Директива командующего войсками фронта № 00103 О недостатках в боевой деятельности войск и мерах к их устранению (4.3.43 г.)

image_pdfimage_print

Директива
командующего войсками фронта
№ 00103
О недостатках
в боевой деятельности войск
и мерах к их устранению
(4.3.43 г.)


.

Командующим 8, 54, 4, 59 и 52 армиями

О НЕДОСТАТКАХ В БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК И МЕРАХ К ИХ УСТРАНЕНИЮ

          В проведенных войсками Волховского фронта зимних операциях (январь-февраль 1943 года) боевой успех в значительной мере снижался неумелыми, неслаженными тактическими действиями войск в лесисто-болотистой местности.
          Особенно много случаев неумелых тактических действий, повлекших к излишним потерям в личном составе и к перерасходу боеприпасов, показали части и соединения 54 армии.
          Главнейшими недостатками и ошибками в боевой деятельности войск и командного состава были следующие.

Стрелковые части

          Неумение вести разведку. Войсковая, командирская и специальная разведка не выявляла истинного положения противника, точного начертания его переднего края, минных полей, препятствий, расположения огневых точек, а самое главное – разведка велась не систематически, нарушалась ее непрерывность.
          Как правило, средства войсковой разведки (разведвзводы и разведроты) не использовались по своему прямому назначению. Например, в 198 сд разведрота была поставлена в оборону, в 165 сд разведчики использовались для связи и охраны командного пункта. Добываемые разведкой данные не изучаются и не используются командирами частей и соединений. Противника знают слабо.
          В результате плохо организованной, слабо руководимой и неумело проведенной разведки подразделения и даже целые части попадали иногда под фланговый огонь, нарывались на неожиданные препятствия, что вело к снижению порыва наступления, к напрасным и излишним потерям.
          Ночные поиски проводились зачастую большими группами в 20-25 человек, что также вело к излишним потерям.
          Неумение командиров батальонов, полков и дивизий вывести скрытно для противника свои части и соединения в исходное положение. Плохо разведываются подступы для скрытного выдвижения, само выдвижение проводилось в нерасчлененных колоннах, не провешивались маршруты для подразделений, проводники не назначались. Штабы не руководили выводом войск на исходное положение.
          Многие командиры усвоили формально боевые порядки, не уяснив их существа, заменив термин «второй эшелон» словом «резерв». Например, командир 14 стрелковой бригады полковник Лавринов построил бригаду по-прежнему в два эшелона с густым насыщением войск. В результате такого построения боевых порядков части второго эшелона, не вступив в бой, понесли напрасные потери, и эти потери были больше, чем в частях первой линии.
          Во всех стрелковых соединениях боевые порядки строятся в основном правильно только в исходном положении. С началом движения они не выдерживались, в процессе боя вовсе нарушались, а иногда все перемешивалось настолько, что управление терялось и нужно было подразделения и части разводить и вновь строить боевой порядок. В результате этого не выполнялась боевая задача.
          Организация взаимодействия пехоты с приданной и поддерживающей боевой техникой проводится нецелеустремленно. Командиры взводов, как правило, не знают плана взаимодействия своей роты и батальона, в звене рота-батальон взаимодействие организуется плохо. Командиры рот, батальонов не следили за сигналами, не держали тесной связи с артиллерийскими и минометными подразделениями, не ставили им новых задач, не управляли огнем.
          В наступлении пехота, выйдя с исходного положения, задерживается перед передним краем оборонительной полосы противника и, не окапываясь, лежит в полосе заградительного артиллерийско-минометного огня противника. Анализ ранений показывает, что 75-85% всех ранений приходится на осколочные попадания от разорвавшихся мин и снарядов. Это происходит потому, что пехота не умеет быстро, под прикрытием своего артиллерийского огня, преодолевать зону заграждения противника.
          Крайне слабо используется мощь пехотного оружия в наступлении. Командиры отделений, взводов и рот не управляют огнем, не воздействуют на противника всей мощью огня пехотного оружия, не ставят огневых задач, не применяют залпового огня.
          Младшие и средние командиры не выполняют требований ст. 8 части I БУП-42 г. о правильном и твердом управлении огнем в бою. Атаку нужно организовать и подготовить и только тогда можно рассчитывать на успех. Но так как подготовка атаки проводится плохо, взаимодействие не организуется, то нет единого дружного броска, и зачастую пехотинцы, артиллеристы, танкисты подводят друг друга.
          В бою в лесисто-болотистой местности особое значение приобретает самостоятельность и инициатива действий мелких подразделений и управление ими.
          Нужно постоянно ориентироваться на местности, своевременно посылать правдивые донесения, выдерживать заданное направление. Практика боевых действий показала, что командный состав ориентируется в лесу плохо, донесения о ходе боя и положении частей запаздывают. Командный состав не уяснил себе, что опаздывание донесений о положении войск первой линии наносит нам огромный ущерб – старшие командиры не могут своевременно ввести в бой резервы и тем теряется благоприятный момент для уничтожения противника.
          Значение промерщиков расстояния не уяснили себе многие средние командиры и даже некоторые генералы – командиры дивизий. По причине плохой ориентировки командиры не могут определить место расположения своего подразделения и части и поэтому нередко планируют огонь по пустому месту, тратят зря боеприпасы, а атакующая пехота нарывается на нерасстроенную систему огня.
          Недостаточно умело используются отряды штурма и разграждения. Не все командиры частей и соединений формировали рекомендованные «Указаниями по прорыву» группы разведки, разграждения и штурма. Многие командиры стремились уменьшить в этих группах число стрелков, автоматчиков и пулеметчиков. В действовавших отрядах штурма не было артиллерийских наблюдателей и связь с артиллерией не поддерживалась, химики находились только в нескольких отрядах, применения дымов и огнеметов не было.
          Общевойсковые командиры недооценивают необходимость поддерживать саперов огнем, и были случаи вывода из состава штурмовых отрядов всех автоматчиков (327 сд). Инженерные начальники не обеспечили отряды портативными табельными щупами, применяя самодельные щупы и кошки с некачественными веревками.
          В боях выявлено недостаточное обеспечение подразделений ножницами для резки проволоки. Таблички для обозначения проходов неудобны и громоздки. Недостаточная боевая сколоченность отрядов штурма и разграждения приводила к потере связи с подразделениями, которые они обеспечивали, а также внутри отряда между группами.

