Директива командующего войсками Западного фронта № 00242/оп о тактике немецкой авиации и о мероприятиях по борьбе с нею (12 июня 1942 г.)

image_pdfimage_print

Директива
командующего войсками
Западного фронта
№ 00242/оп
о тактике немецкой авиации
и о мероприятиях по борьбе с нею
(12 июня 1942 г.)


Сов. секретно

Копия:

КОМАНДУЮЩИМ АРМИЯМИ
НАЧАЛЬНИКУ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ

I. Опытом наших боев против немцев установлены следующие приемы и особенности действий немецко-фашистских военно-воздушных сил против наших наземных войск и авиации.
а) Противник, широко применяя маневр аэродромами, скрытно сосредоточивает на отдельных аэродромах на период не более суток до 150-200 самолетов. На этих аэродромах противник всегда хорошо организует противовоздушную оборону всеми средствами. При действии авиации в наступлении и обороне противник целеустремленно сосредоточивает удары основными силами в решающем пункте на узком фронте, применяя в большой массе пикирующие бомбардировщики Ю-87 и Ю-88 с непрерывным прикрытием их в районе их действия.
Выполнив задачу поддержки войск в операции, противник, как правило, все усилия сосредоточивает на запрещении подхода и ввода наших резервов в бой, разрушая пути сообщения, мосты и переправы.
Действия в этих случаях не носят характера сосредоточенного удара по одной цели, а распределяются по ряду целей небольшими группами бомбардировщиков.
б) Опыт воздушных боев показывает, что противник, вступая в воздушный бой, вводит истребительные группы эшелонировано, постепенно наращивая усилия. Во всех случаях противник имеет на большой высоте группу истребителей, ведомых хорошо подготовленными летчиками. Тактику воздушного боя противник непрерывно совершенствует, применяя за последнее время в большей степени вертикальный маневр («Удар в живот»).
в) Вводя в воздушный бой последовательно несколько групп и нанося эшелонированные удары по наземным войскам, противник изматывает истребителями наше прикрытие и тем самым создает условия для успешного действия последующей группы.
г) Использование воздушной маскировки (солнце, облачность) – особенность действий авиации противника во всех видах боя.
Для удара по нашим аэродромам противник использует разведку в хвост с вызовом бомбардировщиков по радио.
II. Командующему 1-й воздушной армией при организации боевых действий авиации руководствоваться следующими основными положениями:
1. Авиацию применять целеустремленно и, как правило, массированно, сосредоточивая ее усилия на узком фронте. При этом добиваться создания превосходства над противником путем быстрого сосредоточения на решающем направлении основной массы авиации посредством маневра в воздухе и маневра по аэродромам. Ни в коем случае не допускать распыления усилий авиации по мелким целям на широком фронте.
2. Каждую воздушную операцию начинать только после тщательной подготовки и обеспечения во всех отношениях. Одновременно держать авиацию в полной готовности на случай необходимости немедленного нанесения сосредоточенного удара по противнику в зависимости от обстановки. Для этой цели следует глубоко продумать вопрос дислокации авиации по аэродромам.
Аэродромная сеть и сеть связи должны быть подготовлены так, чтобы обеспечить маневр и сбор над целью авиационных соединений и частей.
3. Каждой воздушной операции должна предшествовать тщательная и целеустремленная разведка целей, как воздушная (визуальная и фоторазведка), так и наземная, проводимая совместно с общевойсковыми начальниками и их штабами.
Боевому вылету авиации, как правило, должна предшествовать доразведка цели «на себя» с последующим вызовом по радио групп бомбардировщиков, штурмовиков или истребителей.
4. В наступательных операциях план боевого использования авиации должен разрабатываться по указаниям начальника штаба фронта штабом соответствующей армии и штабом воздушной армии на всю глубину операции. План должен быть составлен в виде плановой таблицы. Командирам авиационных и стрелковых дивизий должны заблаговременно выдаваться выписки из общей плановой таблицы боевых действии авиации, касающиеся их действий и устанавливающие порядок взаимодействия.
На командном пункте командующего армией обязательно иметь ответственного представителя штаба воздушной армии с радиостанцией, с правом в особых случаях по требованию командующего армией перенацеливать средствами радиосигнализации действия авиации на появившуюся новую цель.
5. В оборонительных операциях вызов авиации для боевых действий производить по моим указаниям (личным или через начальника штаба фронта).
Командиры и штабы авиационных соединений должны теперь же отлично изучить начертание основных и тыловых оборонительных рубежей фронта, а также передний край и глубину обороны противника.
При получении задачи по отражению атаки противника или на контрудар по противнику совместно с армейскими или фронтовыми резервами в соответствующий общевойсковой штаб должен на самолете командироваться ответственный представитель штаба воздушной армии для непосредственной организация взаимодействия воздушных и наземных частей и управления боевыми действиями авиации в динамике контрудара.
