Инструкция начальника инженерных войск Брянского фронта по организации пропуска танков через заграждения в наступлении (30 мая 1943 г.)

image_pdfimage_print

Инструкция
начальника инженерных войск Брянского фронта
по организации пропуска танков
через заграждения
в наступлении
(30 мая 1943 г.)


«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. начальника инжвойск БФ
полковник СЛУЧЕВСКИЙ

30 мая 1943 г.

.

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПУСКА ТАНКОВ ЧЕРЕЗ ЗАГРАЖДЕНИЯ
В НАСТУПЛЕНИИ

          1. Для обеспечения броска танков в атаку в момент прорыва переднего края полосы обороны противника необходимо устройство проходов через заграждения свои и противника, из расчета 1 проход на 5 танков, шириной 20 м.
          2. Проходы в своих заграждениях устраиваются заблаговременно перед атакой, в местах предполагаемого движения танков.
          Проходы в заграждениях противника устраиваются за 2-3 дня или в ночь перед атакой.
          3. Способы устройства проходов в противотанковых минных полях могут быть следующие:
          а) обезвреживание мин вручную (желательно снимать взрыватели, оставляя мину на месте в целях маскировки прохода);
          б) траление мин тралами, прицепляемыми к танку;
          в) разрушение минного поля огнем артиллерии и минометов в период артподготовки.
          4. Основным и решающим условием успеха является тщательная и непрерывная разведка заграждений противника и точное определение границ его минных полей на местности и характера минных полей.
          5. Желательно для пропуска танков выбирать направления, не прикрытые противотанковыми минами. Проходы делать на основе тактического решения.
          6. Все проходы обозначать условными знаками, видимыми днем и ночью.
          Для обозначения проходов, в зависимости от местных условий, могут быть применены:
          в) колья высотой до 1 м, обмазанные землею со стороны противника и окрашенные известью с нашей стороны;
          б) березовые колья высотой до 1 м, обмазанные землею со стороны противника;
          в) сигнальные фонари направленного света, обращенные в нашу сторону, снабженные специальными козырьками и установленные над землей невидимо для противника;
          г) специальные пластинки на жести, покрываемые фосфором; пластинки устанавливаются на стойках с небольшим наклоном в нашу сторону;
          д) поливка полос на местности раствором извести в ночь перед атакой.
          7. Места проходов должны быть замаскированы в зависимости от местных условий, чтобы противник не мог обнаружить сделанные в заграждениях проходы.
          8. Кроме обозначения проходов знаками, видимыми ночью, поля проходов и сами проходы обозначаются вехами, устанавливаемыми через 25-30 м.
          Углы проходов обозначаются стрелками-указками по две на каждый угол.
          9. На проходах организуется комендантская служба.

II.
Последовательность действий

          1. Заблаговременно до наступления устраняются проходы в своих заграждениях. Проходы и подходы к ним ограждаются вехами.
          2. Выделяются секреты (3-5 саперов с двумя ручными пулеметами). Если проходы в заграждениях делаются за 2-3 дня до атаки, наблюдение за проходами выполняют секреты, располагаясь в укрытых местах перед минными полями противника, вблизи проходов. Окопы типа «лисья нора» отрываются и занимаются секретами в ночь перед атакой, причем, для секретов готовятся две позиции:
          а) на расстоянии 150-200 м от минных полей противника эти окопы занимаются секретом непосредственно перед началом артиллерийской подготовки;
          б) в непосредственной близости от минных полей противника эти окопы занимаются секретами в момент переноса огня артиллерии и минометов в глубину обороны противника с задачей указывать танкам направление их движения к проходу.
          3. За 2-3 дня или в ночь перед атакой саперами устраиваются проходы в заграждениях противника.
          Если проходы полностью сделать невозможно (близкое расположение минных полей от огневых точек противника и губительный огонь), то устройство проходов производится силами артиллерии или для устройства проходов привлекаются тралы непосредственно в момент атаки.
          Проделанные в заграждениях противника проходы в ночь перед атакой обозначаются условными сигнальными знаками согласно разделу 1, пункт 6.
          4. Выделяются группы разграждения (3-5 саперов) с задачей проверки разминирования прохода артиллерийско-минометным огнем во время артподготовки (проверяются после перенесения артогня в глубину) или разминирование одновременно и вслед за наступающей пехотой.
          5. Если проходы до атаки проделаны на всю глубину, саперами секрета полается условный сигнал «красная ракета» по плану взаимодействия. Секреты у проходов ракетой показывают направление движения танков, выпуская ракету навстречу танкам, идущим к данному ходу.
          Если устройство проходов производилось артиллерией и минометами, то проверка их группами разграждения делается в момент перенесения огня артиллерии в глубину обороны противника. Группы разграждения двигаются вместе с наступающей пехотой. Сигнал готовности прохода остается прежний.
          Если проход не устроен заблаговременно и артиллерийско-минометный огонь для их устройства не привлекается, то разминирование проходов группой разграждения производится также вслед за переносом огня артиллерии, одновременно с движением наступающей пехоты. Сигнал для движения танков подается только тогда, когда проходы будут полностью очищены от мин.
          6. Группы саперов разграждения, на которые возложены задачи устройств проходов для танков, для выполнения других задач не привлекаются, а при выполнении поставленной им задачи прикрываются стрелковыми подразделениями и взаимодействуют с танками и пехотой по заранее разработанному плану.
          7. Задачи саперам, обеспечивающим проходы для танков, ставятся на местности полковым инженером в присутствии командира танковой части (подразделения), которое будет пользоваться данными проходами.
          Общие указания и инструктаж по устройству проходов дает дивизионный инженер.
          Ответственность за устройство проходов и пропуск танков несут на участке полка полковой инженер, в полосе дивизии – дивизионный инженер.
          Полковой инженер лично под расписку на местности знакомит командный состав танковых частей и подразделений, действующих на участке полка, с проходами и их ограждениями и инструктирует о порядке движения танков по проходам в заграждениях.
          Командиры танковых частей и подразделений несут ответственность за знание экипажами машин проходов и подходов к ним на местности и соблюдение экипажами правил движения по проходам.
          8. Движение танков по проходу обеспечивают саперы группы разграждения после проверки проходов.
          Последовательность работы комендантского пункта такова.
          Танки после выхода с исходных позиций для атаки встречаются комендантом прохода у исходного ориентира, где комендант дает командиру подразделения танков азимут движения к проходу или указывает местный предмет (ориентир), на который должны двигаться танки.
          Саперы секрета дополнительно ракетами показывают, куда должны двигаться танки.
          Направление движения по проходу в заграждениях противника показывается саперами группы разграждения или, когда проход устроен заранее, саперами секрета.
          9. Если танки идут в атаку впереди пехоты по заранее разведанному и очищенному проходу, направление их движения показывается саперами секретов трассирующими пулями.
          10. За передним краем, в глубине обороны противника, движение боевых порядков танков обеспечивается приданными саперами, которые производят разминирование по мере обнаружения минных полей на путях движения танков.
          11. Инструкцию изучить всему командному составу инженерных частей до командира отделения включительно, командному составу танковых частей и подразделений до командира экипажа включительно. На дивизионных инженеров возлагается обязанность обеспечить командиров танковых частей (соединений), действующих в полосе дивизии, одним экземпляром настоящей инструкции.

п. п. За начальника Штаба инжвойск
Брянского фронта полковник МИНДЛИН

Начальник отдела заграждения
подполковник ВИНОГОРСКИЙ