1

Приказ по тылу 179-го стрелковой дивизии № 01 о передислокации и работе тыла дивизии и полков в наступлении сев.-зап. г. Витебск (4 апреля 1944 г.)

Приказ
по тылу 179-го стрелковой дивизии
№ 01
о передислокации и работе
тыла дивизии и полков
в наступлении
сев.-зап. г. Витебск
(4 апреля 1944 г.)


СЕКРЕТНО

ПРИКАЗ
ПО ТЫЛУ № 01 ШТАДИВ 179 ЛЕС 1 км ЮГО-ВОСТ. ВОРОНОВО
4.4 1944 г. 20.00
Карта 50 000 – 37 г.

1. Подвоз всех грузов на дивизионный обменный пункт производит армейский транспорт со станции снабжения – Прудок.
2. Тылы дислоцировать:
а) дивизионные: артиллерийский склад дивизионного обменного пункта – Прудино; полевая хлебопекарня и склады: продовольственный, обозно-вещевого снабжения и военно-технического снабжения, мастерские обозно-вещевого снабжения – Островляне; медико-санитарный батальон – Иваново; дивизионный ветеринарный лазарет – Бол. Стайки.
б) полковые: 215-й стрелковый полк – лес 500 метров юго-западнее Прудино; 234-й стрелковый полк – лес 1.5 км юго-восточнее Прудино; 619-й артиллерийский полк – лес 1 км южнее Прудино.
С выходом частей в район озера Прокуды тылы частей передислоцировать в район Ворошилово, а тылы дивизии передислоцировать в район Городище-Субачево. Пути подвоза на новом месте дислокации будут указаны дополнительно.
3. Пути подвоза от дивизионного обменного пункта к частям: Островляне, Заход, свх. Краснополье, Прудино.
4. Содержание и расход запасов:
а) запасы содержать:
. В частях На дивизионном обменном пункте Всего
продфураж (в суточных дачах) 3 2 5
горюче-смазочные материалы (в заправках) 1 1 2
боеприпасы – по плану командующего артиллерией армии
.

б) расход установить – боеприпасы по плану командующего артиллерией армии, горюче-смазочные материалы – 1 заправка.

5. Подвоз с дивизионного обменного пункта частям организовать автотранспортом 27-й автороты подвоза и гужтранспортом сводной гужроты.
6. Эвакуацию больных и раненых производить с полковых медицинских пунктов транспортом медико-санитарного батальона.
Из медико-санитарного батальона в полевые подвижные госпитали армии: в хирургический полевой подвижный госпиталь № 651 – Бесово; в хирургический полевой подвижный госпиталь № 2263 – Островляне; в пункт легко раненых № 2899 – Богомазово; в терапевтический полевой подвижный госпиталь № 698 – Бесово; в полевой госпиталь № 488 – Нов. Войнахе – армейским транспортом, используя порожняк, подвозящий грузы на дивизионный обменный пункт и частям.
7. Больных и раненых лошадей эвакуировать из полковых ветеринарных лазаретов и дивизионного ветеринарного лазарета распоряжением командиров частей, а из дивизионного ветеринарного лазарета в армейский ветеринарный лазарет распоряжением дивизионного ветеринарного врача своим ходом и армейским специальным транспортом.
8. Эвакуацию военнопленных производить силами комендантского взвода на сборный пункт военнопленных – Осиновка, что 10 км северо-восточнее Городок.
9. Сбор трофейного вооружения и имущества производить силами трофейных команд частей и эвакуировать его на дивизионный трофейный склад – Островляне, используя для этого порожняк.
10. Охрана тылов производится: дивизионных – силами хозяйственной роты; полковых – силами транспортных рот.
11. Тыловые сводки представлять к 18.00 в отдел тыла – Островляне.
12. Второй эшелон – Островляне.

Командир 179-й стрелковой дивизии
(подпись)

Заместитель командира дивизии по тылу
(подпись)

Ф. 1237, оп. 60653с, д. 2, л. 185.



Из отчета штаба инженерных войск 57-й армии штабу армии об инженерном обеспечении наступательной операции 57-й армии с 29 февраля по 19 апреля 1944 г. с форсированием р. Днестр с хода (20 апреля 1944 г.)

Из отчета
штаба инженерных войск
57-й армии
штабу армии
об инженерном обеспечении
наступательной операции 57-й армии
с 29 февраля по 19 апреля 1944 г.
с форсированием р. Днестр с хода
(20 апреля 1944 г.)


СЕКРЕТНО

«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник инженерных войск
57-й армии
подполковник ИВАНОВ
20 апреля 1944 г.

.

ОТЧЕТ
ПО ИНЖЕНЕРНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ
57-й АРМИИ ОТ РУБЕЖА м. НОВГОРОДКА, ст. КУЦОВКА,
мог. ТОЛСТАЯ, ВАРВАРОВКА, БАЙРАК ДО р. ДНЕСТР,
ФОРСИРОВАНИЕ р. ДНЕСТР
(29.2.44 г. – 19.4.44 г.)

[…] ФОРСИРОВАНИЕ РЕКИ ДНЕСТР

          На подходе к р. Днестр сопротивление противника возросло. На рубеже р. Кучурган противник неоднократно переходил в контратаки.
          Части армии в ходе наступательных действий получили задачу форсировать р. Днестр на участке Бутор, Варница, нанося главный удар в центре, выйти на рубеж Телица, Рошкань, лес южнее Калфа, Варница. Форсирование произвести с хода, внезапно, решительными действиями штурмовых отрядов […]

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК

а) Подготовительный период (первый и второй этапы)

          На пути отступления противник наряду с другим военным имуществом оставил и переправочное имущество, в большинстве случаев поврежденное путем подрыва. В предвидении формирования значительной водной преграды, как р. Днестр, инженерные части начали собирать трофейное переправочное имущество немедленно после форсирования р. Южный Буг.
          Сбором и ремонтом переправочного имущества деятельно занимались армейские саперы, а также войсковые. При большом недостатке транспорта для перевозки войсковых грузов из переправочного имущества войсковые саперы могли возить за войсками только те переправочные средства, которые не требуют большого количества транспорта, а именно – резиновые надувные лодки.
          Армейские саперы приступили к ремонту и комплектованию трофейного понтонного парка «В».
          На 10.4.44 г. войска имели следующие переправочные средства:
          а) табельные средства: лодок А-3 – 15, лодок ДСЛ – 8;
          б) трофейные средства: лодок типа А-3 – 27, лодок типа МНЛ – 77; сырых деревянных лодок – 6.
          Армейские саперы к этому времени отремонтировали и укомплектовали: полупонтонов с верхним строением – 30, козловых опор – 8, тросов металлических с катушками – 3, лодок типа А-3 – 3, лодок типа МНЛ – 10, деревянных лодок – 5.
          Одновременно проводились усиленные практические занятия с личным составом инженерных частей, в основном на инженерное обеспечение десантов. Заранее были выделены коменданты из опытных офицеров, имевших боевой опыт организации переправы на прежних водных рубежах.
          Армейские инженерные части проводили практические занятия по освоению переправочного парка «В».
          К началу форсирования войска имели следующие переправочные средства:
          а) табельные средства: лодок А-3 – 15, лодок ДСЛ – 8;
          б) трофейные средства: лодок типа А-3 – 27, лодок типа МНЛ – 77, саперных деревянных лодок – 28.
          Армейские саперы к этому времени полностью укомплектовали 30 полупонтонов парка «В». К этому времени дороги к переправам и дорожные сооружения на них были восстановлены.

