Боевые действия Красной Армии в ВОВ.

Документы
Просмотров: 2844
Печать

3 мая 1941 г. источник "Орел", будучи на железнодорожной станции Перемышль (Германия), беседовал со стрелочником блокпоста Павликом. Последний \353\ рассказал, что он недавно был в г.Кракове, где видел большое количество зенитной артиллерии, расположенной вокруг города. Немцы издали приказ, по которому к 5 мая 1941 г. железнодорожные станции Перемышль, Журавица, Ярослав и другие должны закончить подготовку к противовоздушной обороне. В данный момент эта работа закончена. На станциях все здания и сигнализация затемнены.

В районе Перемышля за горой в лесу сосредоточено большое количество войск пехоты; в сторону Пшеворска ежедневно направляются воинские части пехоты, мотомехчасти, танковые части. Прибывают они из оккупированных территорий Норвегии, Дании и Голландии.

В беседе 9 мая 1941 г. Павлик источнику "Орлу" рассказал, что немцы усиленно готовятся к войне с Советским Союзом. К линии границы прибывают новые войсковые соединения. В село Черне прибыла авиачасть, в Перемышль и Ярослав прибыли танки. Начиная от г.Перемышля и до самого Кракова везде расположены воинские части, в большинстве моторизованные.

В г. Перемышль и Журавицу 7 мая 1941 г. прибыло 60 железнодорожников, которые имеют уже назначения на железнодорожные станции, находящиеся на территории СССР.

Источник "Моисеев", будучи на железнодорожной станции Перемышль (Германия), беседовал с кондуктором пассажирского поезда Вишневским, последний источнику рассказал, что в Перемышле сосредоточено до 10 000 немецких войск, но основные силы расположены в селах и городах между Краковом и Перемышлем.

Стрелочник железнодорожной станции Журавица Ковальский нашему источнику "Ковалевскому" сообщил:

"Немцы усиленно готовятся к войне с Советским Союзом, для чего подтягивают к линии границы большое количество воинских частей, вдоль всей границы строят укрепления и окопы, внутри обивают их досками".

На вопрос источника, много ли у немцев здесь войск, Ковальский ответил: "На границе мало, но в тылу много. На днях в г. Жешуве выгружено много танков, снарядов и авиабомб. Некоторые бомбы большого веса: на одной платформе помещалось только две бомбы".

На вопрос, где помещаются штабы, он ответил: "В Перемышле штаба нет, штаб расположен в г. Жешуве в здании бывшего суда. В Карпатских горах расположено несколько авиаангаров, там же имеются железнодорожные туннели, где немцы производят маскировочные разгрузки воинских частей с поездов".

Наш источник "Фак" 7 мая 1941 г. сопровождал поезд, идущий на станцию Перемышль (германский). Поезд в 6 часов утра, не доходя до станции, остановился у семафора. "Фак", находясь в хвостовом вагоне, заметил в 7 - 8 м полотна железной дороги две ямы. Видя, что поблизости никого нет, источник подошел к ним. Эти ямы вырыты глубиной и шириной по 1,5 м, длиной 2 м и расположены вдоль железной дороги на расстоянии 7 - 8 м друг от друга. Из каждой ямы к полотну железной дороги и под ним проделан четырехугольный подкоп размером 1 кв. М., стены подкопа выложены бетонными плитками. По-видимому, эти сооружения являются минными колодцами для взрыва железнодорожного полотна.

Источнику "Павловичу" от осмотрщика вагонов Зозули стало известно, что по границе реки Сан между селами немецкой территории Болестраще и Гурки немцы приготовили специальные переправочные мосты, замаскированные деревьями. \354\

17 мая 1941 г. работник железнодорожной станции Журавица Смольницкий сообщил нашему источнику "Факу", что в м. Руднев немцы сосредоточили авиацию. В г. Журавица прибыл специальный железнодорожный батальон. В депо станции Журавица стоят 7 паровозов широкой колеи, причем 3 из них находятся круглосуточно под парами. Эти паровозы приготовлены специально на случай военных действий с Советским Союзом.

Данные о прибытии железнодорожных воинских соединений, а также о паровозах широкой колеи перекрываются и другими источниками.

