Справочник по военно-инженерному делу

image_pdfimage_print

 

III. ПЕРЕПРАВЫ И МОСТЫ

1. Инженерная разведка реки

Цель инженерной разведки реки — определить возможность организации переправы или постройки моста.

Разведка устанавливает:

1. Ширину реки, глубину, скорость и особенности течения, характер грунта дна и берегов.
2. Режим реки, характер долины и берегов.
3. Удобные подступы к реке, условия и возможности маскировки исходных линий, районов и пунктов переправы.
4. Наличие местных переправочных средств и материалов.
5. Наиболее удобные районы главной, второстепенной и демонстративной переправы.
6. Пункты переправы, места сосредоточения переправочного имущества, исходные линии.
7. Состояние дорог и направление колонных путей.
8. Возможность и условия организации непосредственного охранения.

При постройке моста инженерная разведка должна собрать данные для выбора типа моста, для расчета и определения потребности в материалах.

О6ъекты и способы разведки

Определение ширины реки геометрическим глазомерным способом (рис. 1).

АB:DE=BC:CD, следовательно AB=DE*BC/CD

Определение ширины реки угломером (рис. 2)

Выбрать точку А и забить кол. На противоположном берегу заметить предмет.
Визировать прибором из точки А на В. Закрепить винт лимба, освободить винт зрительной трубы и повернуть ее на 90°; в створе визирной линии поставить веху С.
Перенести прибор в точку С и определить угол АСВ.
Измерить базис АС (мерной цепью или лентой).
Искомая величина АВ=АС*tg АСВ

Определение ширины реки саперным дальномером

Избрав точку стояния и видимый предмет на противоположном берегу, навести дальномер на этот предмет.

Предмет будет виден, как два опрокинутых друг к другу изображения. Два изображения совмещаются вращением измерительного валика. После этого взять отсчет с валика.

Точность измерения при дистанции 500 м равна 0,006 — 0,008 этой дистанции. Время 1—1,5 мин. Работу можно производить лежа.

Определение, глубины реки (рис.3)

Измерить глубину реки шестом, багром с делениями или лотом со шнуром через каждые 4 м (два раза туда и обратно).

За окончательные отметки принять средние отсчеты глубины.

Вычертить поперечный профиль.

Очертание дна а1, b1, с1 и т.д. — подводный периметр. Водная площадь, ограниченная линией an и подводным периметром, называется живым сечением реки.

Примечание. При вычерчивании профиля вертикальный масштаб берется в 5—10 раз крупнее горизонтального.

Определение грунта дна

Применяется шест (багор) или лот с конусообразным отверстием. Дно и внутренняя поверхность лота смазываются салом для забора грунта.

Скорость течения реки

Слабое — до 0,5 м/сек.
Среднее — свыше 0,5 и до 1 м/сек.
Быстрое — от 1 до 2 м/сек.
Весьма быстрое — свыше 2 м/сек.

Скорость течения определяется по формуле

V=z/s,

V — скорость течения, м/сек,
Z — длина базиса, м;
s — промежуток времени в секундах на прохождение поплавка от одного створа до другого.

Скорость течения можно определить специальным прибором — гидроспидометром.

Отыскание бродов

Брод отыскивается промером. Приметами нахождения бродов служат подходящие к урезу воды дороги, колеи и тропы, рябь на поверхности воды.

Допускаемая глубина:

для пехоты—1 м;
для артиллерии и конного обоза—0,7 м,
для гусеничных тягачей и автомобилей—0,3 м;
для конницы—1,2 м.

При весьма быстром течении (на горных реках) переправа конников вброд возможна при глубине по брюхо лошади, вьючных коней—до скакательного сустава.

Определение толщины льда

Применяется мерная рейка Г-образной формы. Во льду пробивается отверстие (пешней, ломом), куда опускается рейка „глаголем» вниз.

Допускаемая толщина льда:

при переправе бойцов по одному—4 см;
при движении бойцов в колонне по четыре—10 см;
при движении пехоты в любых строях—15 см;
при движении груженых повозок и полковой артиллерии (только с коренным уносом)—15 см;
при движении средних и тяжелых грузов на дистанции 40 м-30-50 см.

