Приказ войскам 2-го Украинского фронта № 00174 о недочетах в ходе наступательных операций и о мероприятиях по их устранению (10 мая 1944 г.)

image_pdfimage_print

Приказ
войскам 2-го Украинского фронта
№ 00174
о недочетах
в ходе наступательных операций
и о мероприятиях по их устранению
(10 мая 1944 г.)


ПРИКАЗ
ВОЙСКАМ 2-го УКРАИНСКОГО ФРОНТА
№ 00174

10 мая 1944 г. Действующая армия

          Отмечая больший положительный опыт, накопленный войсками фронта в успешных наступательных боях, следует указать, что в процессе последних боев, особенно в условиях предгорного характера местности, выявился ряд недочетов в боевой подготовке войск.

1. АРТИЛЛЕРИЯ

          Неудовлетворительное управление артиллерией в бою. Выбор наблюдательных пунктов производится плохо. Наблюдательные пункты выбираются так, что с них почти не видно целей, а подчас и поля боя.
          Передовые наблюдатели в боевые порядки пехоты не всегда выделяются.
          Боковые наблюдательные пункты, что очень важно в условиях пересеченной местности, как правило, не организуются. Сопряженного наблюдения нет.
          Офицерское наблюдение зачастую отсутствует. Разведка поля боя и целей производится плохо и преимущественно рядовым и сержантским составом.
          Централизация огня производится крайне медленно. На вызов огня тратится очень много времени.
          Крайне низкие качество стрельбы батарей. Много расходуют снарядов безрезультатно вследствие плохой корректировки огня артиллерии.
          Широко развита практика стрельбы по площадям, хотя по условиям боя и целям противника требуется вести прицельно-методический огонь. Орудийный расчет артиллерии калибра 122- и 152-мм, особенно пушечных полков, совершенно не имеет навыков в стрельбе с близких дистанций прямой наводкой.
          Совершенно нет навыков стрельбы прямой наводкой по ДОТ и ДЗОТ.
          Выбор огневых позиций производится без учета характера местности. Пушечные батареи ставятся за большими высотами, что приводит к большим наименьшим прицелам. Выбор огневых позиций для пушечных батарей для выгодного обстрела внутренних скатов, смежных высот не делается, долины высот не простреливаются, в силу чего огонь пушечных батареи не дает должной эффективности.
          Огневые позиции выбираются скученно.
          Связь огневых позиций с наблюдательными пунктами организуется проводная и совершенно игнорируется радиосвязь.
          Закрытые огневые позиции в противотанковом отношении не подготавливаются.
          Секторы для стрельбы не расчищаются, карточки противотанковой обороны не составляются.
          Совершенно нет навыков для стрельбы прямой наводкой с полузакрытых позиций.
          Материальная часть не проверяется. Прицельные приспособления не выверяются.