Источник "Ковалевский", будучи на железнодорожной станции Журавица, путем личного наблюдения установил, что вдоль линии границы по всей возвышенности роются окопы. За станцией Журавица... на расстоянии одного километра сооружаются бетонные укрепления.

В беседе с источником "Лугом" осмотрщик вагонов станции Журавица Зозуля рассказал следующее:

"Из разговоров немецких солдат и офицеров можно заключить, что немцы готовят наступление на Советский Союз. В данный момент они подготавливаются к прибытию в район Перемышля и Ярослава 20 дивизий всех родов войск - пехоты, танков, артиллерии и т.д. Имеются якобы планы перехода границы в местечке Ярослав. На транспорте в пограничных пунктах происходит полная замена местных железнодорожников прибывшими воинскими железнодорожными частями".

На железнодорожной станции Перемышль сосредоточено 150 пустых вагонов-цистерн. Кроме того, на станцию Журавица прибыло дополнительно около 350 порожних вагонов-цистерн, во время военных действий их должны отправить за нефтью и бензином в Дрогобыч.

Источник "Фак" сообщает, что в беседе с ним конторщик передачи Букса рассказал ему о проходивших 26 мая 1941 г. маневрах немецкой армии. Маневры эти носили оборонительный характер. В наступлении принимали участие две дивизии, другие воинские соединения вели оборону дотов и временных укреплений. Танковые и авиационные части в маневрах участия не принимали.

По окончании все части, принимавшие участие в маневрах, из района Перемышля были отведены. Отход войск проходил по шоссейной дороге.

Данные о проводимых маневрах перекрываются и другими источниками.

В беседе с источником "Лугом" осмотрщик вагонов Зозуля рассказал, что все украинцы, которые служат в немецкой армии, в обязательном порядке обучаются парашютному делу. Обучение проводится в местечках Жешув и Дембов, где расположены 23 аэродрома, на которых находится около 100 тяжелых самолетов. Учащихся обучают также сбрасывать на парашютах разного рода вооружение, вплоть до противотанковых пушек.

В местечко Санок прибыло воинское соединение - около 5 тыс.человек, состоящее исключительно из украинцев. За помещением вокзала станции Журавица роются окопы.

Источник "Владимиров" 4 июня 1941 г., следуя со станции Перемышль на станцию Журавица, наблюдал передвижение воинских частей из г. Журавица в г.Перемышль. Пехота двигалась тремя колоннами, всего человек 600. Все были вооружены автоматическими винтовками и ручными пулеметами. За пехотой двигались подводы и пулеметные тачанки, всего было около 30 подвод, за ними двигалось 300 велосипедистов, вооруженных ручными пулеметами.

В беседе с осмотрщиком вагонов станции Журавица Зозулей источник "Владимиров" выяснил, что в ночное время немцы строят укрепления и роют \355\ окопы. Ежедневно в г. Журавица прибывают воинские соединения, в большинстве пехота и артиллерия. В первых числах мая 1941 г. в Журавицу прибыло большое количество медицинского персонала Красного Креста.

На станцию Журавица привезли специальную машину, которая способна в течение часа перешивать 100 м пути широкой колеи на узкую.

В беседе 3 июня 1941 г. Зозуля источнику "Владимирову" сообщил следующее:

"На станции Журавица немцы приготовили три железных разбирающихся моста легкого типа для переправы через реку Сан. В ночь на 3 июня 1941 г. на станцию Журавица прибыло более 1000 немецких солдат. Между Перемышлем и Жешувом немцы сосредоточили большое количество воинских частей. Все это происходит потому, что, как объясняют немцы, Германское правительство предъявило Советскому Союзу требование о пропуске немецких войск через территорию СССР в Иран, но Советский Союз отказал. Тогда немцы предъявили ультиматум с угрозой: если войска не будут пропущены, то они пойдут силой".

Кроме того, Зозуля сообщил, что с 10 июня 1944 г. в Перемышле и Журавицах местные железнодорожники будут все уволены, транспорт переходит на полное обслуживание воинскими частями.

Начальник УНКГБ по Львовской области
майор государственной безопасности Ткаченко
Начальник РО УНКГБ по Львовской области
капитан государственной безопасности Коноваленко

ЦА ФСБ РФ. Коллекция документов. Помета: "Тов. Савченко. Срочно информировать т.Кобулова, И. Мешик. 18июня 1941 г.".

Контакты