал-лейтенант ШАРОХИН

Член Военного Совета 37 армии
полковник АНОШИН

Начальник штаба 37 армии
полковник БЛАЖЕЙ