Приказ войскам 4-й ударной армии № 001788 об основных недочетах в действиях войск в Ржевско-Сычевской наступательной операции и задачах по боевой подготовке войск (10.12.42 г.)

image_pdfimage_print

Приказ
войскам 4-й ударной армии
№ 001788
об основных недочетах
в действиях войск
в Ржевско-Сычевской
наступательной операции
и задачах
по боевой подготовке войск
(10.12.42 г.)


ПРИКАЗ
ВОЙСКАМ 4-й УДАРНОЙ АРМИИ КАЛИНИНСКОГО ФРОНТА
№ 001788

10 декабря 1942 г. Действующая армия

          Опыт наступательных боев подразделений 332-й и 358-й стрелковых дивизий показал низкую степень боевой подготовки в тактической выучки подразделений этих дивизий.
          Некоторые подразделения пехоты действовали неуправляемой толпой. Боевых порядков на поле боя не было, маневр отсутствовал.
          Противник был основательно подавлен огнем артиллерии и РС, однако пехота не использовала этого, а командиры не сумели ее поднять для броска в атаку. Пехотные подразделения часами лежали под огнем противника и только минутами передвигались и поэтому несли излишние потери.
          Наступающие стрелковые подразделения из-за неумения и боязни подвергнуть себя огневому нападению со стороны противника не вели минометного, пулеметного, автоматного и залпового ружейного огня.
          Самоокапывание на поле боя не применялось. Преодолению проволочных заграждений пехота не обучена.
          Организованное накануне управление (связь) и взаимодействие пехоты с началом боя нарушилось и до конца его не восстанавливалось. Ни одной цели командиры стрелковых подразделений в ходе боя не указали, их выбирала и поражала артиллерия.
          Дублирующие средства связи в бою не применялись. Командиры батальонов и рот, потеряв связь с подразделениями, теряли представление о ходе боевых действий и влияние на ход боя. Некоторые командиры батальонов и рот пытались управлять из блиндажей в значительном отрыве от наступающих подразделений.
          Боевая разведка и наблюдение за противником в бою совершенно не велись, и подразделения наступали вслепую.
          Не лучше результаты боевой подготовки и в остальных дивизиях.
          Все это есть следствие:
          а) Крайне низкой тактической подготовки значительной части командиров стрелковых рот и батальонов и совершенно недостаточного руководства этой подготовкой со стороны командиров полков и дивизий. Командир стрелковой роты, батальона с такой низкой подготовкой не может обучить свои подразделения, как того требуют приказы.
          б) Ослабления требовательности среднего и старшего командного состава, его недостаточной настойчивости и напористости при выполнении поставленных задач. Как видно, боевая подготовка проходила без напряжения и поэтому без должных результатов.
          в) Низкого уровня моральных качеств некоторых командиров взводов, рот и батальонов, их воли, смелости, решительности и распорядительности в бою. Воспитание и развитие этих качеств командира еще не вошло в систему боевой и политической подготовки.
          Командирская учеба, от которой в основном зависят боевая подготовка войск и судьба боя, еще не стала главной задачей в руководстве командиров дивизий, полков, осуществляется формально, без необходимой требовательности, и поэтому не дает должных результатов. Командиры рот и батальонов растут медленно и не обучают по-настоящему войска.
          Несколько выше подготовка начальствующего состава и подразделений в артиллерии, но и здесь имеется ряд существенных недостатков.
          Главнейшие из них:
          1. Маршевая подготовка и мобильность артиллерия недостаточны.
          2. Вопросы взаимодействия артиллерии с пехотой и танками практически отработаны и усвоены слабо.
          3. Стрелковая артиллерийская подготовка командиров батарей и остального начальствующего состава улучшилась, но не достигла требуемого уровня. Данные для стрельбы подготавливаются медленно. Совершенно недостаточно уделяется внимания стрельбе по измеренным отклонениям и стрельбе с полной подготовкой данных.
          Недостаточно отработаны планирование огня и техника управления массированным огнем артиллерии.
          В подготовке командного состава и подразделений в танковых частях не отработаны:
          а) Разведка подступов к переднему краю и переднего края обороны противника.
          б) Темпы движения танков в период атаки переднего края обороны противника.
          в) Подготовка экипажей к ведению огня танков с хода на боевых скоростях.
          г) Взаимодействие танков между собой, а также с пехотой и артиллерией в бою.
          За неумение и ошибки командиров войска расплачиваются излишней кровью; ответственность за это несут не только командиры рот, батальонов, но и командиры полков, дивизий и бригад.
          Многомесячная оборона понизила мобильность войск и командиров. Поэтому основной практической целью боевой и политической подготовки поставить: в кратчайший срок научить войска стремительно наступать на врага, прорывать любую оборону, окружать, полностью уничтожать противника и закреплять захваченные рубежи, как того требуют приказы НКО СССР за № 130 от 1 мая 1942 года, № 306 от 8 октября 1942 года, № 325 от 16 октября 1942 года и ВОЕННОГО СОВЕТА КАЛИНИНСКОГО ФРОНТА № 090 и № 091.
          В соответствии с этой целью
          ПРИКАЗЫВАЮ:
          1. В течение декабря и января отработать:

А. С рядовым и младшим начальствующим составом пехоты

          а) Построение и маневрирование боевых порядков при наступлении в соответствии с указаниями приказа НКО № 306 от 8 октября 1942 года.
          б) Перебежки, переползания, технику преодоления минных полей, проволочных заграждений и других препятствий.
          в) Взаимодействие движения с огнем при наступлении и атаке.
          г) Меткий залповый огонь.
          д) Стремительные броски в атаку.
          е) Гранатный и штыковой бой в окопах, траншеях и ходах сообщения.
          ж) Приемы блокирования, штурма и захвата ДЗОТ.
          з) Закрепление захваченных рубежей, отражение контратак и преследование противника.
          и) По огневой подготовке: полностью овладеть присвоенным оружием; сдать зачет по первому и второму упражнениям (зачет принять от стрелковых взводов командиру батальона); отработать третье упражнение начальных стрельб из всех видов оружия и залповый огонь пехоты; развивать и совершенствовать подготовку снайперов.
          На всех занятиях и учениях рядового и младшего начальствующего состава требовать и достигать стремительности и мобильности бойцов и подразделений, доводя эту стремительность и мобильность до автоматизма.
          Чем больше пота на ученье, тем меньше крови в бою. На каждом занятии и учении с жесткой требовательностью и настойчивостью добиваться выполнения поставленных на учении задач. Прерывать и повторять учение, если на нем не отработаны поставленные задачи.

Б. С командным, начальствующим и политическим составом
всех родов войск (средним и старшим) отработать

          а) Организацию наступательного боя.
          б) Управление подразделениями, частями и соединениями в наступательном бою.
          в) Взаимодействие родов войск при наступлении, а также и при развитии боя в глубине.
          г) Организацию закрепления захваченных позиций и рубежей.
          д) Боевое и материальное обеспечение наступательного боя.
          2. Командирскую подготовку проводить главным образом на сборах и на учениях с войсками.
          На всех сборах, кроме тактических занятий, должны обязательно проводиться:
          – инструкторско-методические занятия по строевой и физической подготовке, по штыковому бою и преодолению препятствий (штурмового городка);
          – зачеты по материальной части стрелкового оружия;
          – показные занятия по технике (танки, артиллерия и пр.), по наступлению мелких подразделений в зимних условиях и по закреплению захваченного рубежа.
          В целях наилучшей и совместной отработки вопросов взаимодействия пехоты с артиллерией и танками артиллерийские и танковые части прикрепить к общевойсковым соединениям.
          Каждый сбор командиров рот и батальонов должен подготавливать их к очередным отрядным учениям.
          На сборах добиваться твердой дисциплины, строгого воинского порядка и воспитывать высокую требовательность командного состава.
          Руководитель сбора обязан проверить внешний вид и подтянутость всех прибывающих на учебу командиров. Неряшливых и неподтянутых не допускать к занятиям, накладывать на них дисциплинарные взыскания, приводить их в порядок и только после этого разрешить им участвовать на занятиях.