б) Форсирование

          Части армии начали форсировать р. Днестр с хода 12.4.44 г. в полдень и в ночь на 13.4.44 г. К утру 13.4.44 г. авангардные полки вели бои уже на правом берегу. Противник оказывал ожесточенное сопротивление, вел по переправам и боевым порядкам ураганным огонь из всех видов оружия. Переправы подвергались почти непрерывным массированным налетам авиации противника. Переправочные средства часто выходили из строя. Так, в ночь на 14.4.44 г. 73-я стрелковая дивизия лишилась 90 %, а 68-й стрелковый корпус после налета авиации противника лишился сразу 80 %, имевшихся у них переправочных средств. Поврежденное имущество немедленно ремонтировалось саперами, изыскивались новые средства, и жизнь переправ не прекращалась.
          Одновременно с работой десантных переправ саперы приступили к сборке паромных переправ.
          На 15.4.44 г. в полосе действия армии работало 12 войсковых и 2 армейских переправы:
          3 переправы южнее Бутор,
          2 десантные переправы в районе северной и южной окраин Красная Горка,
          3 паромных переправы в центре Красная Горка (одна из них армейская), 3 паромных переправы 2 км южнее Бычек.
          Указанные переправы имели:
          паромов общей грузоподъемностью 79 т – 15, из них: 9-тонных – 3, 5-тонных – 7, 4-тонных – 3, 3-тонных – 1, 2-тонных – 1;
          лодок: малых надувных – 34, ДСЛ – 9, А-3 под десант – 7, саперных деревянных – 30.
          В условиях почти непрерывного артиллерийского и минометного обстрела и массированных налетов авиации со стороны противника на 16.4.44 г. войсковыми переправами было переправлено:
          людей с вооружением – 16000
          орудий – 240
          повозок с грузами – 1000
          лошадей – 2500
          кухонь – 100
          автомашин с орудиями – 26
          раненых – 700.
          Армейские переправы на 16.4.44 г. переправили:
          людей с вооружением – 1400
          орудий – 20
          повозок с грузами – 216
          лошадей – 586
          автомашин с пушками – 5
          ящиков с боеприпасами – 612.
          Работа переправ усложнялась наступившим паводком. С 11 по 17.4.44 г. вода поднялась на 2.6 м. Это вызвало необходимость перестройки пристаней, удлинения и подъема тросов, а в некоторых случаях и переноса переправ. Уже 17.4.44 г. переправы 64-го стрелкового корпуса были перенесены из района Бутор в район Спея. Это в свою очередь вызвало необходимость устройства новых подъездных путей, пристаней.
          16.4.44 г. армейские саперы приступили к устройству комбинированного моста из эстакады и наплавной части. Из имевшегося трофейного имущества парка «В» возможно навести 63 погонных метра моста. При ширине реки в выбранном месте 104 метра оказалось необходимым построить 31 метр эстакады, однако вследствие подъема воды оказалось необходимым нарастить сваи, причем и после этого к исходу 17.4.44 г. вода начала затапливать эстакаду. Это повлекло необходимость дальнейшего переустройства эстакады, причем наплавная часть потребовалась большей длины, для чего немедленно приступили к мобилизации дополнительных наплавных средств парка «В».
          Переправа продолжается под усилившимся воздействием со стороны противника. Огнем и контратаками противник противодействует расширению наших плацдармов на правом берегу. Саперы продолжают обеспечивать переправу войск, закрепляют достигнутые рубежи, минируя танкоопасные направления […]

5. ВЫВОДЫ

          1. Несмотря на то, что армия не имела в период наступательной операции в своем оперативном подчинении приданных инженерных частей (кроме роты военно-строительного отряда)1, все же с поставленными перед ней задачами справилась.
          2. При недостатке табельных переправочных средств инженерные войска с помощью подручных и трофейных переправочных средств обеспечили форсирование войсками таких значительных водных рубежей, как р. Южный Буг, р. Днестр.
          3. В ходе всей операции, в различное время, работа инженерных войск тормозилась недостатком транспорта, особенно в период форсирования, когда требовался подвоз переправочных средств на место переправ, а также лесоматериалов на место постройки моста.
          4. На реках, подобных Южному Бугу, с быстрым учением и скалистым дном постройка моста на рамных опорах себя оправдала.

За начальника штаба инженерных войск 57-й армии
майор СМИРНОВ

20.4.1944 г.
Ф. 413, оп. 13257сс, д. 4, лл. 110-112.

1 В документе – «кроме роты УСС».



Из краткой сводки № 4 обобщенного опыта боевых действий войск 57-й армии за апрель 1944 г. о форсировании р. Днестр с хода (14 мая 1944 г.)

Из краткой сводки
№ 4
обобщенного опыта
боевых действий
войск 57-й армии
за апрель 1944 г.
о форсировании р. Днестр
с хода
(14 мая 1944 г.)


СЕКРЕТНО

КРАТКАЯ СВОДКА № 4 ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА ВОЙСК
57-й АРМИИ ЗА АПРЕЛЬ МЕСЯЦ 1944 ГОДА

I. ВВЕДЕНИЕ

          Боевые действия войск 57-й армии в первой половине апреля проходили в общей обстановке отхода войск противника за р. Днестр перед всем фронтом 2-го и 3-го Украинских фронтов.
          Наступление войск 2-го Украинского фронта, продолжавшееся до 16-17.4.44 г. в междуречье р. Днестр и р. Прут и выход их с севера на подступы к Кишиневу создавало угрожаемое положение тыловым коммуникациям противника, действовавшего перед фронтом 57-й армии и вынуждало его ускорять темпы отвода войск на подготовленный рубеж за р. Днестр.
          Преследуя отходящие войска противника и сбивая его арьергардное прикрытие на промежуточных рубежах, войска армии продвинулись в юго-западном направлении до р. Днестр на 108 км, освободив от противника площадь 1788 кв. км и 154 населенных пункта, в том числе 9 крупных.
          12 апреля 1944 года войска 57-й армии вышли на р. Днестр и форсировали его с хода на двух участках, на флангах полосы армии. Дальнейшие бои до конца месяца проходили на западном берегу р. Днестр по расширению плацдарма и прорыву сильно укрепленной обороны противника по линии господствующих высот прибрежной полосы западного берега р. Днестр.
          В начале месяца, до 10.4.44 г., погода не благоприятствовала ведению боевых действий. Частые дожди и снегопад создавали грязевую распутицу, что затрудняло движение колесного транспорта. В отдельные дни дороги были совершенно непроходимы. После 10.4.44 г. состояние погоды существенного влияния на ход боевых действий не оказывало […]

СВОИ ВОЙСКА

          На протяжении всего месяца войска армии вели наступательные бои, которые по времени и характеру разделяются на следующие периоды:
          а) преследование противника, входящего за р. Днестр, бои по преодолению его промежуточных рубежей (1-12.4.44 г.);
          б) форсирование р. Днестр, бои за расширение плацдарма на западном берегу р. Днестр (12-15.4.44 г.);
          в) бои по прорыву сильно укрепленного оборонительного рубежа противника на западном берегу р. Днестр по линии господствующих высот (15-30.4.44 г.).

а) Пехота

          1. Продолжая преследование противника в крайне неблагоприятных условиях погоды, пехота проявила большую выносливость, настойчивость и достаточную подвижность, дававшую возможность вести преследование противника, не отрываясь от него.
          2. Используя предшествующий опыт, пехота смело продолжала форсировать малые водные преграды с хода (Бол. Куяльник, Мал. Куяльник, ручей Кучурган). При этом были широко использованы подручные средства.
          3. Пехотные командиры стали проявлять больше инициативы в решении сложных задач боя, действуя самостоятельно и без достаточного артиллерийского обеспечения.
          4. Решающим фактором успеха при форсировании р. Днестр в условиях слабого артиллерийского обеспечения явились решительные и дерзкие действия передовых отрядов в ночное время (211-я, 19-я и 52-я стрелковые дивизии) или днем (93-я стрелковая дивизия).
          Следует отметить особо удачные действия 93-й стрелковой дивизии по форсированию р. Днестр на участке Бутор (см. описание и схему)1. Эта дивизия в полной мере обеспечила скрытность своих приготовлений к форсированию реки, добилась полного успеха, повлекшего успех боя по форсированию р. Днестр для всего корпуса.
          5. Повысилась требовательность и общая дисциплина боя.
          Примером настойчивости и проведения жесткой дисциплины боя явились действия 19-й стрелковой дивизии по форсированию р. Днестр.
          Переправив в ночь на 13.4.44 г. на западный берег р. Днестр 70 человек разведчиков, офицеры дивизии организовали их силами прикрытие переправы на участке юго-западнее Красная Горка и в течение ночи и дня 13.4.44 г. на правый берег реки была переправлена вся пехота двух стрелковых полков и часть третьего полка. Решительными действиями этих сил было сломлено сопротивление противника и дивизия в течение дня овладела рядом траншей, окопов и дзотов.
          Отражая контратаки противника, дивизия продвинулась вглубь на 4 км и прочно закрепилась.
          6. Повысилась увязка действий пехоты с артиллерией. Примером хорошего взаимодействия является практика 52-й стрелковой дивизии. Наличие артиллерии в боевых порядках пехоты в готовности к ведению огня и насыщенность огнем при отражении внезапной атаки противника 8.4.44 г. в районе ручья Кучурган дали возможность пехоте 52-й стрелковой дивизии отразить фланговый удар противника, угрожавший всем дивизиям, вышедшим на западный берег ручья Кучурган и помогли им быстро восстановить положение (см. приложение – описание боя 8-9.4.44 г.)2.
          Наличие в боевых порядках пехоты 52-й стрелковой дивизии артиллерии и хорошо организованный огонь обеспечили пехоте 13.4.44 г. успех форсирования р. Днестр на участке западнее Бычек (см. приложение – описание форсирования р. Днестр)2.
          Согласованные действия 19-й и 52-й стрелковых дивизий и дивизионной артиллерии обеспечили успех форсирования р. Днестр и удержание плацдарма на западном берегу р. Днестр в полосе корпуса […]

