Краткие указания начальника инженерных войск 6-й гвардейской танковой армии № 0114 по инженерному обеспечению наступательного боя танков (26 апреля 1943 г.)

image_pdfimage_print

Краткие указания
начальника инженерных войск
6-й гвардейской танковой армии
№ 0114
по инженерному обеспечению
наступательного боя танков
(26 апреля 1943 г.)


Секретно
 

КОРПУСНЫМ ИНЖЕНЕРАМ
5-го ГВАРДЕЙСКОГО МЕХАНИЗИРОВАННОГО
И 29-го ТАНКОВОГО КОРПУСОВ
КОМАНДИРУ 377-го АРМЕЙСКОГО
ИНЖЕНЕРНОГО БАТАЛЬОНА

КРАТКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИНЖЕНЕРНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
НАСТУПАТЕЛЬНОГО БОЯ ТАНКОВ

В наступательном бою танковые части и соединения действуют в тесном взаимодействии с другими родами войск или используются на главных направлениях для развития успеха наших войск и преследования противника.
При обеспечении наступательных действий танков инженерные войска выполняют следующие работы:
1. Рекогносцировку и инженерной оборудование выжидательных районов.
2. Подготовку путей от выжидательных районов до исходных позиций.
3. Разведку и инженерное оборудование исходных позиций.
4. Прокладку колонных путей (устранение естественных препятствий) к переднему краю обороны противника, производство разграждений или устройство проходов в противотанковых заграждениях перед передним краем.
5. Заготовку инженерных средств для преодоления танками препятствий и заграждений в глубине обороны противника.
6. Сопровождение танков и помощь им во время боя в глубине обороны противника.
7. Обеспечение продвижения танков в тылу противника.
8. Специальные маскировочные мероприятия и контроль за действенностью маскировки.

1. Рекогносцировка и инженерное оборудование выжидательных районов заключаются:

а) в выборе наиболее укрытых мест расположения материальной части;
б) в применении искусственной маскировки;
в) в отрывке укрытий для личного состава и материальной части от авиации противника;
г) в устройстве выходов материальной части из оврагов и балок.
2. Подготовка путей от выжидательных районов до исходных позиций состоит: в инженерной разведке путей (выбор наиболее скрытых маршрутов, установление труднопроходимых участков на них), в искусственной маскировке наиболее открытых участков маршрутов и в облегчении движения материальной части на труднопроходимых участках маршрутов.
3. Разведка и инженерное оборудование исходных позиций заключаются:
а) в выборе укрытых мест расположения танков и сопровождающих их войск;
б) в применении искусственной маскировки;
в) в фортификационном оборудовании (командные пункты, огневые позиции для танков, укрытия и т. д.);
г) в устройстве выходов материальной части из укрытий;
д) в устройстве противотанковых заграждений.
Работа по инженерному оборудованию выжидательных районов и исходных позиций производится силами самих частей (соединений) под руководством саперов. Установку противотанковых мин производят только саперы.
4. На подходе к переднему краю обороны противника инженерное обеспечение танков будет заключаться:
а) в прокладке колонных путей по намеченным инженерной разведкой маршрутам к переднему краю обороны противника;
б) в заготовке инженерных средств для преодоления полосы препятствий и заграждений на переднем крае и в глубине обороны противника;
в) в организации инженерной разведки переднего края обороны противника и подступов к нему;
г) в распределении саперов на период боя.
Получив боевую задачу, командиры танковых подразделений совместно с саперными командирами производят разведку переднего края обороны противника и подступов к нему.
Инженерная разведка обычно ведется под прикрытием специально выделенных огневых средств.
В задачу разведки входит: определение местности, выявление характера естественных препятствий, выявление системы противотанковой обороны, определение наиболее танкодоступных мест и направлений.
Снаряжение инженерной разведки должно состоять из шанцевого инструмента, ножниц для резки проволоки, 3-калограммовых зарядов ВВ, ручных гранат, миноискателей, щупов, компасов, часов, биноклей, электрических фонарей (ночью), кошек с тросом или веревкой длиной 50 м, флажков из красной материи, карты (схемы), записных книжек и карандашей.
Для облегчения выполнения боевой задачи танков командир танковой части (соединения) должен принять все меры к тому, чтобы собрать и использовать данные разведки общевойскового соединения, в полосе которого действуют танки.
Если предстоит ночная атака, разведка производится днем и пути к переднему краю обороны противника должны быть обозначены ясно видимыми ночью ориентирами.
5. С началом наступления танков инженерная разведка должна вестись еще более активно. Она производится саперами сопровождения передовых танковых подразделений, группами саперов в 2-3 человека, посаженными в танки или бронеприцепы.
Для обеспечения продвижения танков в глубине обороны противника на каждый танковый батальон должна выделяться группа разграждения и блокировки огневых точек. В состав группы назначать до взвода саперов. Группы перебрасывать на автомашинах, бронетранспортерах, бронеприцепах или в танках в составе первого эшелона.
Саперы группы разграждения и блокировки ведут непрерывную разведку заграждений и при обнаружении взрывных заграждений или других видов противотанковых препятствий устраивают проходы в них, используя ВВ и другие средства, засекают и разрушают огневые точки или забивают амбразуры.
Группы разграждения действуют в полосе на 300-500 м больше ширины фронта наступления танкового соединения.
Примерное оснащение группы разграждения и блокировки огневых точек: 300-500 кг ВВ, принадлежности для взрывания, 5-10 миноискателей, 10-15 щупов, 4-8 кошек с тросами, шанцевый инструмент, средства преодоления заграждений (фашины, маты и т. д.), средства индивидуальной маскировки, ручные гранаты, земленосные мешки, бутылки с горючей смесью.
Для сопровождения танков второго эшелона выделять подразделения саперов до взвода на каждый батальон танков.
Задачи саперов сопровождения:
а) помощь танкам в преодолении препятствий и заграждений, не обнаруженных группами разграждения;
б) минирование вероятных направлений контратак противника;
в) обеспечение танков заграждениями на сборных пунктах. Эти саперы перебрасываются на специальных транспортерах или в танках, а их имущество на волокушах, буксируемых транспортерами или танками; при отсутствии транспортеров саперы транспортируются на бронеприцепах, буксируемых танками.
Саперы сопровождения работают по указанию командиров танковых подразделений или командиров танков.
Подразделения саперов сопровождения должны быть оснащены следующим имуществом: 100 кг ВВ на каждую группу, принадлежностями для взрывания, миноискателями, щупами, кошками, противотанковыми и противопехотными минами.
Проходы в заграждениях устраивать с помощью ВВ или специально возимых, подготовленных заранее подручных средств (фашины, жердевые маты и т. п.), минирование производить вразброс вручную или с танков.
Обнаружение мин производить согласно существующим инструкциям по разведке и преодолению минных заграждений.
Проходы в естественных и искусственных крутостях обеспечиваются взрывами группы наружных (по возможности врезанных в грунт) удлиненных или сосредоточенных зарядов ВВ весом 3-5 кг. Проходы в лесных засеках и завалах расчищаются взрывами удлиненных или сосредоточенных зарядов весом 15-20 кг с последующим растаскиванием деревьев кошками.
Проходы в минных полях должны быть сделаны шириной не менее 10 м и обозначены заметными указателями (флажками и т. п.).
Проходы в противотанковых рвах, эскарпах и контрэскарпах образуются забрасыванием их фашинами или обрушением крутостей взрывом наружных сосредоточенных зарядов ВВ весом 25-40 кг, уложенных на расстоянии не более 2-2.5 м один от другого. Взрыв зарядов производить одновременно с помощью детонирующего шнура.
Проходы в минных полях могут быть образованы также взрывами сосредоточенных зарядов весом 5 кг, помещенных на высоте до 0.5 м от поверхности мин. В результате такого взрыва будет получен проход шириной и длиной 8 м. В противопехотном минном поле проход может быть образован взрывом сетки детонирующего шнура с ячейками 20 X 20 см. Взрыв такой сетки обеспечивает необходимое давление на мину.
В случае использования танков в качестве огневых точек саперы прикрывают их позиции противотанковыми и противопехотными минными заграждениями и управляемыми минами.
Руководство саперами инженерный начальник осуществляет средствами связи танкового начальника.
Для маневра заграждениями во время боя танков в глубине обороны противника в распоряжении инженерного начальника должен находиться саперный резерв с противотанковыми средствами.
В задачи саперного резерва входит:
а) помощь саперам сопровождения в устройстве и расширении проходов в заграждениях противника, обнаруженных в процессе боя, ликвидация сохранившихся ДЗОТ и ДОТ;
б) сборочный ремонт мостов и гатей, засыпка или обрушение воронок, улучшение маршрута на направлении движения основной массы танков;
в) производство взрывов дорожных сооружений, минирование и порча дорог в дефиле для задержки отступающего противника или его подходящих к полю боя резервов;
г) прикрытие заграждениями пункта сбора танкового соединения (части);
д) прикрытие заграждениями стыков и флангов. Командир саперного резерва должен находиться при командире танкового соединения (части) и использовать резерв саперов по его указанию или по личной инициативе.
6. При продвижении танков в тылу противника инженерные части выполняют следующие задачи:
а) ведут инженерную разведку;
б) обеспечивают развертывание танков;
в) разрушают и минируют мосты и дороги за собой, устанавливают мины замедленного действия на разные сроки, создают полосы и очаги заграждения, уничтожают оставленные важные объекты;
г) устраивают заграждения и проходы, исправляют дороги и восстанавливают мосты на путях отхода;
д) обеспечивают боковые отряды (противодействуют параллельному преследованию), разрушают и минируют мосты на параллельных путях отхода;
е) проводят маскировочные мероприятия: выбор наиболее скрытых маршрутов, применение дымовых завес, дезориентация противника имитацией движения танков по различным направлениям;
ж) осуществляют контроль за соблюдением войсками маскировочной дисциплины.
7. В маскировке войсковых частей при их передвижении и на стоянках инженерные начальники должны следить за выполнением следующих основных требований:
1. Движение по возможности должно совершаться ночью с безусловным применением светомаскировки и по существующим дорогам, укрытым путям, лощинам, лесным дорогам.
2. Направление колонн должно быть организовано по нескольким дорогам.
3. На открытой местности движение должно производиться бросками от одного укрытия к другому.
4. Выбор районов сосредоточения танков производится на местности с естественными укрытиями или изобилующей предметами, постройками.
5. Практиковать постановку дымовых завес, вертикальных масок, ложные сосредоточения танков с полной фиксацией их деятельности.
6. Материальная часть должна иметь маскирующую под данную местность окраску и быть обеспечена маскировочными сетями и покрытиями.

Начальник инженерных войск
6-й гвардейской танковой армии
(подпись)

Начальник штаба инженерных войск
6-й гвардейской танковой армии
(подпись)

№ 0114
26.4 1943 г.