Доклад заместителя командира 51-й гвардейской стрелковой дивизии по тылу о работе войскового тыла в период наступления с 5 по 10 августа 1943 г. (10 августа 1943 г.)

image_pdfimage_print

Доклад
заместителя командира
51-й гвардейской
стрелковой дивизии
по тылу
о работе войскового тыла
в период наступления
с 5 по 10 августа 1943 г.
(10 августа 1943 г.)


СОВ. СЕКРЕТНО

ДОКЛАД1
О РАБОТЕ ВОЙСКОВОГО ТЫЛА 51-й ГВАРДЕЙСКОЙ
СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ ЗА ПЕРИОД с 5.7 по 10.8 1943 г.

1. Дислокация тыловых частей и учреждений дивизии

Дислокация тыловых частей и учреждений 51-й гвардейской стрелковой дивизии в период проводимых частями дивизии боев как при обороне, так и при наступлении с 5.7 по 10.8 1943 г. соответствовала в основном уставным требованиям … и условиям обстановки:
а) дислокация тылов дивизии в каждом отдельном случае определялась главным образом оперативной обстановкой…
б) наличию на местности естественных укрытий для расположения тыловых подразделений и учреждений;
в) наличию и состоянию дорог, ведущих к месту расположения тыловых подразделений и учреждений;
г) [возможности организовать] охрану и наблюдение, а также связь между тыловыми подразделениями частей и тылом дивизии.
Кроме того, всякая производимая передислокация (тылов) сочеталась с наличием материально-транспортных средств, которыми располагали как тыловые подразделения, так и тыл дивизии…
………………………………………………………
Анализируя в ходе боев положительные и отрицательные факторы [предыдущей] дислокации всех тыловых подразделений с учетом оперативной обстановки, характера местности и дорог, а также наличия транспортных средств частей и подразделений, дислокация тылов производилась в следующем порядке:
[При обороне дивизии в полосе шириною до 10 км] полковые и батальонные тылы (до 5.7 1943 г.) располагались в разграничительных линиях своего участка.
Батальонные взводы снабжения и транспортные роты частей, не располагавшие штатным наличием гужтранспорта, дислоцировались на сокращенных дистанциях от 3 до 6 километров, а батальонные тылы располагались в 1.5-2 километрах.
Дивизионные тылы дислоцировались за пределами разграничительных линий своих войск в глубину на 15-20 километров.
Занятие частями обороны в полосе до 3 км (до 3.8 1943 г. – схема 4)2 усложнило дислокацию [тылов] с точки зрения наличия естественной маскировки, наличия дорог и нормального расположения тылов по фронту, вследствие чего мы вынуждены были расположить тылы частей почти сосредоточенно [по фронту] и [растянуть их] в глубину до 12 км, а батальонные тылы были подтянуты в боевые порядки частей на 1.5 км и зарыты в землю.
Пища в этот период подвозилась только два раза в сутки с тем, чтобы сохранить материальную часть от артиллерийского огня противника.
Продовольствие и боеприпасы батальонам подвозились средствами частей.
Были случаи, и особенно при наступлении, когда глубина расположения тыловых подразделений частей достигала в полках до 12 км, а в батальонах до 2-6 километров.
………………………………………………………
Что касается дислокации тылов в период наступления наших войск, то здесь мы всегда старались приблизить их к передовым частям в полках до 4 км, в батальонах – до 2 км и тылы дивизии – до 5 км. Это давало возможность нормально обеспечивать части и подразделения, а главное облегчало перебазирование грузов (продовольствия и прочих запасов).
Расположение дивизионных обменных пунктов и тыловых учреждений всегда было сосредоточенным, это давало возможность постоянно быть в курсе материального обеспечения частей и оперативно управлять [работой тыла].
Полевую хлебопекарню и дивизионный ветеринарный лазарет целесообразно дислоцировать на расстоянии до 20-30 км, так как передвигать их крайне затруднительно и это, как показал опыт, не вызывается никакой необходимостью.
Что касается автороты подвоза, то она дислоцировалась вместе с тыловыми учреждениями, так как отрыв автороты крайне усугубляет планирование перевозки грузов.
Маскировка и зарытие материальных ценностей в землю были во всех случаях обязательными.

2. Состояние и работа войскового автотранспорта

Основная работа автотранспорта сводилась, главным образом, к перевозке военно-хозяйственных грузов со станций снабжения включительно до полка.
Автотранспорт частей и подразделений использовался, главным образом, для доставки из дивизионных обменных пунктов в части боеприпасов и выполнял специальные задания оперативного назначения.
В перевозке военно-хозяйственных грузов принимали участие: «ЗИС-5» – 13 шт., импортных машин – 10 шт., «ГАЗ-АА» – 2 шт. Перевезено полезного груза с 5 июля до 10 августа 1943 года 3197 тонн, сделано 105 тысяч километров пробега. Вследствие малочисленности автопарка и большой отдаленности станции снабжения (от 80 до 180 км), что отразилось на чрезмерной нагрузке машин, техническое состояние автотранспорта крайне снизилось.
За весь период был произведен ремонт: текущий – 97 машинам, средний – 53 машинам. Всего отремонтировано 150 машин. Однако автотранспорт со своей задачей по доставке потребного количества военно-хозяйственных грузов справился.
Для оперативного производства ремонта автотранспорта с машинами, следующими за грузом, направлялся, в зависимости от количества идущих машин, слесарь с необходимым инструментом и материалами или примитивная автолетучка.