б) Артиллерия и минометы

          1. Весь период преследования противника до 12.4.44 г. дивизионная артиллерия на конной тяге и на волах по 7-10 орудий в каждой дивизии двигалась в боевых порядках пехоты к обеспечивала ее продвижение на промежуточный рубежах.
          Дивизионная артиллерия на механизированной тяге и полки артиллерийского усиления двигались за пехотой, отставая на 100-200 и более км из-за плохой обеспеченности горюче-смазочными материалами, неисправной техники и распутицы.
          2. В обеспечении форсирования р. Днестр артиллерия действовала главным образом на прямой наводке.
          Как в действиях по отражению контратак противника, так и в обеспечении форсирования р. Днестр следует отметить успешные действия артиллерии 52-й стрелковой дивизии, которая отлично использовала трофейные немецкие орудия (четыре 75-мм [пушки] и четыре 105-мм гаубицы) для эффективного и насыщенного огня.
          3. Следует учесть опыт переправы материальной части артиллерии на трофейных немецких переправочных средствах.
          При переправе через р. Днестр были с успехом использованы надувные лодки типа А-3 грузоподъемностью 4 человека и больше. Плот из трех таких лодок был в состоянии поднять не только пушку или гаубицу, но и [автомашину] «Студебеккер».
          4. Весь период преследования противника и при форсировании р. Днестр артиллерия продолжала ощущать острый недостаток боеприпасов по причине отставания тылов и баз снабжения от боевых порядков пехоты […]

ж) Тылы

          Работа тылов во время преследования противника, в уровнях бездорожья, проходила в чрезвычайно напряженных темпах. Особую сложность создавали отсутствие в полосе армии железных дорог, направление которых соответствовало бы направлению наступления. В этих условиях тыловое обеспечение войск армии всецело зависело от автотранспорта, которого а войсках армии было недостаточно.
          По мере продвижения войск отдаленность армейских баз и дивизионных обменных пунктов увеличивалась. До 8-10 апреля войска армии фактически жили только за счет запасов, следовавших в полковых обозах.
          Вследствие этого обеспеченность частей винтовочными патронами доходила до 0.2-0.1 боевого комплекта, 82- и 120-мм минами до 0.1-0.2 боевого комплекта, а полковыми и дивизионными артиллерийскими выстрелами еще ниже.
          С 20 апреля в связи с открытием отделения артиллерийского склада на ст. Веселый Кут3 и подвозом боеприпасов со ст. Людмиловка положение резко улучшилось.
          Общим недостатком работы тыла во всем периоде преследования противника являлась необеспеченность его в данных условиях мощным и хорошо проходимым автотранспортом.

з) Управление войсками

          Все затруднения в управлении войсками в условиях быстрых темпов преследования противника, характерные для периода наступления марта месяца, оставались и до половины апреля.
          По выходе войск армии за р. Днестр командный пункт штаба армии приблизился к линии фронта и расположился на удалении от него в 15 км. Это устранило необходимость организации вспомогательного пункта управления как промежуточной инстанции. Управление войсками производилось непосредственно с командного пункта армии.

IV. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ОБОБЩЕННОМУ ОПЫТУ ВОЙСК АРМИИ

          1. В апреле месяце войска армии успешно закончили операцию наступления до р. Днестр, в ходе которой нанесли большие потери отходящему противнику. При этом осуществлялось неотступное преследование противника.
          2. Используя большой опыт форсирования водных преград малыми силами и при недостаточной их боевой обеспеченности, войска армии успешно с хода форсировали р. Днестр и, захватив плацдарм, закрепились на нем.
          3. Успех быстрого форсирования р. Днестр в сложившейся обстановке еще раз подтверждает эффективность элемента внезапности на широком фронте с энергичным введением в бой всех сил и средств армии.
          4. На всем протяжении периода преследования противника состояние технической связи продолжало оставаться узким местом, ограничивающим оперативность управления штаба армии, штабов корпусов и дивизий.
          5. Слабым местом в организации управления в звене полк – батальон – рота продолжает оставаться недостаточность средств световой, ракетной сигнализации и неумелое использование простейших средств управления.
          6. В предвидении боевых действий в горно-лесистой местности командирам соединений и частей следует особое внимание обратить на состояние средств связи и, в частности, на средства обеспечения зрительной связи с авиацией, своевременное оповещение подразделений о действующих сигналах, обеспечение подразделений сигнальными полотнищами, ракетами и ракетницами.
          Для коренного улучшения техники взаимодействия наземных войск с авиацией, как средства для массового использования, было бы желательно применение сигнальных ракет-хлопушек ручного действия (без ракетниц, по образцу немецких, или ракет, надевающихся на ствол винтовки). Такие ракеты могли бы быть широко использованы также и в системе управления в низших звеньях (взвод – рота – батальон).

Начальник Оперативного отдела [штаба 57-й армии]
полковник ГВОЗДИКИН

Начальник Отделения по использованию опыта войны
майор АМИТРОВ

14 мая 1944 г.4
Ф. 413, оп. 13283сс, д. 10, лл. 150-163.

1 Описание и схема в настоящем выпуске Сборника не публикуются.
2 Приложение в настоящем выпуске Сборника не публикуется.
3 В 40 км северо-восточнее Малаешты.
4 Дата установлена на основании расчета рассылки.



План форсирования р. Днестр частями 68-го стрелкового корпуса на участке Ташлык, Спея (11 апреля 1944 года)

План форсирования
р. Днестр
частями 68-го стрелкового корпуса
на участке Ташлык, Спея
(11 апреля 1944 года)


СОВ. СЕКРЕТНО

«УТВЕРЖДАЮ»
Командующий войсками
57-й армии
гвардии генерал-лейтенант
ГАГЕН
11 апреля 1944 г.

.

ПЛАН ФОРСИРОВАНИЯ р. ДНЕСТР ЧАСТЯМИ 68-го СТРЕЛКОВОГО КОРПУСА
НА УЧАСТКЕ ТАШЛЫК, СПЕЯ

Соединения Районы переправы Район сосредоточения главных сил Порядок и обеспечение переправы
1 2 3 4
. . Подготовительный период
Для всех частей: . Всевозможные подручные и табельные средства переправы следуют за боевыми порядками и сосредоточиваются в районах переправ дивизий, маскируются.
Места сосредоточения выбираются на таком удалении от берега, чтобы в момент форсирования пехота могла спустить их на воду своими силами.
Сосредоточение переправочных средств производится в том порядке, в каком они будут спускаться на воду в момент форсирования.
Производится разбивка переправочных средств по эшелонам, пехота, заранее разбитая по эшелонам, сосредоточивается на берегу также по эшелонам, готовит укрытие и производит маскировку.
Разведка в районе сосредоточения, берега реки, районов переправ и обороны противника на западном берегу производится заранее, до подхода пехоты к восточному берегу р. Днестр.
Артиллерия заранее разбивается по эшелонам и сосредоточивается вместе с пехотой, которой она придана1, в готовности вести огонь и поддерживать форсирование частей.
Организуется взаимодействие пехоты с артиллерией и инженерными войсками.
Намечаются пути подвода и движения эшелонов к реке, устанавливаются указки.
. . Период форсирования эшелонами захвата
93-я стрелковая дивизия. № 1 – зап. Бутор в районе Мук. (1680г).
№ 2 – надпись Бутор (1280) [500 м южнее церковь в Бутор].
Бутор, сады, западнее и севернее С наступлением темноты эшелоны захвата тихо и внезапно для противника форсируют р. Днестр, одновременно с приданными средствами усиления захватывают плацдарм в излучине реки на западном берегу и обеспечивают переправу главных сил, овладев рубежом южная опушка рощи, что западнее Ташлык, изгиб реки севернее Шерпень.
113-я стрелковая дивизия № 3 – южнее Шерпень.
№ 4 – севернее Спея (Южная)
Лес восточнее Шерпень, Спея (южная) и сады севернее. С наступлением темноты эшелоны захвата тихо и внезапно для противника форсируют р. Днестр, одновременно с приданными средствами усиления захватывают плацдарм в районе Шерпень и севернее Спея (южная). на западном берегу, и обеспечивают переправу главных сил, овладевая рубежом северная и западная окраина Шерпень, Спея (северная).
Артиллерия. То же, что для пехоты То же, что для пехоты Полковая артиллерия форсирует р. Днестр совместно с эшелонами захвата и поддерживает их бой на западном берегу. Остальная артиллерия, находясь на огневых позиций, огня в момент формирования не ведет, в готовности в любой момент по сигналу пехоты обрушиться всей силой огня по переднему краю обороны противника.
. . Период переправы главных сил и бой на западном берегу
93-я стрелковая дивизия Вторые эшелоны с полковой артиллерией и 50 % дивизионной [артиллерии] под прикрытием эшелонов захвата переправляются на западный берег, стремительной атакой совместно с эшелонами захвата прорывают оборону противника, овладевают рубежом северо-западные и северные скаты высоты 80.4, дорога (1272) [2 км юго-западнее высоты 80.4], закрепляют его в готовности к развитию успеха и расширению захваченного плацдарма.
113-я стрелковая дивизия Вторые эшелоны с полковой артиллерией и 50-й дивизионной [артиллерии] под прикрытием эшелонов захвата переправляются на западный берег, стремительной атакой совместно с эшелонами захвата прорывают оборону противника овладевают рубежом дорога (1272) [2 км юго-западнее высоты 80.4], отметка 155.7, тропа 2 км юго-восточнее отметки 155.7 (0672.6), закрепляют его в готовности к развитию успеха и расширению захваченного плацдарма.
223-я стрелковая дивизия Районы сосредоточения и переправы – 113-й стрелковой дивизии. После переправы главных сил 113-й стрелковой дивизии переправляется на западный берег, используя переправы и переправочные средства 113-й стрелковой дивизии, обходит Спея (северная) с севера и береговые укрепления противника севернее Телица, овладевает рубежом 500 м северо-восточнее ск. дв. (0672г), 1 км южнее отметки 91.1 (0076) и, закрепив его, обеспечивает действия 64-го стрелкового корпуса в готовности развить успех по расширению захваченного плацдарма.
Артиллерия. Обеспечивает переправу главных сил частей через р. Днестр. Огневыми налетами подавляет огневые точки и живую силу противника, ведет борьбу с артиллерией на западном берегу. Постановкой неподвижных и подвижных заградительных огней отрезает пути отхода противнику, не допускает его контратак с любого направления. С выходом пехоты на рубеж высота 80.4, высота 164.4, отметка 155.7, ск. дв. (0672г), западные скаты высоты 145.3, отметка 91.1, не прекращая огневой поддержки, поочередно переправляется на западный берег. Артиллерия прямой наводки сопровождает пехоту огнем и колесами, движется непосредственно в боевых порядках во всех периодах боя.
. Примечания: а) время переправы каждого эшелона регламентируется командирами дивизий, исходя из наличия переправочных средств;
б) с выходом эшелонов захвата на западный берег немедленно наводятся паромные переправы.
. Сигналы взаимодействия
. 1. Начало форсирования эшелонами захвата – радио – «Буря», 555.
2. Начало форсирования главными силами – радио – «Ветер», 333.
3. Открыть огонь артиллерии – серия зеленых ракет, радио – «Штиль», 666.
4. Прекратить огонь артиллерии – серия белых ракет, радио – «Ураган», 222.
5. Перенести огонь артиллерии – серия красных ракет, радио – «Молния», 999.
6. Противник контратакует – ракеты разного цвета в направлении контратакующего противника, радио – «Гроза», 888.