Артиллерия

          Артиллерия фронта, в основном неплохо справившись с задачей по прорыву укрепленной полосы противника на участке 2-й ударной и 54-й армий, еще раз подтвердила, что она является самым мощным и надежным средством наземного оружия по обеспечению действий пехоты.
          Наряду с этим имел место ряд существенных недочетов в работе артиллерии.
          Справившись с организацией разведки в подготовительный период, разведорганы артиллерии с продвижением наших частей вперед ухудшили свою деятельность, снизили оперативность постановки задач на разведку, сбор, обработку и анализ разведывательных данных. Особенно плохо было организовано взаимодействие артиллерийской разведки с боевой разведкой пехоты и танков.
          При планировании артиллерийского наступления много времени затрачивалось вышестоящими артиллерийскими штабами в ущерб нижестоящим, особенно в звене командиров батарей – командиров дивизионов.
          Планирование подготовки атаки преимущественно сводилось к периоду подавления, и почти полностью отсутствовал период разрушения, что не давало возможности надежно подавить и разрушить огневую систему противника, вследствие чего атакующие пехотные подразделения встречали достаточно мощное сопротивление огня автоматического оружия противника.
          Штабы плохо изучили группировку своей артиллерии и минометов, систему их боевых порядков с точки зрения создания наилучших условий для ведения огня. Недостаточно контролировались результаты огневой деятельности артиллерии по подавлению, уничтожению и разрушению целей.
          В ряде случаев штабы были исключительно плохо осведомлены о материальной обеспеченности боя (боеприпасами) и допускали перерасход установленных на день лимитов. Плохо контролировали хранение и сбережение снарядов и мин, результатом чего в отдельных случаях имело место разбрасывание снарядов на поле боя.
          Выявилось неумение артиллерийских начальников, при установленном лимите боеприпасов, поддерживать определенный огневой режим на протяжении всего дня боя. Обычно после мощной подготовки атаки огонь артиллерии резко ослабевал и к периоду боя в глубине почти совершенно прекращался. Как положительный пример, может быть представлена 64 гв. сд, сумевшая в наиболее ответственные периоды боя создать огонь большой плотности, вместе с тем сохранив достаточный огневой режим на протяжении всего дня, вплоть до прекращения действий пехоты.
          Особенно значительны недочеты в планировании огня в звене группа ПП и дивизион. Выбор калибра, снаряда и заряда в зависимости от характера цели, определение количества снарядов для успешного решения задачи, последовательность подавления целей на переднем крае и в глубине в зависимости от этапов боя – элементы планирования, с которыми штабы не всегда успешно справлялись. Артиллерийские начальники, особенно командиры батарей и дивизионов, мало проявляли инициативы в реагировании огнем на складывающуюся обстановку.
          Ряд командиров батарей затрачивал много времени на подготовку исходных данных, показал недостаточные знания основных методов стрельбы, выявил неумение наблюдать за результатами стрельбы и вести стрельбу до окончательного разрушения и уничтожения целей.
          Несмотря на то, что артиллерийские части имели длительный боевой опыт на фронте и достаточное время на подготовку и сколачивание своих подразделений, все же имели место случаи недостаточной слаженности орудийных расчетов, работы связистов, вычислителей и ездовых. Особенно много недостатков выявлено в боевой работе минометных подразделений, как результат их недостаточной обученности. Не изжиты еще окончательно случаи небрежного, а подчас и плохого сбережения конского состава и техники.