Для тяжелых грузов обычно требуется усиление льда.

В результате инженерной разведки составляется схема — донесение.

2. Грузоподъемность подручных материалов и местных средств

Грузоподъемность подручных средств определяется фактической проверкой путем загрузки. Для ориентировочных расчетов можно пользоваться следующей таблицей.

Наименование средств

Грузоподъемность и ее определение

Полусухое дерево

Расчетная грузоподъемность 1 м3 дерева равна 300 кг. Для определения грузоподъемности дерева его объем в м3 умножается на 300

Сухая солома

Грузоподъемность 1 кг соломы, изолированной от воды водонепроницаемой тканью, 2—3 кг. При непосредственном погружении в воду связанная солома через 4 часа теряет 70% грузоподъемности

Бочки, осмоленные ящики, бидоны

Грузоподъемность бочек, ящиков и бидонов теоретически принимается как произведение наружного объема в м3 на 1000 кг (вес 1 м3 воды за вычетом веса предмета). Практическая грузоподъемность определяется проверкой путем загрузки

Лодки, дубки, каюки, баржи

Разница между объемом воды, вытесняемой нагруженным судном при погружении до ватерлинии, и объемом воды, вытесняемой незагруженным судном, умножается на вес воды в единице объема

Q=(V-v)q

Q — грузоподъемность судна;
V—объем воды, вытесняемой нагруженным судном;
v — объем роды, вытесняемой ненагруженным судном;
q — вес воды.

В качестве индивидуальных средств переправы можно применять:

а) плотики из досок, жердей и бревен;
б) бочки, осмоленные ящики, бидоны;
в) солому, сено или камыш, завернутые в полотнище походной палатки или плаща-палатки и обвязанные бечевой;
г) автомобильные камеры и пр.

3. Характеристика табельных переправочных средств

№ по пор.

Наименование переправочных средств

Грузоподъемность кг

Вес кг

Размеры, м

Длина

Ширина

Высота

1

Плавательный костюм ПКТ

80

16

D наружный 0,88

D внутренний 0,40

2

Поплавок ТЗИ

250

7 / 35

2,75

0,50

0,30

3

Малая надувная лодка ЛМН

720

31 / 43

3,20

1,25

0,40

4

Надувная лодка А-3

3600

177 / 350

6,0

2,30

0,85

5

Складная лодка (понтон) НЛП

5000

450

7,15

1,90

0,85

6

Носовой полупонтон Н2П

6100

950

5,30

2,20

1,05

7

Средний полупонтон Н2П

6500

1050

5,46

2,20

1,05

8

Нормальный понтон Н2П

12200

1900

10,60

2,20

1,05

9

Полуторный понтон Н2П

18700

2950

16,06

2,20

1,05

Грузоподъемность полупонтонов и понтонов Н2П принята для моста. Для отдельного понтона или парома полезная грузоподъемность полупонтона равна 3300 кг.

Вес ЛМН и А-3 отмечен числителем — неснаряженных, знаменателем—в снаряженном виде, складной лодки (понтона) НЛП — без предметов снаряжения.

Размеры складной лодки (понтона) — в рабочем положении в сложенном виде (7,52 х 1,95 х 0,25).

Кроме перечисленных средств для переправы могут применяться деревянные лодки (СДЛ), изготовляемые саперными частями. Данные: грузоподъемность 2000 кг, вес 300 кг, длина 6,80 м, ширина 1,50 м, высота 0,48 м. Время изготовления — 60 рабочих часов со средствами механизации (электрифицированный инструмент).

4. Нагрузки лодок и понтонов и нормы времени на их подготовку к переправе

№ по пор.