Начальник штаба 68-го стрелкового корпуса
гвардии полковник X. ДЖЕЛАУХОВ

Начальник Оперативного отдела штаба 68-го стрелкового корпуса
гвардии подполковник Ф. ЕРШОВ

Ф. 535, оп. 92431с, д. 6, лл. 97, 98.

1 В документе – «к которой она прикреплена».



Боевой приказ командира 68-го стрелкового корпуса № 17 на форсирование корпусом р. Днестр с хода (11 апреля 1944 г.)

Боевой приказ
командира
68-го стрелкового корпуса
№ 17
на форсирование корпусом
р. Днестр с хода
(11 апреля 1944 г.)


Серия «Г»

БОЕВОЙ ПРИКАЗ № 17 ШТАКОР 68 11.4.44
Карта 100 000 – 41 г.

          1. Противник, прикрывая переправы через р. Днестр сильными арьергардными частями, отводит главные силы на правый берег и продолжает упорно сопротивляться на заранее подготовленных промежуточных рубежах.
          Река Днестр, несомненно, будет использована противником как выгодный промежуточный рубеж.
          2. 68-й стрелковый корпус с 374-м истребительно-противотанковым артиллерийским полком, ротой 251-го армейского моторизованного инженерного батальона1, одним взводом роты военно-строительного отряда с хода форсирует р. Днестр в полосе Бутор, Телица с ближайшей задачей овладеть плацдармом на правом берегу в районах: Шерпень, Спея (северная), Телица, высота 145.3, в дальнейшем развивает наступление в общем направлении на Мерень [18 км западнее р. Днестр].
          Обеспечивает правый фланг армии.
          3. Справа действуют части 32-го гвардейского стрелкового корпуса.
          Разграничительная линия с ним: Дурбаиловка, Кассель, Бугор, Вайново.
          Слева действуют части 64-го стрелкового корпуса.
          Разграничительная линия с ним: Полезное, Платоновка, Свх. (1080), Телица.
          4. Решил: не давая противнику закрепляться на промежуточных рубежах, выйти на восточный берег р. Днестр, подтянуть максимум переправочных средств, используя покров ночи и маски леса на восточном берегу, внезапно, с хода форсировать р. Днестр одновременно двумя дивизиями в районах: Бугор, Шерпень, Спея.
          Главную переправу иметь севернее Спея (южная).
          Прорвать оборону противника на западном берегу и захватом плацдарма в районах: Шерпень, Спея (северная), Телица, обеспечить наступление армии.
          С выходом на западный берег развивать успех и неотступно преследовать противника в общем направлении на Мерень.
          5. 93-й стрелковой дивизии войти в полосу 113-й стрелковой дивизии и с выходом на восточный берег р. Днестр сосредоточиться в районах Бутор и лес северо-западнее.
          С наступлением темноты с хода форсировать р. Днестр в районах Мук. западнее Бутор (1680 г.), надпись Бутор (1280) [500 м южнее церкви в Бутор].
          Ближайшая задача – передовыми частями овладеть рубежом южная опушка рощи, что западнее Ташлык, изгиб реки южнее Вайново.
          Последующая задача – овладеть рубежом северо-западные и северные скаты высоты 80.4, дорога [2 км юго-западнее высоты 80.4] в готовности развивать успех в общем направлении Мерень.
          Разграничительная линия слева: Раек, Покровка, Кассель, Бутор, (иск.) Спея.
          Командный пункт – с выходом на восточный берег – юго-восточная окраина Бутор, с выполнением задачи – Шерпень.
          6. 113-й стрелковой дивизии войти в полосу 223-й стрелковой дивизии, с выходом на восточный берег сосредоточиться в районах: лес восточнее Шерпень, Спея и сады, что севернее.
          С наступлением темноты с хода форсировать р. Днестр в районах южнее Шерпень и севернее Спея (южная).
          Ближайшая задача – передовыми частями овладеть рубежом северная и западная окраины Шерпень, Спея (северная).
          Последующая задача – выйти на рубеж дорога [около 2 км северо-восточнее высоты 164.4), отметка 155.7, тропа 2 км юго-восточнее отметки 155.7 в готовности развивать успех в общем направлении Мерень.
          Разграничительная линия слева: разграничительная линия корпуса.
          Командный пункт – с выходом на восточный берег – восточная окраина Спея, с выполнением поставленной задачи – Спея (северная).
          7. 223-й стрелковой дивизии – во втором эшелоне корпуса, сосредоточиться в районе Черницы, с выходом частей корпуса на восточный берег р. Днестр сосредоточиться в районе Спея (южная).
          После переправы главных сил 113-й стрелковой дивизии переправиться на западный берег на переправах 113-й стрелковой дивизии и, обходя Спея (северная) с севера и береговые укрепления противника севернее Телица, овладеть рубежом 500 м северо-восточнее ск. дв. (0672г), 1 км южнее отметки 91.1 (0076) в готовности развивать успех в общем направлении Мерень.
          8. Артиллерия:
          а) огневыми налетами подавить огневые точки и живую силу противника на западном берегу р. Днестр;
          б) постановкой неподвижных и подвижных заградительных огней не допустить контратак противника с любого направления и отрезать ему пути отхода;
          в) всю полковую и 50 % дивизионной артиллерии иметь в боевых порядках пехоты и переправить одновременно с пехотой;
          г) с выполнением пехотой задачи по захвату плацдарма на западном берегу всю артиллерию переправить поочередно, не прекращая огневой поддержки.
          9. Инженерным войскам: повседневной инженерной разведкой установить места, удобные для устройства переправ, выявить систему инженерных укреплений и заграждений на правом берегу р. Днестр.
          Обеспечить укрытие войск в местах сосредоточения, подвоз, сосредоточение и маскировку переправочных средств.
          С выходом эшелонов захвата немедленно навести паромные переправы грузоподъемностью не менее 5 тонн в дивизиях и 10 тонн в корпусе. Организовать по одной ложной переправе в каждой дивизии, увязав их организацию с химическими войсками.
          Через комендантов переправ организовать строгий порядок и расчет времени на форсирование и переправу частей корпуса.
          10. Химические войска: в дневное время силами химических подразделений быть в готовности организовать прикрытие переправ войск постановкой маскирующих и ложных дымовых завес.
          Каждой дивизии для дымопуска иметь минимум 500 шашек и 500 гранат, имея в виду использования подручных средств.
          11. Командный пункт корпуса – с выходом частей на восточный берег в районе Свх., в последующем – Спея (южная).
          12. Получение подтвердить. Приказ и план форсирования представить мне на утверждение 12.4.44 г.

Командир 68-го стрелкового корпуса
генерал-майор Н. ШКОДУНОВИЧ

Начальник штаба 68-го стрелкового корпуса
гвардии полковник X. ДЖЕЛАУХОВ

Ф. 535, оп. 92431с, д. 6, лл. 94-96.

1 В документе – «25 амиб». Исправлено на основании документов штаба 57-й армии.



План инженерного обеспечения форсирования р. Днестр соединениями 57-й армии (10 апреля 1944 года)

План
инженерного обеспечения
форсирования р. Днестр
соединениями 57-й армии
(10 апреля 1944 года)


СЕКРЕТНО

«УТВЕРЖДАЮ»

Командующий войсками
57-й армии
гвардии генерал-лейтенант
ГАГЕН

Член Военного совета
57-й армии
гвардии генерал-майор
БОЧАРОВ

10 апреля 1944 г.