Танки

          В боевой деятельности танковых частей и их использовании имелся ряд серьезных недостатков, повлекших за собой излишние и ничем не оправдываемые потери в танках.
          Потеря взаимодействия между танками и пехотой в бою. Практика показала, что вопросы взаимодействия до боя отрабатываются и увязываются правильно и довольно четко оформляются в планах, но в процессе боя взаимодействие зачастую нарушается и даже совсем теряется (14.2.43 г. 1 тб 7 гв. тбр и части 58 осбр)
          Пехота плохо подготовлена для действия с танками. В стрелковых частях, которые до боя проводили совместные учения с танковыми частями, вопросы взаимодействия осуществлялись более четко, связь между танками и пехотой не нарушалась. Хуже обстояло дело в танковых частях, которые до боя совместных учений не проводили (122 тбр и 16 тбр).
          Общевойсковые командиры иногда игнорируют мнение командиров танковых частей и подразделений, не заслушивают их докладов и решений, несвоевременно ставят их в известность о принятых решениях.
          В танковых частях, в особенности в 54-й армии, явно не на должной высоте дисциплина боя. 124 тбр вышла с большим опозданием на исходный рубеж, путалась на дорогах, и в результате этого взаимодействие с пехотой было сорвано. Танковые начальники относятся беззаботно к вопросам связи, в результате чего связь со 124 тбр была потеряна почти в течение суток, и успех, достигнутый бригадой в бою, закреплен не был.
          Общевойсковые начальники интересуются танковыми частями и подразделениями только до тех пор, пока они ведут бой, дальнейшая судьба танков их мало интересует. Общевойсковые командиры не организуют помощь своими силами и средствами подразделениям и танкам, нуждающимся в этом (подбитый, застрявший и т. д.).
          Особенности местности нашего фронта требуют от общевойсковых командиров серьезного и вдумчивого отношения к вопросам инженерного обеспечения атаки танков, однако в ряде случаев эти вопросы разрешались крайне плохо. Несвоевременное или неполное разминирование проходов для танков, необеспечение путей подхода, приводили к большим потерям материальной части на минных полях или к застреванию (8 армия, 25 тп).
          Артиллерийская подготовка в большинстве случаев не дает должного эффекта в вопросах подавления и уничтожения противотанковых средств противника. Не учитываются особенности противотанковой обороны немцев, не организуется тщательная разведка ПТО противника.
          Сопровождение танковой атаки артиллерийским огнем организуется плохо. Выделяемые орудия сопровождения отстают от танков, теряют с ними связь и в большинстве случаев оказывают танкам малоэффективную помощь в борьбе с ПТО противника.
          Подвижные артиллерийские наблюдательные пункты на танках используются недостаточно ввиду неподготовленности артиллерийских наблюдателей для работы в танке.
          Танковых части плохо выполняют приказ НКО № 0728 от 19.2.42 о ведении массированного огня с хода, чем в значительной степени уменьшают силу огневого и морального воздействия наших танков на противника.
          Командиры танковых частей и подразделений не добираются сами более точных данных о системе ПТО противника, а довольствуются тем, что им дают общевойсковые начальники.
          Иногда они не дают заявок на необходимое для успешной атаки обеспечение со стороны общевойсковых начальников, а берутся все делать сами, не считаясь с потерями.
          Командиры танковых подразделений и машин слабо ориентируются на местности, в особенности в лесу, и часто сбиваются с боевого курса (7 гв. тбр, 124 тбр).
          ПРИКАЗЫВАЮ:
          В основу планирования, содержания и организации боевой подготовки вложить требование – научить войска, в максимально сжатые сроки, ведению успешного общевойскового боя, учесть опыт последних наступательных операций, изжив перечисленные в настоящей директиве недостатки.
          В подготовке командного состава и войск основной упор сделать на следующие разделы обучения.