Наименование переправочных средств

Нагрузки

Расчеты и нормы времени

Число сапер, понтонер или стрелков

Минут

1

Малая надувная лодка ЛМН

4 бойца и станковый пулемет или 5 бойцов с винтовками и ручным пулеметом

2

5

2

Саперная деревянная лодка СДЛ

Стрелковое отделение

2

2

3

Надувная лодка А-3

Два стрелковых отделения (20 бойцов) и расчет гребцов

Отделение

7

4

Складная лодка (понтон) НЛП

Два стрелковых отделения (25 бойцов) и расчет гребцов

Отделение

3

5

Нормальный понтон Н2П

Стрелковый взвод (50 бойцов) и расчет понтонер

Отделение

12

6

Полуторный понтон Н2П

75 бойцов и расчет понтонер

1/ 12*

15

7

Понтон Н2П под грузы

Орудие с передком до 2,5 т или танкетка

Отделение

12

* Числителем показано количество комсостава, знаменателем — рядовых сапер. То же и в последующих таблицах.

На лодке А-3, снабженной мотором, размещаются 28 бойцов при двух саперах.

При весьма быстром течении реки число бойцов десанта уменьшается на 0,25—0,30 по сравнению с обычной нормой.

Понтоны из Н2П в качестве десантного средства применяются лишь в отдельных случаях, в частности — на широких водных преградах. Время снаряжения понтонов Н2П показано с момента подхода понтонной машины к реке.

5. Нагрузки плотиков из ТЗИ и нормы времени на их подготовку

№ по пор.

Наименование переправочных средств

Нагрузки

Расчеты и нормы времени

Число стрелков

Минут

1

Плотик из 4 поплавков

Стрелковое отделение

Отделение

2

2

Плотик из 7 поплавков

76-мм орудие (передок или зарядный ящик)

1/14

10

Из одного комплекта ТЗИ можно собрать; восемь плотиков по четыре поплавка или четыре плотика по семи поплавков.

6. Нагрузки паромов и нормы времени на их подготовку

№ по пор.

Наименование переправочных средств

Нагрузки

Расчеты и нормы времени

Число сапер, понтонер

Минут

1

Паром из 3 лодок ПА-3

Гусеничные грузы до 7 т, колесные — до 3,5 т на ось

Взвод

20

2

Паром из 4 лодок ПА-3

Гусеничные грузы до 10 т, колесные — до 5 т на ось

Взвод

25

3

Паром из 5 лодок ПА-3

Гусеничные грузы до 14 т, колесные — до 7,5 т на ось

Взвод

30

4

Паром из 2 лодок МдПА-3

Гусеничные грузы до 5 т, колесные — до 3 т на ось

Два отделения

15

5

Паром из 3 лодок МдПА-3

Гусеничные грузы до 9 т, колесные — до 5 т на ось

Два отделения

20

6

Паром из 5 лодок МдПА-3

Гусеничные грузы до 14 т, колесные — до 7,5 т на ось

Два отделения

30

7

Паром из 2 лодок (понтонов)НЛП

Гусеничные грузы до 5 т, колесные — до 3 т на ось

Два отделения

15

8

Паром из 3 лодок (понтонов) НЛП

Гусеничные грузы до 9 т, колесные — до 5 т на ось

Два отделения

20

9

Паром из 4 лодок (понтонов) НЛП

Гусеничные грузы до 16 т, колесные — до 7,5 т на ось

Три отделения

25

10

Паром из 2 полуторных понтонов Н2П

Гусеничные грузы до 16 т, колесные — до 10 т на ось

2/24

30

11

Паром из 3 полуторных понтонов Н2П

Гусеничные грузы до 30 т, колесные — до 15 т на ось

3/36

35

12

Паром из 6 полуторных понтонов Н2П

Гусеничные грузы до 60 т, колесные — до 15 т на ось

6/72

55

Можно составить паромы: из двух саперных деревянных лодок (СДЛ) под грузы до 2,5 т, из трех лодок—до 3,5 т.

7. Количество паромов и пристаней, которые можно составить из одного парка

Пункты из табл. 6

ПА-3

МдПА-3

НЛП

Н2П

1, 4, 7

8/3

11/3

14/2

2, 5, 8, 10

6/3

8/3

9/2

8/6

3, 6, 9, 11

3/2

3/2

4/2

5/3

12

2/1

Знаменателем показано количество пристаней. Паромы из МдПА-3, НЛП и Н2П могут служить для наводки мостов и паромной переправы.