II. ТАНКИ

          Командный состав и водители танков неумело оценивают местность для действия танков, не освоили горный характер местности.
          Танки заходят в лощины и, попав под обстрел танков и артиллерии противника с высот, не маневрируют, а простаивают на одном месте по нескольку часов, представляя собой мишень для противника.
          Элементарная танковая разведка и изучение местности не производятся. А там, где разведку производят, то только из танка. Разведка местности с выходом из танка специальными офицерами штаба или тем же командиром танка, который бы вышел на высоту и посмотрел бы местность, определил бы, что может встретить танк на своем пути, – совершенно не практикуется.
          Боевой порядок танковых частей и подразделений не отработан.
          Боевой порядок наших танков не сообразуется с местностью, строится либо кучей, либо кильватерной колонной, в результате масса танков в таких боевых порядках в условиях горного характера местности не использует всей мощи своего огня и гибнет под ударом артиллерийского огня противника.
          Непонимание командирами горного характера местности и боя в этих условиях неоднократно заводило танки в ловушки огневого коридора противника.
          Управление в звене – бригада и ниже – слабое. Нет управления по радио и сигналам.
          Слабо отработаны вопросы маскировки. Применять дымовые шашки и дымовые гранаты не умеют.
          Недостаточны навыки взаимных целеуказаний между пехотой и танками.
          Экипажи не используют артиллерийского огня и боятся приблизиться к разрывам своих снарядов.
          Самоходные установки используются как обычные танки.
          Взаимодействие СУ-85, СУ-122 и СУ-152 с танками не отработано. Выбирать огневых позиций не умеют.
          Артиллеристы танковых экипажей, особенно самоходных установок, не умеют стрелять. Маневр тяжелых самоходных установок не отработан.
          Часто танкисты свои неуспехи сваливают на пехоту. Или еще хуже, вместо трезвой оценки обстановки, танкисты, чтобы прикрыть свои ошибки, преувеличивают силы противника.
          Разбор недостатков в проведенных боях не делается. Следовательно, недостатки не изживаются, а вновь повторяются.
          Совершенно слабо отработаны вопросы быстрой эвакуации подбитого или горящего танка с поля боя в укрытие.
          Нет стремления увезти подбитый танк танком в укрытие.

III. АВИАЦИЯ

          По-прежнему слабым местом нашей авиации являются истребители. Вместо уничтожения бомбардировщиков противника увлекаются излишне боем с истребителями прикрытия и тем самым не выполняют своей основной задачи.
          Техника наведения истребителей на цель не отработана. Истребители не встречают противника на подступах к полю боя. Конечно, не плохо сбить самолет противника, уходящий с поля боя, но лучше и важнее сбить самолет противника, идущий с бомбовой нагрузкой к полю боя.
          Бомбардировщики несколько улучшили свои бомбовые удары и пикирование на цель. Однако требуется еще много поработать на меткость сбрасывания бомб на цели и меткость пикирования.
          Лучше работают штурмовики, но также надо полностью освоить меткость штурмового удара.

IV. ПЕХОТА

          Роты, пополненные мобилизованными, в полной мере не сколочены. Бойцы недостаточно овладели навыками перебежки.
          Пехота наступает почти во весь рост. Солдаты не применяются к местности.
          Не отработан ближний бой и огонь пехотного оружия.
          Станковые пулеметы в загоне. Использование их на флангах и в боевых порядках совершенно не практикуется. Пулеметный огонь применяется слабо. Пехота к штурмовым действиям ДОТ и ДЗОТ не подготовлена. Командный состав в этом виде боя имеет слабые навыки.

V. ОБЩЕВОЙСКОВЫЕ ШТАБЫ

          Штабы из организаторов боя и взаимодействия превращаются в бюрократическую организацию, а штабные квалифицированные командиры – в плохих следователей, которые по нескольку раз допрашивают командира батальона и командира полка с целью выяснить по телефону обстановку, вместо того чтобы оказывать лично помощь по вопросам организации боя, взаимодействия и управления войсками на поле боя. В штабах много врут. Плохо проверяют выполнение приказов.
          Наблюдательные пункты выбираются далеко от поля боя, подчас формально, так как с этих наблюдательных пунктов почти не видно, как протекает бой. В таких звеньях, как полк, дивизия и корпус, где управление боем должно строиться на хорошем наблюдении за полем боя, фактически управление идет по телефону, по карте. Отсюда запаздывание в знании истинного положения на поле боя и несвоевременное принятие мер по использованию артиллерии, танков, авиации и их взаимодействию.
          Во исполнение приказа Ставки Верховного Главнокомандования за № 220092 от 2.5.44 г., в целях устранения в войсках 2-го Украинского фронта указанных недочетов

          ПРИКАЗЫВАЮ:

          I. В план боевой подготовки частей на май месяц включить отработку вопросов:
          В артиллерии:
          1. Выучить личным состав стрельбе. Научить наводчиков полковой, дивизионной и истребительно-противотанковой артиллерии отлично вести огонь для истребления танков противника.
          Обучение проводить практически на фронте и в тылу. Построить полигоны для стрельбы по танкам. Тренировку стрельбы по танкам вести ежедневно по 2 часа.
          Для обучения стрельбе офицерского состава наметить в каждом артиллерийском полку непосредственно на огневых позициях одну-две батареи. Обучение проводить под руководством командующих артиллерией дивизий и корпусов.
          Орудийный расчет обучать непосредственно при своих орудиях на огневых позициях под руководством командиров батарей.
          2. Для тренировки личного состава орудийных расчетов в стрельбе прямой наводкой из 122- и 152-мм систем по ДОТ, ДЗОТ организовать в ближайшем тылу стрельбу по макетам с дистанций 1.5-2 км.
          3. Для отработки вопросов стрельбы, наблюдения, выбора огневых позиций, управления огнем в бою и взаимодействия с родами войск провести сборы:
          а) командиров батарей сроком 5 суток;
          б) командиров дивизионов и полков сроком 3 суток;
          в) со штабными офицерами сроком 3 суток.
          4. Привести в кратчайший срок всю материальную часть в полный порядок. Выверить прицельные приспособления.
          5. Завести карточки боевого порядка батарей. Для определения правильности боевых порядков батарей на местности (огневые позиции, наблюдательные пункты, передовые наблюдательные пункты) и направления стрельбы выделять для проверки командиров. После проверки скреплять подписями проверяющего и командира батареи.
          6. Установить, как правило, после каждого боя производить разбор действия артиллерии. Разбор производят: с орудийным расчетом – командир батареи; с командирами батарей – командир полка или командующий артиллерией дивизии или корпуса. Командующим артиллерией армий разбор производить с командующими артиллерией дивизий и корпусов. На разборах давать конкретные указания по устранению недочетов.
          В танковых частях:
          1. Провести боевое сколачивание роты, батальона. Отработать боевые порядки в танковых подразделениях. Научить экипажи маневру на поле боя в условиях горного характера местности. Научить строить боевые порядки в соответствии с характером местности и обстановки.
          Занятия производить вначале пешим по-танковому, после чего переходить на обучение с танками.
          2. Со всеми экипажами отработать боевые стрельбы. Провести боевые стрельбы взвод-рота.
          3. Научить экипажи вести разведку местности не только с танка, но и с выходом из танка.
          4. Научить правильно маскироваться и применять дымовые средства.
          5. Научить экипажи танков и самоходных установок взаимодействию в бою.
          6. Организовать изучение боевых уставов Бронетанковых и Механизированных войск Красной Армии, изданных в 1944 г.
          7. Провести трехдневные сборы командиров рот по отработке вопросов действия танков в горных условиях, прорыва укрепленного района, взаимодействия с пехотой и артиллерией, а также отработать вопросы управления.
          8. Со штабными офицерами провести трехдневные сборы по отработке вопросов управления, танковой разведки, взаимодействия с родами войск и особенно вопросов организации боя танков в прорыве укрепленного района.
          9. С командирами полков и бригад провести разбор недостатков в прошедших боях. Установить единое понимание танкового боя в условиях горного характера местности и при прорыве укрепленного района. Особо отработать вопросы взаимодействия танков и самоходных установок и тактики танкового боя в условиях горного характера местности.
          10. В полках самоходной артиллерии СУ-85, СУ-122 и СУ-152 провезти на местности стрельбы, в том числе стрельбы по макетам ДОТ и ДЗОТ.
          В пехоте:
          1. Командирам организационно укрепить роту. Пополнить, обмундировать и обуть. Довести роты численностью до 80 человек в каждой. Провести обучение и сколачивание роты, батальона.