Разведка

          Всему командному составу частей и соединений в любых условиях боя знать силы, средства, рубеж и характер действий противника. Систематически изучать все новые разведывательные данные о противнике и заботливо организовывать действительно непрерывную активную разведку.
          Наблюдение за противником, разведку его огневой системы и подступов к его зоне, захват «языка» организовать и проводить всем без исключения подразделениям, частям и соединениям. Разведывательные подразделения использовать только для выполнения ответственных задач по разведке. Особое внимание уделить организации, подготовке, боевому и материальному обеспечению разведывательных групп, исключив случаи безрезультатности их действий по причине плохой организации подготовки.
          Научить личный состав разведывательных подразделений основным способам ведения разведки, ориентированию ночью и в лесу, научить взаимной поддержке в бою и особенно усвоить вопросы взаимодействия с огневым обеспечением разведывательной группы.
          В состав группы войсковой разведки включить специальную разведку (инженерную, артиллерийскую, химическую и т. п.) с тем, чтобы данные о противнике всегда носили полный и правильный характер.
          Воспитать в личном составе разведывательных подразделений и групп чувство преданности, стойкости, упорства, смелости, дерзости и самоотверженности при выполнении почетной боевой разведывательной задачи, особо обратить внимание на беспрекословное выполнение приказа командира и взаимную товарищескую выручку в бою.
          Научить разведчиков умело использовать всякую возможность захвата «языков» и документов противника, быстро доставлять их в штаб части, а последнему правильно разобраться в полученных разведывательных данных и использовать их в бою.