8. Скорость переправы на лодках, понтонах и паромах при среднем течении и ширине реки 100 м

На полный кругооборот (рейс) лодки (понтона) и парома требуется времени в минутах:

№ по пор.

Наименование переправочных средств

При переправе

бойцов

Автомобилей, танков

Артиллерии, обозов

1

Лодки, понтоны

5

2

Паромы

10

15

20

При ширине реки 200 м требуется времени для лодок и понтонов в 2 раза, паромов в 1,5 раза больше.

При быстром течении скорость переправы уменьшается в 1,5 раза, весьма быстром — в 2 раза.

9. Ориентировочный расчет переправочных средств для переправы подразделений в один рейс

№ по пор.

Наименование подразделений

ТЗИ

ПА-3 и МдПА-3

НЛП

Н2П

комплекты

лодки

понтоны

1

Стрелковая рота

2

8

7

3

2

Пулеметная рота

2

8

7

3

3

Стрелковый батальон

9

36

32

12

4

Батарея ПТО (на мехтяге)

 

15

15

6

5

76-мм батарея (на мехтяге)

 

24

24

8

6

152-мм батарея (на мехтяге)

 

24

24

8

7

Рот танков

 

30-50

30-50

15-20

Для резерва добавить 1/3 действительных переправочных средств.

Понтоны Н2П, указанные в п.п. 1—3, нормальные, 4—7— полуторные.

10. Мостики из комплекта ТЗИ

№ по пор.

Наименование мостиков

Нагрузки

Длина, м

Нормы наводки

Число бойцов

минут

1

Штурмовой

Бойцы по одному на дистанции 1 м

56

Взвод

15

2

Пешеходный

Бойцы по два, пушки ПТО, двуколки

28

Взвод

15

Время на наводку мостиков указано со сборкой.

Для расчетов можно принимать длину мостиков: штурмового—60 м, пешеходного—30 м. (длина увеличивается за счет

сходней).

11. Мосты из ПА-3, МдПА-3, НЛП и Н2П

№ по пор

Наименование парков и мостов

Нагрузки

Длина, м

Расчеты и нормы времени

Число сапер

минут

 

ПА-3

   

На первые 50 м моста

1

Мост разрезной системы 3-т

Гусеничные грузы до 3 т, колесные — до 2,4 т на ось

124/103

Рота

60/80

При ширине реки больше 50 м на следующие 50 м нужно добавить 30 мин.

2

Мост разрезной системы 7-т

Гусеничные грузы до 7 т, колесные — до 5 т на ось

71/67

Рота

90/110

3

Мост неразрезной системы 9-т

Гусеничные грузы до 9 т, колесные — до 5 т на ось

67/51

Рота

90/110

4

Мост неразрезной системы 14-т

Гусеничные грузы до 14 т, колесные— до 7,5 т yа ось

43/33

Рота

90/110

 

МдПА-3

       

5

Мост шарнирно-консольной системы 5-т

Гусеничные грузы до 5 т, колесные — до 3 т на ось

111/106

Рота

40/60

6

Мост шарнирно консольной системы 9-т

Гусеничные грузы до 9 т, колесные — до 5 т на ось

80/75

Рота

40/60

7

Мост неразрезной системы 14-т

Гусеничные грузы до 14 т, колесные — до 7,5 т на ось

46/36

Рота

45/65

В графе четвертой для ПА-3 и МдПА-3 показаны: числителем длина моста с козловыми пролетами, знаменателем — без козловых пролетов, а в последней графе: числитель — время без разгрузки и подноски имущества, знаменатель — с разгрузкой и подноской на 50 м. При ширине реки больше 50 м на следующие 50 м нужно добавить 20 мин.

 

НЛП

   

На первые 80 м моста

8

Мост шарнирно-консольной системы 5-т

Гусеничные грузы до 5 т, колесные — до 3 т на ось

135

Рота

35

9

Мост шарнирно-консольной системы 9-т

Гусеничные грузы до 9 т, колесные — до 5 т на ось

99

Рота

40

10

Мост шарнирно-консольной системы 14-т

Гусеничные грузы до 14 т, колесные — до 7,5 та на ось

79

Рота

45

11

Мост неразрезной системы 16-т

Гусеничные грузы до 16 т, колесные — до 7,5 т на ось

77

Рота

60

При длине свыше 80 м на каждые 25 м шарнирно-консольного моста добавляется 15 мин., неразрезного—20 мин.