3. Работа дивизионного обменного пункта в условиях оборонительных
и наступательных боев

Система работы дивизионного обменного пункта разделялась на два основных периода.
Дивизионный обменный пункт постоянной дислокации, куда поступали и сосредоточивались все военно-хозяйственные грузы, а от него выбрасывались вперед летучки как продовольственная, так и боеприпасов. Так, например, когда дивизионный обменный пункт находился в Рыльском, летучки были выброшены в Лучки и Яковлево (схема 5), что было вызвано оперативной обстановкой и состоянием дорог.
При дислокации в Пересыпи летучка была выброшена в Кочетовку.
Этот метод вполне оправдывал свое назначение, так как … перебазирование дивизионных обменных пунктов являлось большим затруднением, поэтому грузы, поступавшие на дивизионный обменный пункт, сразу завозились в части или организовывался следующий дивизионный обменный пункт впереди существующего, на который подавались грузы летучками.
Отпуск продовольствия частям, которые получали его самостоятельно, производился в сумерках или до рассвета, а в необходимых случаях и в дневное время. Стрелковым и артиллерийскому полкам, которым продовольствие завозилось транспортом дивизии, отпуск продовольствия производился через постоянно прикомандированных уполномоченных от частей к дивизионному обменному пункту. При наступлении частей дивизионные обменные пункты или летучки выбрасывались вперед…
Вследствие того, что при дивизионном обменном пункте находились постоянные представители частей, оформление документов производилось заранее, до отправки продовольствия и боеприпасов, по чековым требованиям…

4. Работа полкового и батальонного тыла и их связь с дивизионными
тылами

Тыл полка осуществлял общую организацию материального обеспечения подразделений и контроль. Для организации обеспечения подразделений и контроля в полку был введен порядок распределения ответственных лиц из тыловых работников по следующему принципу:
1. За организацию питания … и за наличие продовольственных и прочих запасов в подразделениях несли ответственность начальник продфуражного снабжения, один из его помощников, начальник обозно-вещевого снабжения и начальник артиллерийского снабжения.
2. За производимые заготовки (местные) и доставку продовольствия в расположение склада полка несли ответственность один из помощников начальника продфуражного снабжения и закрепленные заготовители.
3. Связь и управление тылами подразделений возлагалась на помощника начальника штаба по тылу. Общее руководство осуществлял помощник командира полка по материальному обеспечению.
Связь дивизионных тылов с частями производилась через постоянно выделенных и прикомандированных уполномоченных из частей при дивизионном обменном пункте. Периодически производились вызовы служебных лиц части для сверки доклада об обеспеченности и донесений по службам.
Общая связь от тыла дивизии до тыла полка производилась по радио и телефону через командный пункт дивизии.
Полковые и батальонные тылы со своей задачей справились.

5. Доставка материальных средств от дивизионного обменного пункта
батальонам и ротам

Доставка материальных средств продовольствия и боеприпасов была построена в следующем [порядке]:
1. С дивизионного обменного пункта до всех стрелковых и артиллерийских полков продовольствие и боеприпасы, а также прочее имущество, в основном, доставлялись транспортными средствами дивизии.
2. В батальоны продовольствие подвозилось из полкового склада гужтранспортом самих батальонов, а боеприпасы доставлялись гужтранспортом транспортной роты полка.
В зависимости от наличия гужтранспорта в батальонах продовольствие частично завозилось транспортом полка, а в период наступления все виды имущества подвозились транспортом части.
3. Спецподразделения все виды имущества с дивизионного обменного пункта вывозили своими средствами и доставляли их непосредственно в батальоны, роты.
В практике [такая система] подвоза в части продовольствия и боеприпасов вызвала одобрение со стороны довольствующихся. Однако за последнее время чрезмерная перегрузка автотранспорта роты подвоза вынудила частично отказаться от подвоза продовольствия транспортом дивизии, возложив последнее на средства частей.

6. Охрана и оборона войскового тыла

Охрана и оборона войскового тыла не неслась в соответствии с требованиями устава и наставлений.
Охрана дивизионного обменного пункта осуществлялась за счет рабочих дивизионного обменного пункта и людей, прикомандированных от частей для получения и доставки продовольствия и боеприпасов. Оборона отсутствовала.
Охрана полкового склада неслась за счет людей транспортной роты, а также писарским составом и личным составом мастерских. Оборона тылов частей также отсутствовала вследствие того, что средства для этой цели как для частей, так и для дивизионного обменного пункта не выделялись.

7. Общие затруднения войскового тыла за описываемый период

Особенные трудности отдел тыла дивизии испытывал в доставке продовольствия, и особенно боеприпасов, со станций снабжения, ввиду большой отдаленности армейских баз, и особенно в период наступления, когда армейские базы отрывались на удаление до 160 километров. Такое положение в дальнейшем не допустимо.

Заместитель командира 51-й гвардейской
стрелковой дивизии по тылу
(подпись)

Начальник организационно-планового
отделения
(подпись)

Ф. 335, оп. 235772с, д. 2, л. 94-95.

1 Документ публикуется с незначительными сокращениями.
2 Здесь и ниже: на сайте схемы не приводятся — В.Т.