В. С артиллерийскими частями

          а) Повысить мобильность артиллерии и ее маршевую готовность для наступательных действий в условиях зимы, глубоких снегов и бездорожья.
          б) Добиться четкого взаимодействия артиллерии с пехотой и танками на всех этапах наступательного боя.
          в) Повысить артиллерийскую стрелковую подготовку начальствующего состава, в первую очередь командиров батарей и передовых артиллерийских наблюдателей, и твердо овладеть методами планирования огня и управления массированным огнем артиллерия в звене дивизион – полк.
          г) Отработать первое упражнение начальных стрельб из всех видов стрелкового оружия.
          Развивать и совершенствовать подготовку штурмовых и снайперских орудий.
          д) Продолжать подготовку по своей специальности начальствующему составу, штабам и подразделениям.

Г. С танковыми частями

          а) Отработать разведку направления атак, подступов к переднему краю и переднего края обороны противника в условиях снежного покрова.
          б) Довести темп движения танков в атаку до 12-15 км в час.
          в) Научить экипажи вести прицельный пушечный и пулеметный огонь с хода на боевых скоростях.
          г) Отработать взаимодействие танков между собой, с пехотой и артиллерией в бою.
          д) Научить экипажи преодолевать снежный покров, определяя по складкам местности ее проходимость.
          3. Боевую и политическую подготовку войск проводить главным образом во вторых эшелонах полков и дивизий, на боевых участках, где нет соприкосновения с противником, и во вторых эшелонах батальонов, кроме того, в резервных частях и соединениях – со всеми подразделениями.
          В течение декабря и января отработать с войсками наступление и атаку стрелковой роты (эскадрона, батареи) и батальона (кавалерийского полка и дивизиона).
          Боевую подготовку войск проводить ежедневно с полным напряжением и завершать отработку темы на отрядных учениях.
          В периоды между отрядными учениями отрабатывать действия одиночного бойца, сколачивать и подготавливать отделения, взводы и штурмовые группы по очередной теме отрядного учения.
          Тема может считаться отработанной только тогда, когда командир батальона, полка или дивизии примет ее на отрядном учении. Если тема отработана недостаточно, то принимающему командиру предоставляется право повторить ее на следующем отрядном учении.
          При планировании боевой и политической подготовки исходить из следующего расчета времени:
          – на подготовку стрелковой роты отвести 60% всего времени и на подготовку батальона 40%;
          – продолжительность учебного дня 10 часов;
          – на строевую и физическую подготовку ежедневно отводить 1 час.
          Развернуть и усилить лыжную подготовку командного состава и войск. Ввести ежедневные тренировочные занятия по этому виду подготовки.
          В целях повышения стремительности и мобильности войск один раз в неделю производить броски подразделений на 5-10 км в ограниченное время и добиться 10 км броска в 1 ч. 10 м.
          4. Для проверки хода боевой и политической подготовки установить следующую систему контроля:
          – командир батальона лично и через свой штаб повседневно проверяет подготовку одиночного бойца и подразделений к очередным отрядным учениям;
          – командир полка лично утверждает план и программу сборов, проверяет подготовку, проведение сборов и отрядных учений;
          – командир дивизии организует контроль за подготовкой и проведением отрядных учений, батальонных и полковых сборов и утверждает план и программу сборов.
          Всем поверяющим контролировать и требовать, чтобы на отрядные учения был выведен весь личный состав роты или батальона, за исключением весьма ограниченного наряда.
          Отчеты о сборах представлять по команде, а об отрядных учениях мне – не позднее трех суток после проведения очередного сбора или отрядного учения.
          Всему командному составу иметь в виду, что за плохо подготовленные и проведенные тактические учения несут ответственность не только непосредственные руководители, но и командир, на которого был возложен контроль.
          Начальнику отдела боевой подготовки армии организовать систематический контроль за ходом боевой подготовки, за точным выполнением плана, за ростом подразделений и командного состава.
          5. В целях наибольшего охвата боевой и политической подготовкой всего личного состава подразделений, частей и соединений установить следующий порядок их смены:
          – боевого охранения – через 3-4 дня;
          – стрелковых батальонов 1 эшелона – через 7 дней;
          – стрелковых полков 1 эшелона – через 14 дней.
          6. Во исполнение настоящего приказа командирам дивизий представить мне 13.12.42 г.:
          – план боевой подготовки на декабрь-январь;
          – план смены подразделений и частей.

Командующий войсками
4-й ударной армии
(подпись)

Член Военного Совета
4-й ударной армии
(подпись)

Начальник штаба 4-й ударной армии
(подпись)