          2. Организовать систематические занятия. Обучить пехоту вести ближний бой. Научить перебежкам и переползаниям в условиях горного характера местности. Для отработки боевых порядков взвода, роты и батальона ввести тактико-строевые учения: на взвод – три учения, на роту – три учения, на батальон – два учения.
          3. Немедленно приступить к обучению штурмовых групп для ведения боя в укрепленном районе. Научить штурмовые группы блокировать ДОТ, подходить к ним сапой траншеями. Уметь после блокирования быстро уходить вперед для выполнения дальнейших задач.
          Обучение штурмовых групп проводить в полном составе. Состав штурмовых групп: один-два стрелковых взвода, два танка, два орудия, саперы, разведчики, ранцевые огнеметы или химики с дымовыми шашками и дымовыми гранатами. Штурмовую группу, как правило, возглавляет командир роты. Научить бойцов бросать гранату в амбразуру и давать залповый огонь по амбразуре.
          Всего провести три учения на специально оборудованном учебном поле с укрепленным районом.
          4. До 25.5.44 г. провести учения:
          а) наступление стрелкового взвода с боевой стрельбой;
          б) наступление стрелковой роты, с артиллерийской батареей, минометной батареей с боевой стрельбой;
          в) наступление усиленного стрелкового батальона первого эшелона на долговременную оборонительную полосу противника; учение проводится с боевой стрельбой под руководством командира корпуса.
          5. В огневой подготовке добиться залпового огня, вести огонь по самолетам противника. Особое внимание обратить на подготовку пулеметчиков и правильное применение пулеметов в бою.
          6. Восстановить на поле боя при атаках «ура».
          7. Поднять дисциплину, молодцеватый внешний вид. Ежедневно проводить часовую строевую подготовку во всех подразделениях, включая штабные и тыловые подразделения. Все передвижения команд вне поля боя производить только строем. Ни в коем случае не допускать хождения толпой.
          8. Для установления единства и привития передового и боевого опыта в обучении ротных командиров на сборах при дивизиях провести пятидневные сборы командиров стрелковых и пулеметных рот. Командующим армиями лично в показном порядке предварительно отработать с командирами дивизий все учения, проводимые с ротными командирами.
          9. С призванными на освобожденной территории усилить работу по их политическому воспитанию.
          Общевойсковая командирская подготовка и управление боем:
          1. В целях лучшей отработки вопросов организации боя командующим армиями провести с командирами дивизии занятия на тему «Прорыв усиленной стрелковой дивизией сильно укрепленной оборонительной полосы противника». Учение трехсуточное, метод – групповое упражнение в поле.
          2. Провести под руководством своих командиров корпусов трехдневные учения командиров полков на тему «Прорыв долговременной обороны противника усиленным стрелковым полком в первом эшелоне дивизии».
          3. Отработать бой штурмовых групп и вопросы взаимодействия с артиллерией и танками. Особо отработать обозначение своих войск для нашей авиации и умение быстро показывать авиации цели противника.
          4. На всех учениях отрабатывать на поле боя простейшие способы управления ротой, батальоном сигналами, ракетами.
          II. Обратить внимание командиров всех степеней, что боевая подготовка должна проходить независимо от хода боевой деятельности войск.
          Учения проводить в условиях, максимально приближенных к боевой действительности; учение организовывать так, чтобы оно показалось солдату и офицеру тяжелее, чем сам бой.
          Ввести в систему практику разбора боевой деятельности среди бойцов, сержантского и офицерского состава.
          На кратких разборах делать указания по устранению выявленных недочетов.
          III. Подготовку штурмовых групп и устранение основных недочетов закончить 25.5.44 г.
          IV. План боевой подготовки, план проведения сборов и план мероприятий по устранению выявленных недочетов в боевой подготовке войск армии командующим армиями представить мне нарочным 12.5.44 г.

Командующий войсками
2-го Украинского фронта
(подпись)

Член Военного Совета
2-го Украинского фронта
(подпись)

Начальник штаба
2-го Украинского фронта
(подпись)