Артиллерия

а) Для командного состава стрелковых частей
          Командирам рот и батальонов, совершенствуя боевую выучку своих подразделений, проявлять большую самостоятельность и волю в организации тщательного взаимодействия с приданной и поддерживающей артиллерией: в ходе боя держать непрерывную связь с артиллерийскими командирами, ставя им задачи на подавление и уничтожение огневых точек противника, мешающих продвижению своих подразделений. Для орудий прямой наводки выделять специальные команды, обеспечивая пехоте непрерывное сопровождение огнем и колесами.
б) Для командного состава артиллерийских частей
          Продолжать совершенствовать штабы всех степеней в планировании и организации артиллерийского обеспечения наступательной операции и боя, уделив особое внимание на подготовку командиров групп ПП, дивизионов и их штабов.
          В совершенстве отработать:
          а) планирование огня дивизиона и группы ПП по периодам боя;
          б) массирование огня дивизиона, группы и вызов плановых и внеплановых огней;
          в) оформление оперативной документации по артиллерийскому наступлению.
          В подготовке командиров батарей особое внимание уделить их стрелково-артиллерийской практике, обучив в звене минометных полков и полков дивизионной артиллерии глазомерной и сокращенной подготовке исходных данных и стрельбе по наблюдению разрывов в условиях большого, среднего и малого смещения. В подготовке командиров батарей пушечных полков РГК совершенствовать сокращенную и полную подготовку исходных данных для стрельбы и стрельбу по измеренным отклонениям, с особым упором на пристрелку и стрельбу по данным звуковой разведки и самолетов-корректировщиков.
          В подготовке командного состава всех степеней отработать организацию разведки и наблюдения в динамике боя с оформлением разведывательных документов.
          Всем составом изучить в совершенстве свою технику, ее эксплоатацию и боевое применение.
          Продолжать совершенствовать боевую подготовку частей и подразделений, добиваясь отличной слаженности орудийных расчетов, работы разведчиков, связистов, вычислителей, ездовых и водителей на основе отличного знания техники и ее боевого применения. Большинство занятий проводить на местности с общевойсковыми частями и подразделениями. Отрабатывая наступательные бои, уделить особое значение взаимодействию в динамике боя в звене рота – батарея, батальон – дивизион, стрелковый полк – группа ПП, добиваясь непрерывности во взаимодействия как основы правильного ведения боя.
в) Танки
          При подготовке к операции заранее прикреплять танковые части к стрелковым дивизиям для совместных занятий и боевых действий.
          В ходе боевой подготовке пехоты уделять больше внимания совместным действиям с танками. Общевойсковым командирам всех степеней тщательно изучить приказы НКО № 057 от 22.1.42 и № 325 от 16.10.42 о применении танков.
          Потребовать от общевойсковых начальников тщательной инженерной подготовки танковой атаки.
          Воспретить общевойсковым командирам принимать ращения на действия танков, не заслушав доклада и мнения командира приданной танковой части.
          Провести подготовку артиллерийских наблюдателей, выделенных для работы в танке.
          Обеспечивать действия танков орудиями сопровождения.
          Тщательно вести разведку системы ПТО противника.
          Потребовать от заместителей командующих по БТ и МВ активного участия в подготовке танковых частей к бою и контроля за правильным их использованием в бою.
          Еще раз напомнить танкистам, что оставление на поле боя подбитого танка является воинским преступлением и что за потерю танков несут ответственность как командиры танковых частей и подразделений, так и общевойсковые командиры, коим танки приданы или которые с танковыми частями взаимодействуют.
          Танковым частям в процессе боевой подготовки тщательно отработать вопросы ориентирования на местности и вопросы ведения массированного огня с хода.
г) Организация и планирование
          Боевую подготовку планировать на 10 учебных дней по 12 учебных часов в день. Командирам дивизий лично утвердить расписание занятий командиров полков с командирами рот, взять эти занятия под свое личное наблюдение, добиться, чтобы темы занятий с командирами рот предшествовали проведению таковых в ротном звене. Командирам полков вести занятия с командирами рот методом показных занятий, на специально оборудованном к проводимой теме учебном поле, преимущественно с боевой стрельбой.
          Каждому проводимому командиром полка занятию должна предшествовать самостоятельная проработка статей БУП 1942 г. по теме и поверка знаний их командирами рот. Командирам батальонов ежедневно проводить двухчасовые практические инструктивно-методические занятия со всем средним начальствующим составом батальона, планируя проведение занятий с бойцами в эти часы под руководством младшего начальствующего состава.
д) Подготовка штабов
          Командирам дивизий провести по одному командно-штабному учению со штабом дивизии и штабами полков со средствами связи.
          Командирам полков провести такие же занятия со штабами полков и батальонов.
          То же – командирам батальонов со штабами батальонов.
          Тема занятий для штабов: «Наступление усиленного стрелкового полка в лесисто-болотистой местности».
          Особое внимание при проработке данной темы обратить на вопросы:
          – организации разведки системы огня противника;
          – разведки подступов к позициям противника;
          – оборудования исходного положения и выход частей для его занятия;
          – организации по рубежам взаимодействия пехоты, минометов, артиллерии и танков;
          – обеспечения последовательного овладения отдельными долговременными сооружениями и опорными пунктами;
          – обеспечения флангов и стыков.
          Командирам дивизий утвердить план распределения и привлечения на учения штабов, командиров специальных родов войск.
е) Подготовка командного состава