ПЛАН ИНЖЕНЕРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРСИРОВАНИЯ р. ДНЕСТР СОЕДИНЕНИЯМИ 57-й АРМИИ

Действия войсковых частей Действия войсковых саперов Средства и силы Ответственный исполнитель Действия армейских саперов Средства и силы Ответственный исполнитель Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Соединения армии на подходе к р. Днестр. .1. Войсковые саперы следуют в боевых порядках с задачей:
а) разграждения минных полей перед наступающими частями;
б) ремонта и восстановления дорожных сооружений для пропуска войсковых грузов; усиления дорог на труднопроезжих участках, устройства объездов.
2. Сбор трофейного переправочного имущества и ремонт его.
Миноискатели, щупы, шанцевый инструмент, подручные материалы.
Полковые саперы, дивизионные саперные батальоны.
Приданные подразделения армейских саперов.
Корпусные инженеры, дивизионные инженеры.
Командиры саперных батальонов.
1. Сбор и ремонт трофейного переправочного имущества. . Командир 252-го армейского моторизованного инженерного батальона. .
2. Осваивание трофейного парка и подготовка его к действию.
3. Разминирование дорог на полную ширину (150 м). Миноискатели, щупы, шанцевый инструмент.
4. Ремонт и содержание основной армейской магистрали. Местное население под руководством армейских саперов. Командир 2-й роты 88-го военно-строительного отряда.
2. Соединения армии выходят на р. Днестр в границах: справа – Бутор, слева – Варница. 1. Инженерная разведка р. Днестр с задачей:
а) изыскания мест, удобных для переправ;
б) выяснения системы обороны противника на правом берегу р. Днестр – наличие инженерных сооружений и заграждений.
Миноискатели, оснащенные малые надувные лодки.
Группы разведки из дивизионных саперных батальонов.
Корпусные инженеры, дивизионные инженеры.
Командиры саперных батальонов.
1. Инженерная разведка р. Днестр с задачей:
а) установить данные р. Днестр;
б) установить наличие переправочных средств, оставленных противником на воде;
в) установить наличие лесоматериалов;
г) установить годность железнодорожного моста в Парканы для пропуска грузов.
Миноискатели, оснащенные малые надувные лодки. . .
2. Доставка переправочного имущества в районы их сосредоточения. Транспорт соединений, дивизионные саперные батальоны. 2. Содержание основных армейских дорог к переправам:
а) маршрут № 1 – Тростянец – Малаешты – Красная Горка;
б) маршрут № 2 – Карманово – Славяно-Сербка – Бычек.
Два взвода роты 88-го военно-строительного отряда. Командир роты 88-го военно-строительного отряда.
3. Постройка наблюдательного пункта командующего армией. Рота 251-го армейского моторизованного инженерного батальона. Командир 251-го армейского моторизованного инженерного батальона.
4. Доставка переправочного имущества в районы их сосредоточения:
а) Красный Горка;
б) Бычек.
252-й армейский моторизованный инженерный батальон. Командир 252-го армейского моторизованного инженерного батальона.
3. Форсирование р. Днестр. 1. Обеспечение десантной переправы авангардных полков. . . 1. Устройство двух армейских паромных пунктов переправы под грузы в 16 т:
переправа № 1 – Красная Горка, переправа № 2 – Бычек.
16 полупонтонов трофейного парка с верхним строением 252-го армейского моторизованного инженерного батальона.
Два взвода роты 88-го военно-строительного отряда.
Командир 252-го армейского моторизованного инженерного батальона.
Командир роты 88-го военно-строительного отряда.
.
2. Сборка паромов из табельных средств (лодок А-3, трофейных надувных лодок) для переправы главных сил, дивизионной артиллерии и тылов.
В полосе 68-го стрелкового корпуса иметь:
4 десантных пункта переправы, 2 паромных пункта переправы – один под 5-тонные грузы, один под 9-тонные грузы. Лодки А-3 – 8,
лодки МНЛ-40,
лодки ДСЛ – 4;
дивизионные саперные батальоны;
одна рота 251-го армейского моторизованного инженерного батальона, один взвод роты 88-го военно-строительного отряда.
Корпусные инженеры, дивизионные инженеры.
Командиры саперных батальонов.
2. Содержание основных армейских маршрутов:
маршрут № 1, маршрут № 2;
Рокады Ташлык – Тирасполь.
3. Организация четкой комендантской службы на переправах
В полосе 64-го стрелкового корпусе иметь: . . .
7 десантных пунктов переправы, 3 паромных пункта переправы – два под 5-тонные грузы, один под 9-тонные грузы. Лодки А-3 – 14,
лодки МНЛ – 31,
лодки ДСП – 4;
дивизионные саперные батальоны, одна рота 251-го армейского моторизованного инженерного батальона,
один взвод роты 88-го военно-строительного отряда.
. .
В полосе 9-го стрелкового корпуса иметь: . . .
4 десантных пункта переправы и 2 паромных пункта переправы – один под 5-тонные грузы, один под 9-тонные грузы. Лодки А-3 – 12,
лодки МНЛ – 14,
лодки ДСП – 6;
дивизионные саперные батальоны,
один взвод роты 88-го военно-строительного отряда.
. .
3. Организация четкой комендантской службы . . .
4. Развитие успеха. Войсковые саперы следуют в боевых порядках с задачей:
1. Разграждения минных полей перед наступающими частями.
2. Ремонта и восстановления дорог и дорожных сооружений, устройства объездов для пропуска войсковых грузов.
3. Содержания паромных переправ на р. Днестр.
Миноискатели, щупы, шанцевый инструмент.
Дивизионные саперные батальоны и приданные соединения и подразделения армейских саперов.
Корпусные инженеры, дивизионные инженеры, командиры саперных батальонов. 1. Содержание двух постоянно действующих армейских переправ в Красная Горка и Бычек.
2 Содержание дорог по маршрутам № 1 и 2 и рокады.
252-й армейский моторизованный инженерный батальон. Командир 252-го армейского моторизованного инженерного батальона. .
Два взвода роты 88-го военно-строительного отряда. Командир роты 88-го военно-строительного отряда.

          Маскировочные мероприятия. 1) Устройство двух ложных переправ в районе севернее и южнее Телица с применением дымов.
          2) Маскировка районов сосредоточения войск и переправочного имущества.
          3) подвоз переправочного имущества в ночное время.
          Спасательная служба. Выделить на каждой переправе наплавные средства и команды отличных пловцов для несения спасательной службы.

Заместитель командующего войсками начальник инженерных войск 57-й армии подполковник ИВАНОВ

Начальник штаба инженерных войск 57-й армии гвардии подполковник ОРДАНОВСКИЙ

Ф. 413, оп. 13257сс, д. 4, л. 110. Машинописная копия.




План форсирования р. Днестр войсками 57-й армии на участке ст. Бутор, Варница (8 апреля 1944 года)

План форсирования
р. Днестр
войсками 57-й армии
на участке
ст. Бутор, Варница
(8 апреля 1944 года)


СЕКРЕТНО

«УТВЕРЖДАЮ»

Командующий войсками
57-й армии
гвардии генерал-лейтенант
ГАГЕН

Член Военного совета
57-й армии
гвардии генерал-майор
БОЧАРОВ

8 апреля 1944 г.

