Приказ войскам Юго-Западного фронта № 0280 об итогах боевой подготовки войск за летний период и о дальнейших задачах (6.10.43 г.)

image_pdfimage_print

Приказ
войскам Юго-Западного фронта
№ 0280
об итогах
боевой подготовки войск
за летний период
и о дальнейших задачах
(6.10.43 г.)


ПРИКАЗ
ВОЙСКАМ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА
№ 0280

6 октября 1943 г. Действующая армия
 
Содержание.   Об итогах боевой подготовки войск за летний период и о дальнейших задачах.
 

          Руководствуясь приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина № 195 от 1.5.43 г., моими приказами № 031 от 26.3.43 г. и 00115/ОП от 8.4.43 г., за летний период части и соединения проделали большую работу по выучке войск. При форсировании р. Северный Донец и в наступательных боях с выходом на р. Днепр части и соединения показали высокую боевую выучку, отвагу и умение маневрировать на поле боя и бить врага наверняка.
          Общевойсковые штабы и штабы специальных родов войск значительно повысили слаженность в работе, оперативность в доведении приказов до исполнителей и в управлении боем.
          Войска показали умение форсировать водные преграды на подручных средствах. Опыт форсирования реки широким фронтом себя оправдал.
          Личный состав хорошо научен блокированию ДОТ, ДЗОТ мелкими подразделениями – рота, взвод.
          Однако наряду с достигнутыми успехами в действиях частей, соединений и их штабов в ходе наступления вскрыты крупные недочеты.
          1. Многие штабы дивизий и полков к управлению войсками в должной мере не подготовлены.
          Исходящие распоряжения из штабов нечетки; плохо, грязно отрабатывается оперативная документация; не умеют быстро отрабатывать оперативные документы и опаздывают с их доведением до войск.
          2. Отдельные командиры не научились в полной мере использовать свои штабы как органы управления боем.
          3. Офицерский состав отдельных частей и соединений плохо обучен уяснению задачи и оценке обстановки, принятию решения и постановке задач частям и подразделениям; организовать взаимодействие внутри подразделений и частей, с приданными и поддерживающими средствами усиления и с соседями не умеет.
          Управление боем в глубине обороны противника, в населенных пунктах и лесистой местности непрочно и очень часто отсутствует. Командиры рот, взводов ячейки управления в наступлении растеряли и как средство управления их не используют.
          4. Многие командиры полков, батальонов и рот недостаточно научены управлению боем: своего места не знают, без надобности идут в цепи или отстают от боевых порядков и за боем не наблюдают.
          5. До сих пор многие офицеры не научены построению системы огня в наступательном и оборонительном бою; кинжальный, косоприцельный и фланговый огонь используется мало, залповый огонь при отражении контратак противника применяется редко, многие средние и младшие командиры не знают уставных команд по управлению боем.
          В ходе боя тяжелые огневые средства переподчиняются младшим командирам и используются распыленно. Маневр траекторией без смены огневых позиций применяется мало.
          6. Инструкция по применению сигналов опознавания и связи между наземными войсками и авиацией офицерским и сержантским составом не изучена, положенных опознавательных полотнищ в подразделениях нет, что отражается на взаимодействии с авиацией.
          7. Рядовой состав плохо обучен определению расстояния, умению вести наблюдение за полем боя и своевременно докладывать о замеченном; плохо знает материальную часть оружия; не умеет устранять задержки на поле боя. Бойцы плохо научены набивать ленты, диски и магазины в процессе боя, не умеют использовать и вести огонь из-за укрытий.
          ПРИКАЗЫВАЮ:
          1. Боевую подготовку частей и соединений проводить непрерывно и в свободное от боев время. Боевую подготовку планировать и вести, руководствуясь приказом Верховного Главнокомандующего № 195 от 1.5.43 г., программой боевой подготовки стрелковых дивизий с полуторамесячным сроком обучения и боевым опытом, накопленным в ходе наступательных и оборонительных операций.
          2. Основными задачами обучения ставлю:
          а) в подготовке штабов. В первую очередь научить офицеров составлению различных боевых документов и полному использованию штабов для управления боем;
          б) по подготовке офицерского состава. В процессе подготовки своих частей и подразделений главное внимание обратить на организацию взаимодействия как внутри подразделений, так и со средствами усиления, организацию разведки поля боя и управление боем. Добиться от всего офицерского состава умения быстро ориентироваться в обстановке, принимать смелые решения и настойчиво их проводить в жизнь;
          в) по подготовке сержантского состава. Подготовку сержантского состава проводить в строевом расчете, добиваясь навыков и умения сочетать огонь и движение, подавать команды на поле боя;
          г) по подготовке рядового состава. По тактической подготовке: отработать действия отделения, взвода, роты и батальона во всех периодах боя, все занятия проводить двухсторонними. В процессе всех занятий особое внимание обратить на подготовку одиночного бойца.
          Учитывая особенности предстоящих боев, обучить весь личный состав умению переправляться на подручных средствах, блокировке ДОТ, ДЗОТ и стальных колпаков.
          По огневой подготовке: твердо знать материальную часть оружия, уметь устранять задержки, набивать диски и магазины в процессе боя; внедрять ведение залпового огня. Приучить стрелковые подразделения к максимальному использованию своего оружия в бою. Провести тактическое учение с боевой стрельбой в составе отделения (взвода), научить пехоту своим тяжелым оружием (станковыми и ручными пулеметами, противотанковыми ружьями) подавлять огневые точки в обороне противника, сосредоточивать по амбразурам огонь из нескольких пулеметов и противотанковых ружей.
          По инженерной подготовке: научить бойцов и офицерский состав разведывать и преодолевать противотанковые и противопехотные препятствия. Привить любовь к лопате и производить самоокапывание на промежуточных рубежах и коротких остановках;
          д) подготовку специалистов проводить по специальным программам, добиваясь умелого выполнения своих задач самостоятельно и особенно во взаимодействии с пехотой;
          е) от командиров частей и соединений требую: части и соединения держать в постоянной боевой готовности, боевой сколоченности, уметь вести бой в любых условиях погоды и в любое время суток;
          ж) по дисциплине марша: все передвижения войск совершать только в строю и по правой стороне дороги, ни в коем случае не допускать превращения строя в толпу людей, бредущих по обеим сторонам дороги в одиночку. Пехоту водить в колоннах в строю, бодрым темпом 4-5 км в час, а при угрозе с воздуха только увеличивать дистанции между взводами или ротами, отводя половину из них в сторону по пути движения.
          Запретить кому бы то ни было ехать на груженых повозках конного обоза, кроме повозочного, на легких участках дороги. Категорически запретить артиллеристам ездить на передках и лафетах орудий при конной тяге.
          Командиров, распускающих своих бойцов на марше, привлекать к самой суровой ответственности.
          3. Командующим армиями и командирам корпусов выделить группу офицеров для непосредственного наблюдения за действиями частей в бою, изучения и обобщения опыта боев и немедленного внедрения в обучение положительных сторон.

Командующий войсками
Юго-Западного фронта
(подпись)

Член Военного Совета
Юго-Западного фронта
(подпись)

Начальник штаба Юго-Западного фронта
(подпись)