Из отчета начальника инженерных войск Группы Советских оккупационных войск в Германии по инженерному обеспечению Берлинской наступательной операции войск 1-го Белорусского фронта в апреле-мае 1945 г. (30 декабря 1946 г.)

image_pdfimage_print

Из отчета
начальника инженерных войск
Группы Советских оккупационных войск
в Германии
по инженерному обеспечению
Берлинской наступательной операции
войск 1-го Белорусского фронта
в апреле-мае 1945 г.
(30 декабря 1946 г.)


Секретно

Оперативная маскировка
(Приложение № 7)1

Замысел маскировочной операции фронта состоял в стремлении скрыть от противника сосредоточение на плацдармах живой силы и боевой техники и в имитации ложными и демонстрационными действиями отвода танковых соединений от линии фронта, а также и в маскировке действительного направления главного удара.
По общему плану, утвержденному Военным советом фронта, маскировочные мероприятия проводились всеми родами войск.
Инженерные части при проведении маскировочной операции обеспечивали инструктаж других родов войск и непосредственно выполняли наиболее сложные маскировочные работы на главнейших участках.
1. В районах станций Варшава, Минск Мазовецкий силами 15-й отдельной маскировочной роты было замаскировано 16 железнодорожных эшелонов, подходящих к фронту, с танками и самоходными орудиями. Часть эшелонов была пропущена незамаскированной для того, чтобы показать противнику обычное плановое пополнение материальной части.
2. На ст. Пантох (4020) силами одного батальона 25-й инженерно-саперной бригады были изготовлены макеты:
танков «Т-34» – 81 шт.,
орудий 76-мм – 39 шт.
Эти макеты в замаскированном виде четырьмя железнодорожными эшелонами (по одному эшелону в день) с командами сопровождения направлялись от линии фронта в район Шнайдемюль.
3. На станциях Боттшов (9090), Штернберг (9000) и Топпер (9010) силами пяти рот 17-й инженерно-саперной бригады были изготовлены макеты: танков «Т-34» – 136 шт., орудий 76-мм – 120 шт.
Макеты в замаскированном виде восемью эшелонами (по два эшелона в день) были направлены с командами сопровождения в район ст. Гнезно (2070).
Таким образом имитировался отвод танковых соединений с фронта и в то же время скрывалась действительная техника, следующая к фронту через ст. Варшава.
4. В районе Швибус (9030) силами полуроты 17-й инженерно-саперной бригады были смонтированы на автомашинах 10 подвижных макетов танков «Т-34», которые имитировали передвижение танковых частей из района Швибус к р. Одер в направлении 4 ложных переправ, построенных на участке Одерек (6040), Гроссен (6000). Это было сделано с целью имитации вывода танкового соединения в стык 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов.
Передвижение танковой колонны было три раза отмечено пролетающими самолетами-разведчиками противника.
5. В районах Добберфуль (0080), Швохов (9080) силами инженерных частей 61-й армии были изготовлены и установлены на местности макеты танков «Т-34» – 106 шт., автомашин – 42 шт., бензозаправщиков – 22 шт., районы сосредоточения ложной техники оживлялись соответствующими средствами.
В районах Подеюх (1070) и Пакулент (9060) были изготовлены и установлены на местности 60 макетов орудий разных калибров. Районы сосредоточения ложных орудий оживлялись действительными кочующими орудиями, которые вели огонь по западному берегу р. Одер, обозначая пристрелку.
В этой же полосе усиленно велась инженерная разведка р. Одер (подходы, промеры глубин и пр.), имитировались подтягивание переправочных средств из глубины и заготовка материалов для строительства мостов.
Проведением комплекса маскировочных мероприятий имитировалась подготовка к форсированию р. Одер и сосредоточение танковых частей на этом участке фронта.
6. На южном плацдарме 33-й армии, в районе 4 км западнее Рамнитц (8080), в ночь с 10 на 11.4.45 г. силами одного отряда 7-го фронтового управления оборонительного строительства и одного батальона 34-й инженерно-саперной бригады была начата постройка 3 ложных мостов и 2 пристаней для паромной переправы.
Местность в районе работ была открытая, хорошо просматриваемая противником с обоих флангов. Ширина реки 450 м, глубина до 4.7 м, скорость течения 1.5 м/сек. Подходы к реке были еще подтоплены паводковой водой.
Ночью на 11.4.45 г. и днем велись работы по заготовке лесоматериала. С наступлением темноты была начата подвозка лесоматериала и затем забивка свай. Противник обнаружил место постройки мостов, в течение всей ночи освещал район работ ракетами и периодически вел артиллерийско-минометный и пулеметный огонь.
Однако строительство мостов продолжалось, и к 18 часам 12.4.45 г. было построено в каждом пункте от 90 до 110 погонных метров моста.
Почувствовав упорство, с которым саперы продолжали работы, противник решил, что на этом направлении намечается операция, и для упреждения ее 13.4.45 г. после артиллерийской подготовки, продолжавшейся с 5 час. 40 мин. до 9 часов, атаковал позиции наших войск. На отдельных участках противник занял нашу первую траншею, но к концу дня положение было восстановлено. Работы по строительству мостов продолжались до вечера 14.4.45 г. согласно плану.
Общая задача двух последних мероприятий сводилась к тому, чтобы ввести противника в заблуждение о действительном направлении главного удара наших войск на берлинском направлении, что в основном и было достигнуто, так как противник приступил к усилению обороны против наших пассивных участков.
Опыт проведения маскировочных мероприятий показывает, что при тщательной их подготовке и активном осуществлении они дают положительные результаты.
Для повышения эффекта маскировочных операций следует привлекать войска и выделять боевую технику для оживления районов сосредоточения ложной техники примерно в количестве 10% от численности макетов…

Начальник инженерных войск Группы Советских
оккупационных войск в Германии
генерал-полковник инженерных войск ПРОШЛЯКОВ

Начальник штаба инженерных войск Группы
гвардии генерал-майор инженерных войск ИОФФЕ

30.12 1946 г.2

Ф. 233, оп. 270434с, д. 1, лл. 84-89.