К началу наступления, т. е. к 22 июня 1944 г., дивизия, заняв исходное положение, имела следующую численность и обеспеченность: |
Личный состав – всего 7129 человек. |
В том числе: офицеров – 823, сержантов – 2091, рядового – 4215. |
Лошадей всего – 896. |
В том числе: верховых – 59, артиллерийских —153, обозных – 684. |
Повозок – 259, в том числе одноконных – 45, пароконных – 214. |
Автотранспорта всего – 144 автомашины, из положенных по штату 144 машин. |
Общая грузоподъемность автопарка дивизии составляла: машин грузовых 282.5 тонны, в том числе авторота подвоза – 75.5 тонны. |
Грузоподъемность гужтранспорта дивизии 39.1 тонны, в том числе грузоподъемность гужтранспортной роты дивизии 8.4 тонны. |
Обеспеченность: |
Продфуражом: всего по дивизии 10 сутодач, в том числе на дивизионном обменном пункте 7 сутодач, или 142 тонны. |
Горюче-смазочных материалов: всего 2 заправки, или 20.4 тонны, в том числе на дивизионном обменном пункте 0.9 заправки, или 10 тонн. |
Боеприпасы: всего 2.5 боекомплекта, или 650 тонн, в том числе на дивизионном обменном пункте 0.5 боекомплекта, или 82 тонны. |
Прочих грузов – 23 тонны. |
Таким образом, дивизионный обменный пункт имел к началу наступления грузов 232 тонны. Грузоподъемность автороты подвоза [составляла] 75.5 тонны, гужтранспортной роты – 8.4 тонны, а всего автогужтранспорта – 83.9 тонны. |
При передислокации перевозка грузов производилась в 3-4 рейса. При быстром продвижении частей вперед в ходе стремительного наступления создавалась угроза отставания тылов. В таких условиях грузы приходилось перевозить перевалом, что вполне оправдало себя на практике. |
Части дивизии за несколько дней продвинулись вперед свыше 100 км, тылы дивизии вынуждены были следовать за частями, не допуская отставания свыше 15-20 км, а так как большое количество грузов [имевшихся] на дивизионном обменном пункте невозможно было перебросить в столь короткий срок, имея в виду, что для снабжения частей необходимо было также выделять известное количество автотранспорта, получалась растяжка [тылов]. |
В первую очередь перевозились грузы первой необходимости вплотную к частям в ассортименте и количестве, обеспечивающем нормальную боевую жизнь частей на 1-2 суток, с последующим продвижением вперед. |
Указанные перевалочные пункты при замедлении темпов продвижения частей сокращались, а при остановках на 2-3 дня совершенно ликвидировались. |
Большую помощь оказал гужевой транспорт местного населения, который использовался при перевозке грузов, а главным образом при передислокации на территории Литвы и Латвии. Здесь растягивание тылов на несколько пунктов перевалок прекратилось, так как наличие хороших дорог и увеличение транспортах средств за счет привлечения гужевого транспорта местного населения позволило производить передислокацию и перевозку грузов в один рейс. |
Этому еще способствовало то обстоятельство, что бывший в наличии на день наступления гужевой транспорт дивизии все время пополнялся за счет трофейного конского состава, а автотранспорт имел незначительные потери; кроме этого, вследствие боевых потерь сократилась численность личного состава, а отсюда уменьшался объем сутодач и боекомплектов1. |
Необходимо отметить, что 2 больших марша по 120-150 км, сделанные дивизией в короткие сроки (1.5-2 суток), показали, что дивизия, насыщенная транспортными средствами, способна выполнить большие переходы без растяжки тылов. |
Как правило, на гужевом транспорте перевозились следующие грузы: обозно-вещевое имущество, военно-техническое, продфураж; боеприпасы и вооружение перевозилось автотранспортом. |
Обеспечение войск боеприпасами и прочими видами довольствия шло нормально и бесперебойно. |
По мере продвижения частей вперед, за ними следовали продовольственные и артиллерийские летучки с задачей пополнять запасы полков всем необходимым, откуда полки своим транспортом (так как летучки всегда находились в тылах полков) завозили для себя необходимое. |
При длительных маршах впереди войск выбрасывались также продовольственные летучки, из которых в пути следования части пополнялись продовольствием, чем во многом облегчался полковой транспорт и увеличивалась скорость движения на марше. |
Эвакуация раненых из полков в медико-санитарный батальон производилась автотранспортом медико-санитарного батальона, который имел 5 машин «ГАЗ-АА» и одну специальную санитарную карету; кроме того, полки своим попутным транспортом производили эвакуацию раненых в медико-санитарный батальон, который, как правило, располагался непосредственно на пути к дивизионному обменному пункту и вблизи тылов полков. |
От медико-санитарного батальона в армейские госпитали эвакуация также происходила автотранспортом медико-санитарного батальона, и при большом потоке раненых выделялся дополнительный транспорт дивизии. |
Как правило, для эвакуации раненых как из полков в медико-санитарный батальон, так и из медико-санитарного батальона в армейские госпитали использовался попутный порожняк. Но так как армейским транспортом грузы в дивизию почти не завозились, то вся эвакуация лежала на дивизионном транспорте. |
Стирка белья производилась армейскими банно-прачечными отрядами, так как при быстрых темпах движения организовать стирку белья в дивизии было довольно трудно. |
Мытье в бане личного состава обеспечивалось не менее одного раза в 10 дней, кроме того, изобилие озер и рек позволяло производить частые купанья. |
Заготовка продовольствия из местных ресурсов была развернута в широких масштабах. Заготовлялись зерно-продовольственные продукты: овес, горох, крупяные, овощи, мясо до 75, а по некоторым видам продовольствия до 100% обеспеченности из местных ресурсов, что во многом сократило расход горючего по перевозкам подобных видов продовольствия из армейских складов. |
К недостаткам в работе необходимо отнести следующее: |
Отсутствие подвоза продфуража, боеприпасов и прочих видов довольствия армейским транспортом с армейских складов на дивизионный обменный пункт. Необходимость в помощи армейским транспортом сильно ощущалась в момент особо интенсивного продвижения частей, когда вся работа по подвозу ложилась на дивизионный транспорт, который работал по подвозу с армейских складов на дивизионный обменный пункт и с дивизионного обменного пункта в полки, а также осуществлял перевозки при передислокациях. |
Особенно необходимо отметить как недостаток в работе по подвозу следующий факт. |
Вследствие большого отрыва армейских складов от дивизионного обменного пункта (150-200 км) и для нормального обеспечения частей дивизии горючим, командование вынуждено было выделять для перевозки с армейских складов на дивизионный обменный пункт до 8 автомашин2. |
Вывод. Имея достаточный автомобильный и гужевой транспорт, хорошие дороги, отличную службу дорожного отдела армии по установке указателей за продвижением частей, отличную работу саперных и инженерных частей по быстрому восстановлению мостов, дивизия справилась с задачей и тылы дивизии успешно выполнили все возложенные на них задачи по обеспечению частей всем необходимым для ведения боя. |