ПЛАН ФОРСИРОВАНИЯ р. ДНЕСТР ВОЙСКАМИ 57-й АРМИИ
НА УЧАСТКЕ ст. БУТОР, ВАРНИЦА

Соединения и рода войск Подготовительный период Захват плацдарма Развитие успеха Порядок переправы армейских частей
1 2 3 4 5
. 1. Задача армии: Форсировать р. Днестр на участке ст. Бутор, Варница и, нанося главный удар в центре, выйти на рубеж Телица, Рошкань, лес южнее Калфа, Варница.
2. Метод: Форсирование производится с хода на принципе внезапности, решительными действиями десантно-штурмовых отрядов.
3. Основы взаимодействия: 1. Пехота форсирует р. Днестр своим авангардным эшелоном без артиллерийской подготовки. Артиллерия находится в полной готовности к открытию огня и, как только огневые средства противника откроют огонь, они обрушиваются всей мощью своего огня по огневым средствам противника, особенно по ведущим огонь по переправе.
2. С захватом плацдарма вся полковая артиллерия и минометы и большая часть дивизионной артиллерии переправляется на западный берег р. Днестр. Пехота и инженерные войска закрепляют плацдарм и совместно со всеми видами артиллерии изготавливаются к отражению атак пехоты и танков противника. Под их прикрытием ведется переправа главных сил корпусов.
68-й стрелковый корпус с 374-м отдельным истребительно-противотанковым артиллерийским полком, ротой 251-го армейского моторизованного инженерного батальона1, одним взводом роты военно-строительного отряда. 1. Ведет разведку противника и переправ на участке ст. Бутор, Токмадзея.
2. Подготавливает переправочные средства с расчетом переправы авангарда корпуса в составе двух стрелковых полков, одной батареи дивизионной артиллерии, одной батареи полковой артиллерии и батареи 45-мм орудий – в два рейса.
3. Организует взаимодействие пехоты с артиллерией и инженерными войсками.
4. Занимает исходное положение.
5. Подтягивает артиллерию и боеприпасы.
Захватывает плацдарм для одной стрелковой дивизии на участке Шерпень, Спея, для другой – на участке Телица, высота 145.3, три кургана, третью стрелковую дивизию иметь во втором эшелоне в готовности к переправе в районе Телица или Красная Горка – по обстановке. Обеспечивает правый фланг армии, закрепляет захваченные плацдармы, изготавливается к отражению контратак пехоты и танков противника и содействует 64-му стрелковому корпусу в выходе на рубеж три кургана, Рошкань. .
64-й стрелковый корпус с ротой 251-го армейского моторизованного инженерного батальона и одним взводом роты военно-строительного отряда. 1. Ведет разведку противника и переправ на рубеже Токмадзея, Гура Быкулуй.
2. Подготавливает переправочные средства с расчетом переправы авангарда корпуса в составе трех стрелковых полков, двух батарей дивизионной артиллерии, одной батареи полковой артиллерии и трех батарей 45 мм орудий – в два рейса.
Пункты 3, 4 и 5 – как для 68-го стрелкового корпуса.
Захватывает плацдарм на рубеже высота 73.4, оз. Бык, Гура Быкулуй. Во взаимодействии с 68-м стрелковым корпусом выходит на рубеж (иск.) безымянная высота с тремя курганами, (иск.) Рошкань, Калфа, а частью сил содействует 9-му стрелковому корпусу в выходе на рубеж высота 173.2, западная опушка леса, что южнее Калфа. .
9-й стрелковый корпус с 595-м истребительно-противотанковым артиллерийским полком и взводом роты военно-строительного отряда. 1. Ведет разведку противника и переправы через р. Днестр на участке Бычек, Варница и на Тирасполь.
2. Подготавливает переправочные средства с расчетом переправы авангарда корпуса в составе двух стрелковых полков, одной батареи дивизионной артиллерии, одной батареи полковой артиллерии, двух батарей 45-мм орудий – в два рейса Пункты 3, 4 и 5 – как для 68-го стрелкового корпуса.
Захватывает плацдарм на рубеже высота 65.1, безымянная высота 2.5 км западнее Варница, отметка 135.0 и обеспечивает левый фланг армии со стороны Тирасполь. Содействует наступлению 64-го стрелкового корпуса на Рошкань и выходит на рубеж высота 173.2, западная опушка леса, что южнее Калфа, Протягайловка и обеспечивает с юго-запада и юга левый фланг армии. .

Артиллерия:

. . . .
Состав: артиллерия с выходом поддержки пехоты – артиллерия стрелковых дивизий, 374-й и 595-й отдельные истребительно-противотанковые полки (всего шесть батарей); армейская артиллерийская группа – 1110-й армейский пушечный артиллерийский полк; зенитная армейская артиллерийская группа – 71-й и 258-й армейские зенитный артиллерийский полк. С выходом пехоты к зеркалу р. Днестр разведать, подготовить и занять огневые позиции, накопить не менее 0.5 боевого комплекта боеприпасов. Всю отстающую материальную часть подтянуть в боевые порядки пехоты.
Для обеспечения десантных групп на участках форсирования создать плотность на 1 км фронта форсирования в 68-м и 9-м стрелковых корпусах не менее 14 стволов и в 64-м стрелковом корпусе не менее 34 стволов, включая и 1110-й армейский пушечный артиллерийский полк. Особой задачей артиллерийской разведки является – установить, имеется ли на западном берегу, в ближней глубине доты и тяжелые дзоты. В случае их обнаружения – тщательный выбор позиций для разрушения их 152-мм пушками-гаубицами прямой наводкой и ведение огня по их амбразурам легкими полевыми и зенитными пушками. Зенитная армейская артиллерийская группа прикрывает сосредоточение 64-го стрелкового корпуса и танков на исходном положении для форсирования.
1. Армейская артиллерийская группа. Главное усилие – на подавление батарей противника, ведущих огонь по переправам 64-го стрелкового корпуса.
2. Артиллерия поддержки пехоты и полковая артиллерия – главное усилие на подавление противопехотных целей перед участками переправ и на флангах переправ десантных отрядов. Начало артиллерийского наступления – с началом действия пехоты по форсированию.
3. Одновременно с началом переправы авангардов переправить на каждый стрелковый полк два орудия 76-мм полковой артиллерии, четыре 45-мм орудия и все 82-мм минометы, которые до начала переправы придать ротам, батальонам.
4. К началу форсирования изготовить всю полковую и 50 % 76-мм дивизионной артиллерии для стрельбы прямой наводкой. Гаубичная артиллерия и 50 % пушек дивизионной артиллерии не прямой наводки приступают к переправе с углублением плацдарма на 3-4 км. Часть артиллерии 68-го и 9-го стрелковых корпусов с закрытых огневых позиций по плану командующего артиллерией армии содействует переправе войск … стрелкового корпуса2. Армейская зенитная артиллерийская группы непосредственно обеспечивает переправу 64-го стрелкового корпуса у зеркала р. Днестр.
1110-й армейский пушечный артиллерийский полк остается на восточном берегу и обеспечивает развитие успеха вплоть до выхода пехоты на рубеж Аснашень, отметка 148.5, после чего, соблюдая непрерывность огня, подивизионно переправляется на правый берег.
71-й армейский зенитный артиллерийский полк остается для обеспечения главной армейской переправы.
258-й армейский зенитный артиллерийский полк сопровождает наступление 64-го стрелкового корпуса и танков. Переправляется с захватом плацдарма – пять курганов, оз. Бык.
Наряд переправочных средств:
а) для десантной артиллерии – по таблице переправы дивизии;
б) для переправы остальной дивизионной артиллерии и истребительно-противотанковых артиллерийских полков – по таблице переправы дивизий.
в) 1110-й армейский пушечный артиллерийский полк и 258-й армейский зенитный артиллерийский полк (три батареи, автотранспорт – 12 машин) – средствами армейской переправы.
Химические подразделения (сводные химические батальоны корпусов). 1. Ведут разведку рубежей дымопуска и метеорологическое наблюдение.
2. Подтянуть все дымовые средства: шашек иметь не менее 2000 штук на сводный химический батальон. Использовать и трофейные дымовые ампулы. Подготовить подручные средства – солома и др. горючие материалы.
3. Подготовить рубежи дымопуска на переправах по фронту 1 км и ложные – по метеоусловиям.
Поднятие дымовых завес по прикрытию переправ производить одновременно с ложными дымовыми завесами распоряжением командиров корпусов и по согласованию с артиллерией. Специальные дымовые средства на переправах должны быть готовы для прикрытия при налете авиации. . .

Инженерные войска армии:

Инженерной разведкой:

. . .
Войсковые саперы: полковые саперы, дивизионные саперные батальоны обеспечивают переправу своих соединений. 1. Установить данные о р. Днестр в намеченных пунктах перепрев.
2. Установить наличие переправочных средств.
3. Выяснить наличие лесоматериалов.
4. Годность железнодорожного моста для пропуска грузов.
5. Выяснить систему обороны противника на правом берегу р. Днестр: наличие инженерных сооружений и заграждений.
1. Обеспечивают переправу на участках переправ.
2. Обеспечивают закрепление авангардами дивизий захваченных плацдармов.
3. Обеспечивают переправу.
4. Организуют противотанковые резервы в каждом полку авангарда в составе 100 противотанковых мин, обслуживаемые одним взводом саперов.
1. Обеспечивают переправу дивизий второго эшелона, армейской артиллерии и обозов.
2. Содержат армейские переправы.
.

Армейские саперы:

Устройство переправ:

Армейские дороги для автотранспорта:

Маскировка:

.
Две роты 251-го армейского моторизованного инженерного батальона и два взвода роты военно-строительного отряда в оперативном подчинении корпусов обеспечивают переправы.
252-й армейский моторизованный инженерный батальон3, два взвода роты военно-строительного отряда – содержание двух армейских переправ. Два взвода роты военно-строительного отряда — содержание подъездных путей к армейским переправам.
Одна рота 251-го армейского моторизованного инженерного батальона – постройка наблюдательного пункта командующего армией.
Два взвода роты военно-строительного отряда – резерв начальника инженерных войск.
В 68-м стрелковом корпусе: четыре десантных пункта переправы, две паромных (один под грузы на 5 тонн и один на 9 тонн). В 64-м стрелковом корпусе: семь десантных пунктов переправы, три паромных (два под грузы 5 тонн и один на 9 тонн). В 9-м стрелковом корпусе: четыре десантных пункта переправы, два паромных (один на 5 тонн и один на 9 тонн).

Армейские пункты переправы:

Красная Горка – один паром – 16-тонный; Бычек – один паром – 16-тонный. Районы сосредоточения переправочного имущества: Красная Горка, Бычек.

Маршрут № 1: Тростянец – Плоское – Малаешты – Красная Горка.
Маршрут № 2 – Никаницово – Славяно-Сербка – Бычек.

Резерв переправочных средств:

Три трофейные лодки типа А-3.

1. Маскировка районов сосредоточения войск и имущества.
2. Доставка имущества в ночное время.
3. Устройство ложных переправ с применением дымов. Районы ложных переправ – севернее и южнее Телица.
.

