Указания командующего войсками Воронежского фронта по организации борьбы с действующими на низких высотах самолетами противника, на железнодорожных и грунтовых коммуникациях, а также с отдельными разведчиками в районе переднего края (3 мая 1943 г.)

image_pdfimage_print

Указания
командующего войсками
Воронежского фронта
по организации борьбы
с действующими на низких высотах
самолетами противника,
на железнодорожных
и грунтовых коммуникациях,
а также с отдельными разведчиками
в районе переднего края
(3 мая 1943 г.)


«УТВЕРЖДАЮ»

Командующий войсками
Воронежского фронта
(подпись)

Член Военного совета
Воронежского фронта
(подпись)

3 мая 1943 г.
Секретно

УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С ДЕЙСТВУЮЩИМИ НА НИЗКИХ
ВЫСОТАХ САМОЛЕТАМИ ПРОТИВНИКА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
И ГРУНТОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ, А ТАКЖЕ С ОТДЕЛЬНЫМИ
РАЗВЕДЧИКАМИ В РАЙОНЕ ПЕРЕДНЕГО КРАЯ

1. Борьбу с самолетами противника, действующими на низких высотах в дневное и ночное время на железнодорожных и грунтовых коммуникациях, вести специально выделенными зенитными пулеметами, 25-мм и 37-мм орудиями. Для этой цели из пулеметных рот выделять кочующие пулеметные взводы в составе 4 пулеметов, а где достаточно пулеметов – выделять пулеметные роты, которые разбивать на группы-взводы не менее 4 пулеметов в каждой. Взводы распределять на отдельные группы по 2 пулемета (или 2 орудия).
Кочующие пулеметы занимают огневые позиции в местах, где наиболее часто появляются самолеты противника. Пулеметы попарно располагать по обе стороны железной и грунтовой дорог на удалении от них 30-50 м. Удаление пулеметных точек одна от другой не должно превышать 500 м. Огневые точки должны иметь круговой обстрел, а пулеметы (орудия) тщательно должны быть замаскированы и находиться в окопах.
При подготовке данных для стрельбы необходимо учитывать возможность ведения огня не только вдоль дороги, но и в стороны на 250-300 м, так как самолеты противника Хе-111 и Ме-110 часто ведут огонь из бортового пулемета, проходя в 200-300 м в стороне от дороги.
Для своевременного открытия огня выставлять наблюдателей в обе стороны по направлению дороги. Удаление наблюдателей от крайних пулеметов должно быть 300-500 м с таким расчетом, чтобы их сигналы явились предупреждением для своевременного открытия огня. Во избежание обстрела своих самолетов наблюдатель подает соответствующий сигнал: «Самолет свой».
Следует учитывать, что самолеты противника имеют радиостанции и сообщают об обстреливающих их огневых точках. Поэтому после ведения огня, как правило, огневые позиции следует менять. Для этого кочующая группа должна иметь не менее трех огневых позиций.
Выделенные в качестве кочующих батарей 25-мм и 37-мм орудий действуют так же, как пулеметы, за исключением построения их боевого порядка. Четырехорудийная батарея, как правило, располагается повзводно по два орудия. Удаление огневых позиций от дороги может быть: для 25-мм орудий не более 200 м, для 37-мм орудий – 300 м. Расстояния между взводами, расположенными вдоль дороги не должны превышать для 25-мм батареи – 1500 м, для 37-мм орудия – 2500 м.
2. В ночное время огневые позиции для зенитных пулеметов и орудий выбирать в непосредственной близости от железных и грунтовых дорог, так как самолеты в большинстве случаев будут совершать полеты вдоль дороги, используя их как ориентиры. В ночное время продолжительность видимости самолета резко сокращается, поэтому и удаление одной огневой точки от другой должно быть меньше. Более целесообразно располагать эти точки вместе. Наблюдатели должны быть тщательно подобраны, с хорошим слухом и умеющие отличать свои самолеты от самолетов противника по шуму мотора. О появлении самолета подавать исключительно световые сигналы.
Для введения самолета противника в заблуждение в состав кочующих групп необходимо включать 4-5 человек, снабженных световыми аппаратами, при помощи которых можно было бы изобразить колонну в 3-4 автомашины. Эти бойцы должны располагаться в непосредственной близости к грунтовой дороге и на интервалах, близких к уставным интервалам между машинами. Они же могут имитировать походную колонну, несоблюдающую правил ночного марша, а именно: создавать видимость курения, зажигания спичек, разведения маленьких костров, изображение привала и т. д. Эти бойцы должны иметь индивидуальные щели для укрытия от пулеметного огня и осколков бомб.
В светлые лунные ночи стрельба ведется так же, как и днем.
Использование зенитной артиллерии, расположенной в засадах, и кочующих батарей против разведывательной авиации противника.
Для ведения разведки оборонительной полосы применяются немецкие самолеты, преимущественно Хш-126 и ФВ-189, которые ведут разведку и фотографирование на одном и том же направлении и приблизительно на одной и той же высоте. Для борьбы с разведчиками противника необходимо применять засады и кочующие батареи, преимущественно 85-мм орудий. Огневые позиции для батарей, находящихся в засадах, выбирать на тех направлениях, где систематически летают разведывательные самолеты. Огневые позиции этих батарей должны быть заранее выбраны, хорошо оборудованы в инженерном отношении и тщательно замаскированы. Занятие огневых позиций производить ночью скрытно для противника. Они должны располагаться на обратных скатах и в местах, имеющих скрытые подступы. Огонь открывать внезапно. После обстрела, независимо от результата стрельбы, огневые позиции немедленно менять, дабы не подвергнуться огневому нападению наземной артиллерии противника.
Борьба с разведывательной авиацией противника должна проводиться обдуманно, по плану, заранее составленному на основе анализа действий авиации противника.
Заместителям командующих артиллерией по противовоздушной обороне армий составлять планы действий кочующих батарей (рот, взводов) согласно настоящим указаниям. Результаты действий кочующих средств тщательно обрабатывать и методы наиболее эффективного их применения представлять в отдел фронта для популяризации их.

Заместитель командующего артиллерией
по противовоздушной обороне войск
Воронежского фронта
(подпись)

Ф. 236, о. 32156с, д. 22, л. 34-36.