Указания по наведению самолетов на цель наземными войсками при действиях их в ночных условиях от 14 августа 1943 г.

image_pdfimage_print

Указания
по наведению самолетов на цель наземными войсками при действиях их в ночных условиях
от 14 августа 1943 г.


УКАЗАНИЯ
ПО НАВЕДЕНИЮ САМОЛЕТОВ НА ЦЕЛЬ НАЗЕМНЫМИ
ВОЙСКАМИ ПРИ ДЕЙСТВИИ ИХ В НОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

          Ночные бомбардировочные действия нашей авиации по целям в тактической глубине обороны противника хотя и занимают видное место в боевых действиях войск, тем не менее удары ее из-за трудностей отыскания целей часто бывают неэффективны.
          Указанное подтверждается нашими наземными войсками и пленными.
          Опыт наведения и показа целей самолетам ночью наземными войсками при помощи трассирующих, зажигательных, дымогорящих снарядов, а также и трассирующих пуль из автоматического пехотного оружия, примененный на участке 18-й армии, показал, что эти мероприятия при должном к ним отношении могут значительно улучшить качество работы ночной бомбардировочной авиации и повысить ее эффективность.
          Для поднятия эффективности бомбардировочной авиации по целям в тактической зоне обороны противника полученный ценный опыт 18-й армии по данному вопросу использовать и при практическом осуществлении указанных мероприятии штабам армий и штабу воздушной армии руководствоваться нижеследующим:
          1. Боевые задачи ночной бомбардировочной авиации определяются командующим фронтом или командующими армиями. Последние во всех случаях утверждаются командующим фронтом. Доведение намеченных задач до исполнителей штабу воздушной армии производить с таким расчетом, чтобы авиачасти ночной авиации знали их не позднее 16.00-17.00 каждого дня. К указанному времени доводит задачи авиации штаб фронта до штабов армий.
          2. С получением боевых задач ночной авиации начальник авиаотдела армии с представителем воздушной армии и начальником штаба артиллерии армии разрабатывают план и организуют целеуказание на участке ее действия. В плане предусматривать место постов наведения, цели для бомбометания, которые данный пост будет показывать, выделенные огневые средства для показа целей, организацию связи поста наведения с выделенными огневыми средствами и самолетами и порядок показа целей в каждом отдельном случае. Разработанный план утверждается начальником штаба армии.
          3. Связь поста наведения с самолетом и обратно практиковать сигнальными ракетами, а при наличии у самолетов и поста наведения радиостанций и по радио. Постами наведения может быть использовано для связи с самолетом и электро «Т».
          4. Наведение самолетов на цель предусматривать:
          а) посредством трассирующих снарядов, трассы которых, как показал опыт, при любых условиях с воздуха хорошо заметны;
          б) при помощи стрелы (обозначенной огнем костров или фонарей «летучая мышь») длиной до 10 м, устанавливаемой в 2-3 км от переднего края (для четкого обозначения стрелы последняя обставляется щитами);
          в) при использовании электро «Т» (перекладной в сторону цели или наводящего орудия).
          5. Показ целей организуется для легкобомбардировочной авиации – самолетов По-2 и осуществляется при помощи зажигательных, дымогорящих снарядов, снарядов фугасного действия и трассирующих пуль из автоматического пехотного оружия. Вследствие малой бомбовой нагрузки самолетов По-2 одна и та же цель бомбится несколькими самолетами. Так как большой расход снарядов для показа цели каждому самолету себя не оправдывает, артиллерии обозначать цель один раз.
          Дальнейшее обозначение цели поддерживается самими самолетами бомбами ЗАБ-100-40 с горящей жидкостью. Показ трассирующим огнем из автоматического оружия рекомендуется для целей в непосредственной близости от переднего края (600-800 м). Обозначаться они должны перекрестием трасс одного цвета. Данный способ может быть использован при показе скоплений войск противника, ДОТ и ДЗОТ. Площадь для бомбометания обозначается комбинированным способом вплоть до ракет.
          6, При организации целеуказаний для самолетов По-2 практиковать следующий порядок:
          а) Первый самолет вылетает с бомбами ЗАБ-100-40. Самолет, придя в район поста наведения, производит вираж и дает установленную сигнальную ракету «Покажи цель».
          б) Пост наведения, приняв сигнал, дает ответный сигнал: «Начинаю показ цели».
          в) После получения сигнала поста наведения самолет ложится с примерным курсом к условленному месту расположения взаимодействующего орудия, которое дает два-три выстрела трассирующими снарядами с интервалами между выстрелами 40-50 секунд; по стволу стреляющего орудия к цели самолет ложится на боевой курс.
          г) Наводящее орудие после стрельбы трассирующими снарядами примерно ко времени подхода самолета к цели дает 3-5 снарядов зажигательных, дымогорящих или фугасного действии темпом беглого огня.
          д) Экипаж самолета, пользуясь боковым прицелом, сбрасывает бомбы по обозначенной цели. Образовавшееся горение от разрывов сброшенных бомб ЗАБ-100-40 будет давать возможность последовательно идущим самолетам с интервалом 2-3 м производить прицельное бомбардирование намеченной цели. Продолжительность горения ЗАБ-100-40–30 – 45 минут. Для поддержания обозначенной цели в течение всего периода действий по ней штабу авиации периодически, через 3-5 самолетов, выпускать самолет с бомбовой зарядкой ЗАБ-100-40. Так поступать по каждой цели, намеченной для бомбометания.
          е) Бомбить более двух раз с одного направления запрещается.
          7. Наведение самолетов, идущих вслед за первым, может производиться, помимо ЗАБ-100-40, выброшенными первым самолетом, также прожектором, который периодически, через равные промежутки времени, должен класть луч в направлении цели.
          Указанное даст возможность легко выходить в район расположения поста наведения, ложиться на боевой курс и выходить на обозначенную первым самолетом цель. Прожектор должен держаться в районе поста наведения.
          8. Считать наилучшей высотой для эффективного бомбометания в лунную ночь 1200-1500 м и безлунную – от 1000 до 800 м. Подход самолета к цели производить на высоте, несколько большей, после чего самолет приглушает мотор и планирует до высоты бомбометания. Для точного бомбометания необходимо делать над целью 2-3 захода, второй и последующие заходы делать, уходя в глубь территории противника.
          Для предотвращения поражения огнем зенитной артиллерии разворот над целью делать не рекомендуется. Бомбометание в ночное время на высоте 2500-2600 м малоэффективно, а потому может применяться лишь в случае большого насыщения тактической глубины средствами ПВО противника.
          9. При наличии у противника зенитной артиллерии средних калибров, МЗА и прожекторов командующему артиллерией армии выделять специальные батареи для подавления средств ПВО, которые должны быть готовы к действиям при подходе самолета к цели, во время его нахождения и ухода от цели. Одновременно экипажи используют и противозенитный маневр.
          10. Летному составу ночных бомбардировщиков при вылетах знать место поста наведения, установленные сигналы для связи и принятый способ наведения и показа целей.
          Посту наведения иметь график вылетов самолетов и четко знать порядок показа целей. Войскам в районе действий авиации знать начало и конец работы.
          Представителям штаба авиации следить за действиями и о всех недочетах и положительных сторонах докладывать начальнику штаба армии и командиру своей части.

Начальник штаба Северо-Кавказского фронта
гвардии генерал-майор ЛАСКИН

Начальник оперативного отдела
генерал-майор КОТОВ