Танки

23-й танковый корпус и моторизованная группа Красноголовкина сосредоточиваются в районе западнее Плоское и переправляются на западный берег р. Днестр особым распоряжением.

Управление

Штаб армии – Плоское.
Командный пункт 68-го стрелкового корпуса – Свх.
Командный пункт 64-го стрелкового корпуса – Малаешты.
Командный пункт 9-го стрелкового корпуса – Ново-Владимировка.
С переправой авангардов дивизий на западный берег р. Днестр командные пункты командиров стрелковых дивизий перебросить на западный берег р. Днестр в район своих участков переправ.
С выходом авангардов на свои конечные рубежи – командные пункты командиров стрелковых корпусом перенести:
68-го стрелкового корпуса – в район Спей.
64-го стрелкового корпуса – Токмадзея.
9-го стрелкового корпуса – в район железнодорожной будки 2 км северо-западнее Варница.
С выходом войск армии на рубеж Шерпень, Спей, Телица, Рошкань, Протягайловка организуется вспомогательный пункт управления армии в районе Гура Быкулуй .

Начальник штаба 57-й армии
гвардии генерал-майор ВЕРХОЛОВИЧ

Заместитель начальника Оперативного отдела
подполковник КОМАРОВ

Ф. 413, оп. 13277сс, д. 4, лл. 19-24.

1 В документе – «251 омиб», в дальнейшем и во всех документах данной группы – «251 амиб».
2 Номер корпуса в документе прочесть не удалось.
3 В документе – «252 амиб».



Боевой приказ командующего войсками 57-й армии № 13 на наступление с форсированием р. Днестр с хода (10 апреля 1944 г.)

Боевой приказ
командующего войсками
57-й армии
№ 13
на наступление
с форсированием р. Днестр
с хода
(10 апреля 1944 г.)


Серия «Г»

Копия:

КОМАНДИРАМ 68, 64, 9-го СТРЕЛКОВЫХ КОРПУСОВ
НАЧАЛЬНИКУ ШТАБА 3-го УКРАИНСКОГО ФРОНТА

БОЕВОЙ ПРИКАЗ № 13 ШТАРМ 57 ЦЕБРИКОВО 10.4.44 1.00
Карта 100 000 – 41 г.

          Первое. Противник, прикрываясь сильными арьергардными частями, отводит главные силы на правый берег р. Днестр.
          Войска армии на правом берегу р. Днестр могут встретить сильную, заранее подготовленную оборону противника.
          Второе. 57-я армия, нанося главный удар центром, с хода форсирует р. Днестр в полосе ст. Бутор, Варница и овладевает плацдармом на правом берегу р. Днестр – Телица, Рошкань, лес южнее Калфа, Варница.
          Третье. Справа действуют части 5-й гвардейской армии. Разграничительная линия с ними: Дурбаиловка, Кассель, Бутор, Вайново (все [пункты] для 57-й армии включительно]).
          Слева действуют части 37-й армии. Разграничительная линия с ними: Карманово, Варница, Гырбовец (все [пункты] для 57-й армии [включительно]) .
          Четвертое. 68-му стрелковому корпусу с 374-м отдельным истребительно-противотанковым артиллерийским полком, ротой 251-го армейского моторизованного инженерного батальона1, одним взводом роты военно-строительного отряда с хода фиксировать р. Днестр на участке2 Бугор, Телица с ближайшей задачей овладеть плацдармом на правом берегу р. Днестр одной стрелковой дивизией в районе Шерпень, Спея (северная) и одной стрелковой дивизией в районе Телица, высота 145.3, три кургана (0274)3. В дальнейшем иметь в виду наступление в общем направлении на Мерень4. Одну стрелковую дивизию иметь во втором эшелоне в районе Черницы в готовности переправиться на правый берег р. Днестр на участке Телица или Красная Горка для развития дальнейшего успеха частей армии или отражения возможных контратак противника на этих направлениях.
          Ответственность за обеспечение правого фланга армии и за стык с соседом справа возлагаю на командира 68-го стрелкового корпуса.
          С подходом частей корпуса к р. Днестр командный пункт иметь в районе Свх. (1088), в последующем – Спея (южная).
          Разграничительная линия слева: Путиловка, Полезное, Платоновка, Свх. (1088), Телица (все [пункты] для 68-го стрелкового корпуса [включительно]).
          Пятое. 64-му стрелковому корпусу с ротой 251-го армейского моторизованного инженерного батальона, одним взводом роты военно-строительного отряда с хода форсировать р. Днестр на участке5 Токмадзея, Гура Быкулуй с ближайшей задачей овладеть плацдармом на правом берегу р. Днестр – высота 73.4, оз. Бык, Гура Быкулуй и. взаимодействуя с 68-м стрелковым корпусом, выйти на рубеж (иск.) три кургана (0274), восточная окраина Рошкань, Калфа, частью сил своего левого фланга содействовать 9-му стрелковому корпусу в выходе на рубеж высота 173.2 (9478), западная опушка рощи, что южнее Калфа. В дальнейшем иметь в виду наступление в общем направлении на Цынцарень6.
          С подходом частей корпуса к р. Днестр командный пункт иметь в районе Малаешты, в последующем – Токмадзея.
          Разграничительная линия слева: (иск.) Ново-Петровка, Бычек, (иск.) Калфа.
          Шестое. 9-му стрелковому корпусу с 595-м истребительно-противотанковым артиллерийским полком, одним взводом роты военно-строительного отряда с хода форсировать р. Днестр на участке (иск.) Бычек, Варница с ближайшей задачей овладеть плацдармом на правом берегу р. Днестр – высота 65.1 (9886), отметка 135.0 (9486), Варница и, взаимодействуя с 64-м стрелковым корпусом, выйти на рубеж высота 173.2 (9478), западная опушка леса, что южнее Калфа.
          В дальнейшем иметь в виду наступление в общем направлении на Джамана7.
          Ответственность за обеспечение левого фланга армии и за стык с соседом слева возлагаю на командира 9-го стрелкового корпуса.
          С подходом частей корпуса к р. Днестр командный пункт иметь в районе Ново-Владимировка, в последующем – 2 км северо-западнее Варница.
          Седьмое. 23-й танковый корпус и группу Красноголовкина с подходом войск армии к левому берегу р. Днестр иметь сосредоточенными в районе 4 км северо-восточнее Малаешты в готовности переправиться на правый берег р. Днестр за 64-м стрелковым корпусом в полосе Токмадзея, Бычек и развить успех его в общем направлении на Рошкань, Цынцарень.
          Восьмое. Артиллерия:
          а) армейская артиллерийская группа – 1110-й пушечный артиллерийский полк, командир группы – командир полка.
          Задача:
          – подавить артиллерию противника на правом берегу р. Днестр, ведущую огонь по районам переправ в полосе 64-го стрелкового корпуса;
          – не допустить скопления резервов противника в районе западнее и северо-западнее Калфа и в северо-восточной части леса, что южнее Калфа;
          – не допустить контратак противника с направлений: 2 км севернее Калфа на восток, с юго-западных скатов высоты 65.1 (9886) на северо-восток;
          – всей артиллерией обеспечить закрепление ближайшего плацдарма на правом берегу р. Днестр постановкой заградительных огней;
          б) армейской зенитной артиллерийской группе в составе двух армейских зенитных артиллерийских полков прикрыть подход, сосредоточение и форсирование р. Днестр частями 64-го стрелкового корпуса на фронте Токмадзея, Красная Горка, Бычек, а также выход и закрепление 64-го стрелкового корпуса на ближайшем плацдарме – высота 73.4 (0280), оз. Бык, Гура Быкулуй.
          Девятое. Инженерным войскам:
          с выходом войск армии к р. Днестр инженерной разведкой установить места, удобные для устройства переправ, наличие переправочных средств и материалов. Выявить систему инженерных укреплений и заграждений противника на правом берегу;
          – обеспечить доставку переправочных средств к р. Днестр и организацию переправ согласно плановой таблице, имея в каждой дивизии, кроме десантных средств, не менее одного пятитонного парома, в корпусе – одного девятитонного парома;
          – для переправы армейских грузов до 16 тонн организовать две армейские паромные переправы из восстановленного8 трофейного переправочного имущества; подвозку его к реке произвести транспортом артиллерии, выделенным распоряжением командующего артиллерией;
          – в целях дезинформации противника и маскировки действительных переправ в полосе 68-го и 64-го стрелковых корпусов создать по 1-2 ложные переправы;
          – для закрепления войск на правом берегу и обеспечения их от возможных танковых атак противника в каждом полку иметь подготовленный взвод саперов с подвижным резервом противотанковых мин (100).
          Десятое. Химические войска:
          силами химических подразделений организовать прикрытие переправы войск постановкой маскирующих и ложных дымовых завес, используя табельные и подручные дымовые средства. На каждый стрелковый корпус иметь для дымопуска минимум 1000 шашек и 1500 ручных дымовых гранат. Химические подразделения и дымовые средства готовить и содержать в боеготовности к дымопуску.
          Одиннадцатое. Командный пункт штаба армии – Цебриково, вспомогательный пункт управления – Паплавское.
          Ось перемещения – Плоское, Гура Быкулуй.
          Двенадцатое. Получение подтвердить. Приказ и план форсирования представить мне на утверждение 11 апреля 1944 года.
          Приложение. Выписка из плана форсирования р. Днестр и плановая таблица переправы9.