          Командирам полков лично провести два занятия с командирами рот. Занятия проводить методом показа, на специально оборудованном учебном поле, с боевой стрельбой.
          Темы занятий:
          – «Особенности атаки укрепленного района и сильно укрепленной полосы». (Боевой устав пехоты, ч. I, ст. 491, 509);
          – «Наступление усиленной стрелковой роты в лесисто-болотистой местности».
          Особое внимание при проработке данных тем обратить на следующие вопросы:
          – организацию разведки системы огня противника;
          – выбор направления главного удара;
          – организацию огня на направлении главного удара;
          – управление огнем приданных и поддерживающих средств усиления;
          – построение боевых порядков.
          Командиры батальонов лично проводят ежедневные двухчасовые инструкторско-методические занятия с командирами взводов по теме предстоящих занятий с бойцами.
          Особое внимание в подготовке командиров взводов обратить на умение:
          – атаковать штурмовой группой ДЗОТ;
          – управлять взводом при наступлении в лесу;
          – атаковать отдельное строение;
          – управлять огнем взвода и приданных средств усиления;
          – закрепиться на захваченном рубеже;
          – действовать в ночных условиях;
          – организовать ночной поиск.
          Потребовать от командиров взводов твердого знания уставных команд для развертывания в боевой порядок и управления огнем.
          Командирам рот провести три командирских занятия с командирами отделений по четыре часа. В объем занятий включить ориентирование по компасу, управление огнем и действие при атаке огневой точки противника.
          Обратить особое внимание на умение командиров «решить поставленную задачу». Выбрать правильное направление главного удара, сосредоточить основные усилия на решающем направлении, поставить посильную задачу поддерживающим минометным подразделениям, орудиям сопровождения и артиллерии, а главное вести все время управляемый огонь как стрелковый, так и приданных средств усиления. Постоянно правильно ориентироваться на местности. В ячейке управления роты иметь специально обученных бойцов по отметке пройденного пути и определения точки стояния.
ж) Подготовка рядового состава
          Все тактические занятия со взвода и выше проводить комплексным методом, привлекая на занятия средства усиления и специальные рода войск. Последовательность изучения программы строить так, чтобы боец получил на первых занятиях образцовый показ выполнения командиром боевых приемов, как то:
          – сноровистое владение своим оружием;
          – владение лопатой;
          – совершение перебежек и переползаний;
          – бросок в атаку;
          – метание ручной гранаты;
          – ведение рукопашного боя в траншеях.
          Немедленно же приступить к систематической тренировке во всем комплексе этих приемов, доводя их до автоматизма. При проведении любой темы взводного или ротного учения командиры прежде всего должны требовать и добиваться быстрого, четкого и автоматического выполнения команд. Со своей стороны командиры должны сами следить за собой, чтобы подаваемые ими команды были действительно строго уставными, а не набором невнятных слов, как это имеет место. В тактической подготовке бойцов добиваться максимального темпа наступления, маскировки, постоянного нарастания огня стрелкового оружия, особенно перед броском в атаку, ведения залпового огня и стрельбы с хода.
з) Огневая подготовка
          Научить бойца сбережению и уходу за личным оружием и его разборке и сборке. Добиться быстрой и сноровистой изготовки из всех положений, в особенности с хода навскидку. Научить ручных пулеметчиков и автоматчиков ведению огня на ходу с ремня. Научить подготовке оружия для ночной стрельбы и ведению огня при искусственном освещении (ночью при свете ракет).
          Добиться меткости и дальности метания гранат в окопы, траншеи, амбразуры, ДЗОТ.
          Провести не менее одного тактического учения с боевой стрельбой на отделение и взвод. С начальствующим составом проводить стрельбы из личного оружия и оружия, состоящего на вооружении своего подразделения. Оружие немедленно привести к нормальному бою, содержать в полном порядке, за каждым батальоном закрепить постоянных оружейных мастеров.
и) Строевая подготовка и рукопашный бой
          В целях привития постоянной строевой подтянутости, бравого внешнего вида, выработки ловкости, координации движений, поверки состояния обмундирования, поднятия требовательности командного состава к себе и подчиненным ввести ежедневно один час на строевую подготовку и строевое сколачивание взвода. В строевую подготовку включить главным образом ружейные приемы, изготовку из всех положений для залповой стрельбы, короткие броски, технику преодоления проволочных заграждений, технику передвижения на поле боя (ползание и перебежки), быструю перемену позиций орудия сопровождения, приветствие, доклады, подход к начальнику.
к) Учебно-материальное обеспечение
          Для проведения тактических учений, а также учений с боевой стрельбой в каждом полку оборудовать учебное поле (участок леса, роща) в соответствии с принятой у противника организацией обороны. Поле должно быть подобрано и оборудовано так, чтобы оно давало возможность тренировать войска от отделения до батальона включительно. Стрельбище должно также отвечать двум условиям:
          – линия огня должна быть оборудована под исходное положение для атаки, т. е. окопами, укрытиями, траншеями;
          – линия мишенной обстановки должна быть оборудована также траншеями, ДЗОТ, проволочными заграждениями и чучелами для рукопашного боя.
* * *

          Требую от командиров частей, командиров дивизий, командующих армиями и их штабов приложить максимум энергии, инициативы, командирской напористости на выполнение настоящей директивы по боевой выучке и сколачиванию для боя частей и соединений фронта.

Командующий войсками
Волховского фронта
генерал армии К. МЕРЕЦКОВ

Член Военного Совета
генерал-лейтенант Л. МЕХЛИС

Начальник штаба фронта
генерал-лейтенант М. ШАРОХИН

№ 00103
4.3.43.