Распоряжением начальника штаба фронта и начальника штаба 1-й воздушной армии разработать таблицу основных радиосигналов взаимодействия между авиацией и соединениями фронтовых и армейских резервов.
При организации контрудара по воздушному противнику иметь в виду, что противник, как правило, сопровождает свои бомбардировщики истребителями. Поэтому должно быть обеспечено:
а) быстрое сосредоточение наших истребителей в угрожаемый район;
б) эшелонированное использование истребителей с тем, чтобы первым эшелоном сковать истребителей противника, а вторым – нанести удар по его бомбардировщикам; в этом случае иметь обязательный резерв истребителей для выполнения быстрого контрманевра на случай нового внезапного воздушного маневра противника.
6. Управление авиацией производить, как правило, путем коротких радиосигналов, таблицы которых заблаговременно составить и довести до командования авиационных соединений и частей. При совместной разработке операции с общевойсковыми начальниками составлять общую таблицу радиосигналов для вызова авиации, запрещения полета, изменений цели и пр.
7. В целях предохранения авиации от внезапных ударов воздушного противника практиковать маневр – перелеты авиации на другие аэродромы и посадочные площадки перед наступлением темноты и в предрассветное время, а также увеличить количество ложных аэродромов. Авиацию в кратчайший срок перебазировать на глубинные аэродромы и посадочные площадки, всемерно ускорив окончание их оборудования.
8. Непрерывно следить за сосредоточением авиации противника и его аэродромами. Для уничтожения самолетов противника на его аэродромах иметь наготове заранее подготовленные группы. С личным составом этих групп должен быть обстоятельно проработан план и порядок удара по аэродромам противника.
Действия этих групп прикрывать специальными группами обеспечения, держа их все время выше остальных групп; в группы обеспечения назначать лучших летчиков.
Уничтожение авиации противника на ее аэродромах считать одной из первоочередных задач 1-й воздушной армии.
Всемерно и постоянно совершенствовать и развивать тактику воздушного боя.
9. Каждое боевое задание должно быть предварительно проиграно на картах и ящике с песком всеми летчиками под руководством старшего авиационного начальника, ставящего боевую задачу. При недостатке времени проигрыш должен носить форму краткой летучки. Авиационные начальники всех степеней должны после постановки боевой задачи детально проверить, поняты ли задача, порядок и техника ее выполнения их подчиненными.
III. Командующие армиями для обеспечения правильного боевого использования и бесперебойного взаимодействия с поддерживающей авиацией должны:
1. Обеспечить четкую постановку авиации конкретных и ясных задач по местности, объектам действий и времени, на всю глубину операции. Не допускать использования авиации по целям, которые могут быть подавлены наземными огневыми средствами.
2. Детально организовать по карте и на местности взаимодействие авиации и наземных войск. Для этой цели командиры поддерживающих авиационных соединений и частей должны своевременно вызываться на командный пункт командующего армией, после чего совместно с командирами стрелковых дивизий и танковых бригад должны под непосредственным руководством командующего армией проиграть свои предстоящие действия и получить все указания по взаимодействию.
3. Составить совместно со старшим авиационным начальником плановую таблицу боевого использования авиации, увязав ее действия по объектам и времени с действиями наземных войск. При проработке особое внимание обращать на тщательную отработку взаимодействия с артиллерией и распределение целей.
4. Обеспечить разработку и усвоение наземными войсками и поддерживающей авиацией сигналов взаимодействия на данную операцию.
5. Обеспечить заблаговременное подавление артиллерией зенитных средств противника, прикрывающих его боевые порядки, для чего постоянно вести разведку.
6. Обеспечить своевременное выкладывание условных опознавательных знаков своими войсками.
7. Обеспечить соответствующими сигналами, подаваемыми с земли, целеуказания для поддерживающей авиации в ходе боя по наземным и воздушным целям, для чего выделить специальных людей, подготовленных для этой цели.
8. Не допускать дерганья поддерживающей авиации и производства ею неподготовленных вылетов.
9. Обеспечить прямую связь (радио, проводную) с командным пунктом командующего воздушной армией.
10. Противовоздушную оборону организовать с использованием всех средств наземных войск вплоть до противотанковых ружей.
Потребовать от войск полного применения своих огневых средств против воздушного противника, так как стрелковое оружие по снижающимся самолетам противника является действительным средством противовоздушной обороны.
11. За организацию взаимодействия наземных войск с авиацией в первую очередь несут ответственность начальники общевойсковых штабов.

Командующий войсками
Западного фронта
(подпись)

Член Военного Совета
Западного фронта
(подпись)

Начальник штаба
Западного фронта
(подпись)

№ 00242/оп
12.6 1942 г.
Ф. 353, о. 5172сс, д. 1, л. 12-16.