На разгрузку и подноску имущества добавляется 20—30 мин. к общему времени.

 

Н2П

   

На первые 60 м моста

12

Нормальный мост шарнирно-консольной системы

Гусеничные грузы до 16 т, колесные — до 10 т на ось

167

33/264

60/0,5

13

Нормальный мост неразрезной системы

Гусеничные грузы до 20 т, колесные — до 10 т на ось

167

36/288

80/1,5

14

Усиленный мост шарнирно-консольной системы

Гусеничные грузы до 30 т, колесные — до 15 т на ось

106

22/264

110/0,5

15

Усиленный мост неразрезной системы

Гусеничные грузы до 35 т, колесные — до 15 т на ось

108

24/288

160/2

16

Усиленный мост неразрезной системы две ленты движения

Гусеничные грузы до 40 т, колесные — до 15 т на ось

84

25/300

150/2

17

Тяжелый мост неразрезной системы в две ленты движения

Гусеничные грузы до 60 т, колесные — до 15 т на ось

61

22/264

180/2,5

18

Мост на жестких опорах

Гусеничные грузы до 16 т, колесные — до 10 т на ось

45

9/72

90

19

То же

То же, до 24 т

26

9/72

120

Примечание. В графе пятой числителем показан комсостав, в последней графе знаменателем — время в минутах на каждый метр моста свыше 60 м. Нормы наводки мостов из Н2П даны с учетом разгрузки имущества с машин и спуска полупонтонов на воду. Если полупонтон на воде, время уменьшается на 15—20 мин.

12. Основные тактико-технические данные мостовых парков

Состав парков, длина колонн и способы перевозки

№ по пор.

Наименование парков

Количество лодок, понтонов и полупонтонов

Длина колонны парка, км

Способы перевозки парка

1

ПА-3

24

2

64 (68) специальных парных повозки

2

МдПА-3

25

1

88 специальных парных повозок или 24 оборудованных ЗИС-5 или 14 тракторов СТЗ-5 с 36 прицепами

3

НЛП

28

1

30 оборудованных ЗИС-5

4

Н2П

48

3

86 (84) оборудованных автомашин

В ПА-3 тракторы могут быть заменены лошадьми. Вместо автомашин Н2П можно перевозить на тракторах с прицепами.

Средняя скорость движения по мостам из легких переправочных парков

Условия

Системы мостов

Скорость движения, км/ч

Нагрузки моста в пределах 0,50-0,75 допускаемой, расстояние между грузами 20—25 м

Шарнирно-консольная с металлическим или деревянным верхним строением

7-10

Неразрезная с металлическим верхним строением

10-15

Скорость движения по мостам из Н2П определяется по формулам:

для шарнирно-консольной системы С=10 Г/г

неразрезной системы С=15 Г/г

С — скорость движения, км/час;
Г — грузоподъемность моста, т
г — вес груза, т.

Время прохождения по мосту Т=(Д+д)/с

Д — длина колонны, км;
д — длина моста, км
с — скорость движения, км/час.

13. Инженерная разведка мостов

Цель инженерной разведки — установить грузоподъемность, характер и объем работ по ремонту, восстановлению и усилению мостов.

Разведка устанавливает:

1. Длину и ширину моста (полную и проезжей части).
2. Состояние и размеры опор, расстояние между сваями, величину пролетов.
3. Состояние и размеры насадок.
4. Состояние и размеры прогонов, расстояние между ними.
5. Состояние и толщину настила.
6. Грузоподъемность моста.
7. Возможные способы ремонта и усиления моста.
8. Наличие, местонахождение, количество и размеры материалов.

К донесению прилагается простейшая схема моста.