Командующий войсками 57-й армии
гвардии генерал-лейтенант ГАГЕН

Член Военного совета 57-й армии
гвардии генерал-майор БОЧАРОВ

Начальник штаба 57-й армии
гвардии генерал-майор ВЕРХОЛОВИЧ

Ф. 413, оп. 13277сс, д. 4, лл. 15-19.

1 В документе – «251 амиб».
2 В документе – «в полосе».
3 Координаты карты.
4 19 км западнее Телица.
5 В документе – в «полосе».
6 18 км западнее Калфа.
7 24 км западнее Бендеры.
8 В документе – «восстановительного».



Приказ войскам 37-й армии № 00111 о подготовке к форсированию р. Днестр (8 апреля 1944 г.)

Приказ
войскам 37-й армии
№ 00111
о подготовке
к форсированию
р. Днестр
(8 апреля 1944 г.)


СОВ. СЕКРЕТНО

ПРИКАЗ
ВОЙСКАМ 37-й АРМИИ
№ 00111

8 апреля 1944 г. Действующая армия
 
Содержание.   О подготовке к форсированию реки Днестр
 

          В связи с предстоящим форсированием р. Днестр и учитывая опыт форсирования р. Южный Буг и те недочеты, которые были допущены в организации и ходе его форсирования,
         
приказываю:
          1. Командирам частей и соединений по выходе на р. Днестр немедленно организовать всестороннюю разведку с таким расчетом, чтобы через 6 часов после выхода на восточный берег иметь точные данные о системе обороны противника на противоположном берегу, характере и режиме реки, путях подхода, уточнить пункты переправ, районы сосредоточения и подготовки переправочных средств.
          2. Организовать сбор трофейных и местных переправочных средств.
          3. Немедленно проверить и привести в боевую готовность все имеющиеся переправочные средства и подтянуть их к пунктам переправ одновременно с выходом частей к реке.
          4. В полосе армии оборудовать следующие переправы:
          а) Дивизионные пункты – не менее 5 десантных лодок, одного парома грузоподъемностью до 5 тонн, двух пар пристаней и одного троса.
          б) Корпусные пункты – не менее 5 десантных лодок, двух паромов грузоподъемностью 6-9 тонн, двух пар пристаней и двух тросов.
          в) Главную армейскую переправу – один понтонный мост грузоподъемностью 16 тонн, один паром под грузи 50 тонн, два парома под грузы 16 тонн, три троса.
          Для обеспечения указанных переправ использовать имеющиеся в соединениях табельные и трофейные средства и собрать местные средства. Кроме того, к 10.4.44 г каждому корпусному и приданным армейским инженерным батальонам построить по 10 лодок.
          Командиру 8-й инженерно-саперной бригады изготовить 20 деревянных лодок.
          Начальнику инженерных войск армии дополнительно к имеющимся в соединениях переправочным средствам выдать:
          а) 57-му стрелковому корпусу – 10 малых надувных и 10 деревянных лодок;
          б) 82-му стрелковому корпусу – 15 малых, 3 больших наивных и 10 деревянных лодок;
          в) 6-му гвардейскому стрелковому корпусу – 10 малых надувных и 10 деревянных лодок.
          Главную армейскую переправу обеспечить средствами 35-го, 100-го и 130-го моторизованных понтонно-мостовых батальонов 5-й моторизованной понтонно-мостовой бригады, одним паромом 1-го тяжелого понтонного парка 8-й инженерно-саперной бригады.
          5. Наводку и содержание переправ возложить:
          а) Дивизионных пунктов – на дивизионные саперные батальоны.
          б) Корпусных пунктов 82-го и 6-го гвардейского стрелковых корпусов – на корпусные саперные батальоны; 57-го стрелкового корпуса – на 112-й инженерный Нижне-Днепровский батальон.
          в) Главной армейской переправы – наводку и содержание понтонного моста – на командира 100-го моторизованного понтонно-мостового батальона майора Землинухина, придав ему 35-й и 130-й отдельные моторизованные понтонно-мостовые батальоны; постройку парома и пристаней под грузы 50 тонн – на командира 1-гс тяжелого понтонного парка; постройку паромов и пристаней под грузы 16 тонн – на 127-й инженерный батальон 8-й инженерно-саперной бригады.
          6. Переправу организовать с учетом непрерывного наращивания сил и средств. Все дивизионные, десантные, корпусные и часть армейских средств вводить в действие полностью немедленно по сигналу начала форсирования и содержать их до полного развертывания корпусных переправ. Паромные и корпусные переправы вводить по дополнительному указанию начальников переправ, по занятии войсками противоположного берега и возможности начала переправы дивизионной артиллерии.
          Корпусные переправы держать до наводки понтонного моста и полного развертывания главной армейской переправы. По занятии войсками плацдарма на противоположном берегу силами 88-го военно-строительного отряда и 126-го инженерного батальона приступить к постройке моста на жестких опорах под грузы 16 тонн.
          7. Начальником переправ в полосе армии назначить начальника инженерных войск генерал-майора т. Голдович, заместителем по политической части — полковника Щербинина, начальником штаба переправ – начальника штаба инженерных войск подполковника т. Иванова.
          Начальнику штаба армии создать штаб и управление переправами из представителей всех родов войск, обеспечив его офицерами связи, средствами связи и комендантской службой.
          Начальниками корпусных переправ назначить корпусных инженеров, выделив в помощь им начальников оперативных отделов и ответственных оперативных офицеров от командующих артиллерией, начальников связи и заместителей командиров корпусов по тылу.
          Начальников дивизионных переправ и их помощников назначить распоряжением командиров корпусов.
          Комендантами десантных, паромных и мостовых пунктов переправ назначить командиров инженерных частей, обслуживающих переправы приказом начальника переправ.
          8. Тщательно оборудовать районы переправ, наметить исходные районы, исходные линии и обеспечить их указателями, наметив эти подходы к пунктам переправ, обозначив их указателями. Категорически запретить частям и подразделениям переходить границы этих линий раньше или позднее указанных в планах сроков. Для установления строгого порядка на всех подходах к пунктам переправ выставлять заградительные посты.
          9. В подготовительный период и в ходе форсирования строго соблюдать маскировочную дисциплину. Не допускать скопления у переправ личного состава, обозов и техники, не допускать движения к пунктам переправ по открытым местам. Начальниками службы регулирования назначать ответственных офицеров штаба. Пехоту и материальную часть окопать в районах сосредоточения и непосредственно у переправ.
          10. Командирам корпусов и дивизий заранее подготовить планы форсирования, планы противовоздушной обороны и мероприятия по маскировке.
          Командующему артиллерией армии организовать противовоздушную оборону переправ.
          11. Начальнику тыла армии для подтягивания трофейных переправочных средств и парков выделить в распоряжение начальника инженерных войск армии к 8.4.44 г. пять тракторов, три автомашины «Студебеккер» с достаточным количеством горючего и обеспечить горючим 35-й и 100-й отдельные моторизованные понтонно-мостовые батальоны и парк 8-й инженерно-саперной бригады.
          12. Начальнику связи армии обеспечить проводной связью корпусные пункты переправ и главную армейскую переправу. Схемы связи разработать совместно с начальником инженерных войск армии.
          13. Командирам корпусов о ходе подготовки к форсированию доносить мне через штаб инженерных войск армии ежедневно к 18 часам.

Командующий войсками 37-й армии
генерал-лейтенант ШАРОХИН

Член Военного совета 37-й армии
полковник АНОШИН

Начальник штаба 37-й армии полковник БЛАЖЕЙ

Ф. 243, оп. 35539с, д. 2, лл. 283-285. Машинописная копия.



Боевое распоряжение командующего 4-м Украинским фронтом командующему 51-й армией о переходе в преследование отходящего противника (11 апреля 1944 г.)

Боевое распоряжение
командующего 4-м Украинским фронтом
командующему 51-й армией
о переходе в преследование
отходящего противника
(11 апреля 1944 г.)


 

КОМАНДУЮЩЕМУ 51-й АРМИЕЙ

БОЕВОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ № …1 ШТАБ 4-го УКРАИНСКОГО
ФРОНТА 11.4.44 14.25

Противник на джанкойском направлении поспешно отходит.
Приказываю:
1. Организовать стремительное преследование. Дивизиям, действующим в первой линии, выделить на автомашинах отряды преследования с противотанковой и легкой полевой артиллерией и танками.
2. Ускорить темп движения дивизий вторых эшелонов.
3. Своевременно перемещать штабы дивизий и корпусов.
4. Об отданных распоряжениях донести.

Командующий
4-м Украинским фронтом
генерал армии ТОЛБУХИН

Член Военного Совета
4-го Украинского фронта
гвардии генерал-майор СУББОТИН

Начальник штаба фронта
гвардии генерал-лейтенант БИРЮЗОВ

Ф. 244, оп. 26735с, д. 5, л. 310.

1 Так в документе.