Указания штаба 2-й ударной армии о мероприятиях по защите войск и тыла от воздушных налетов противника (19 апреля 1944 г.)

image_pdfimage_print

Указания
штаба 2-й ударной армии
о мероприятиях
по защите войск и тыла
от воздушных налетов
противника
(19 апреля 1944 г.)


«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник штаба
2-й ударной армии
(подпись)

 
19 апреля 1944 г.
Секретно

УКАЗАНИЯ
О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ЗАЩИТЕ ВОЙСК И ТЫЛА 2-й УДАРНОЙ
АРМИИ ОТ ВОЗДУШНЫХ НАЛЕТОВ ПРОТИВНИКА

Бомбардировочным налетам авиации противника на боевые порядки войск, коммуникации и тылы предшествует непрерывная и систематическая разведка самолетами разных типов. Войска, штабы и особенно тыловые органы грубо нарушают маскировочную дисциплину, не обращают внимания на полеты одиночных самолетов противника, чем облегчают противнику разведку, а затем и бомбардировку.
В целях уменьшения эффективности налетов авиации противника проводить следующие мероприятия.

I. Для войск

В предвидении налетов авиации противника, особенно для борьбы с самолетами на низких высотах, выделить дежурные средства из следующего расчета:
– от роты противотанковых ружей – взвод противотанковых ружей;
– от пулеметной роты – пулеметный взвод;
– от стрелковой роты – отделение стрелков.
Выделенные средства иметь на специально оборудованных огневых позициях для ведения огня по воздушным целям.
1. Независимо от количества вражеских самолетов в воздухе строго соблюдать маскировочную дисциплину, максимально используя естественный покров местности.
2. Производя инженерные работы, принимать все меры маскировки работ и сооружений.
3. Категорически воспретить разведение костров (особенно ночью) в местах сосредоточения войск, штабов и командных пунктов.
4. В местах расположения штабов воспретить топку печей в дневное время, при пользовании светом (в ночное время) тщательно маскировать его (окна и двери зашторивать).
5. Воспретить движение по открытым местам и в местах расположения штабов и командных пунктов (особенно по дороге Кингисепп – Нарва) как групп, так и одиночных лиц.
6. Воспретить движение автомашин с открытыми (не затемненными) фарами по дорогам, подъездным путям к штабам и командным пунктам.

II. Для тылов

1. Строго соблюдать все виды маскировки при появлении хотя бы одиночных вражеских самолетов.
2. Не допускать скопления транспорта в районах погрузки (выгрузки), складов, баз снабжения.
3. Не допускать сосредоточения войск и транспорта у переправ, разъездов шоссейных и грунтовых дорог.
4. Воспретить в ночное и дневное время на открытом воздухе разводить костры.
5. Воспретить движение автомашин и транспорта ночью с открытыми фарами, особенно у подъездов к складам, базам горючего и тыловым учреждениям.
6. В районах расположения складов, баз снабжения, госпиталей, а также на открытых участках дорог и переправах иметь достаточное количество щелей для укрытия людского состава, а также конского состава.
7. Ответственными за выполнение настоящих указаний являются:
– в войсках, штабах, учреждениях – командиры частей, соединений и начальники учреждений;
– при передвижении по грунтовым и шоссейным дорогам – соответствующие начальники колонн;
– на складах, базах снабжения – начальники складов, баз;
– в местах, отведенных для стоянок транспорта, – коменданты пунктов, где расположены эти стоянки;
– при следовании одиночных автомашин (орудий) – лицо, назначенное старшим машины (старший по званию).
8. В пунктах расквартирования тыловых учреждений установить специальных наблюдателей (дозорных) за воздухом в течение светлого времени.

Заместитель командующего артиллерией
2-й ударной армии по противовоздушной обороне
(подпись)

Ф. 309, о. 43043с, д. 14, л. 56-57.