14. Нагрузки военных мостов

Гусеничные грузы

Класс нагрузки (моста)

Размеры танка (трактора), м

Вес, т

Длина хода

Полная ширина

Н1

3-4

2-2,5

6-8

Н2

3-4

2-2,5

14-16

Н2

4-5

2,5-3

22-24

Н3

4-5

3

30

Н4

4-5

3

45

Колесные грузы (орудия)

Класс нагрузки (моста)

Ширина хода, м

Давление оси, т

Н1

0,9-1,2

1

Н1

1,4

4

Н2

0,9-1,2

4

Н2

1,2-1,4

6

Н3

0,9

6

Н3

1,2-1,7

8

Н4

1,4-1,7

10

Н4

1,7

12

Колесные грузы (автомобили)

Класс нагрузки (моста)

Полный вес т

Наибольшее давление оси, т

Наименование автомобиля

Н1

1,38

0,81

ГАЗ-А (легковой)

Н1

3,30

2,31

ГАЗ-АА (1,5-т)

Н1

5,34

4,01

АМО-3

Н1

6,10

2,4х2

ЗИС-6

Н2

9,47

7,01

Я-5

Н3

13,43

5,67х2

ЯГ-10

15. Потребность в материалах на 1 пог. м моста

Для ориентировочных расчетов материалов при постройке моста, включая опоры, можно пользоваться следующей таблицей:

Класс моста

Объем, м3

Вес, т

Поковки, кг

бревна

доски

сырой

полусухой

Н1

1,1

0,5

1,0

0,9

12

Н2

1,2

0,6

1,1

1,0

14

Н3

1,5

0,65

1,3

1,2

16

Н4

1,6

0,7

1,4

1,3

18

Перевод объема лесоматериалов в вес производится на основе следующих расчетных данных:

Породы

Объемный вес древесины, кг/м3

сырой

полусухой

воздушно-сухой

Сосна

600

550

500

Ель

550

500

450

Дуб

800

750

700

16. Ремонт мостов (поспешный)

Класс мостов

Успех саперной роты, пог.м в 10-час.день при ремонте

малом

среднем

капитальном

Вручную

со средствами механизации

вручную

со средствами механизации

вручную

со средствами механизации

Н1

100

200

75

150

50

100

Н2

80

160

60

120

40

80

Н3

60

120

45

90

30

60

Н4

40

80

30

60

20

40

Малый ремонт — замена материала в пределах 10%.
Средний ремонт — замена материала до 20%.
Капитальный ремонт — замена материала до 30%.

Если замена материала превышает 30°/о, то в этом случае производится восстановление моста.

Успех восстановления мостов от 50 до 75°/д успеха капитального ремонта.

Потребность в материалах на ремонт мостов исчисляется по табл. 15.

Для приравнивания гражданских мостов к военным (по нагрузкам) можно пользоваться следующей таблицей:

Нагрузки Гушосдор НКВД

Нагрузки военные

Н6

Н1

Н8

Н2

Н10

Н3

Н13

Н4

17. Постройка мостов при работе с одного берега

Класс мостов

Успех роты дивизионного саперного батальона, пог.м в 10-час.день

При постройке

При сборке из готовых элементов

Вручную

со средствами механизации

вручную

со средствами механизации

Н1

20

40

60

120

Н2

15

30

45

90

Н3

10

20

30

60

Н4

5

10

15

30

Сборка моста из заранее заготовленных элементов показана с применением рамных опор. При свайных опорах успех работы понижается на 1/3. Механизация сборки моста в основном относится к подаче элементов и установке рамных опор или бойке свай.

Для мостов в 60—20 м успех работы снижается на 5% на каждые 10 м уменьшения длины моста.
Для мостов в 60—120.м успех работы повышается на 5% на каждые 10 м увеличения длины моста.
Для мостов длиной свыше 120 м успех работы принимать, как для мостов длиной 120 м.

Работа с двух берегов организуется при длине моста не менее 60 м. В этом случае назначается двойное количество сил и средств, а успех работы принимается в 1,8 раза выше, чем для работы с одного берега.

Потребность в материалах при постройке моста ориентировочно определяется по табл. 15.

 47 просмотра(-ов),  5 заход сегодня

Страницы ( 3 из 7 ): « Предыдущая12 3 45 ... 7Следующая »