Боевые действия Красной Армии в ВОВ.

Документы
Просмотров: 2897
Печать
Данными закордонной агентуры и показаниями нарушителей границы устанавливается, что концентрация частей германской армии на границе с Советским Союзом продолжается. Одновременно идет форсированное строительство оборонных сооружений, аэродромов, стратегических железнодорожных веток, шоссейных и грунтовых дорог.

Дислокация воинских частей германской армии

Город Сувалки.

В казармах бывшего 41-го пехотного полка польской армии (ул.Костюшки) и бывшей гимназии расквартирована пехота.

На этой же улице в казармах бывшего 2-го полка польских уланов и на ул. 3 Мая в казармах бывшего 3-го полка уланов - кавалерийские части.

В казармах на Филипповской ул. - артиллерийская часть, во дворе - 25 30 пушек.

В казармах на Августовской ул. расположен военный госпиталь, во дворе - значительное количество грузовых машин.

Город Рачки.

Около железнодорожной станции в 20 новых бараках - пехотные части. На западной окраине города - воинский обоз. Конский состав обоза содержится в конюшнях, принадлежащих жителям.

Деревня Турово - расквартирован один полк пехоты.

Местечко Хотылово - в лесу расположена танковая часть, имеющая в своем составе до 100 танков. Танки этой части зимой были выкрашены в белый цвет, теперь - в зеленый.

Город Янов-Подляски - расквартировано кавалерийское подразделение в 500 сабель.

Деревня Корощин - размещено кавалерийское подразделение в 200 сабель (по 3-4 человека в доме).

Район д.Збуйна (между г.Новогруд и г. Мышинец) - в сосновом лесу по обе стороны шоссейной дороги Новогруд - Мышинец во вновь отстроенных деревянных бараках дислоцируется подразделение пехоты - 350 человек. В этих же бараках содержится около 300 военнопленных французов.

Город Ортесбург (восточная часть) - в 600 м от железнодорожной станции в 8 трехэтажных кирпичных казармах, огороженных деревянным забором, \57\ расквартирован 116-й пехотный полк. Площадь, занимаемая этими казармами, равна 3 га.

Город Вишевсбург (Восточная Пруссия) - в восточной части города, в 300 м от железнодорожной станции, выстроены 3 двухэтажные казармы размером 35x20 м. Казармы обнесены деревянным забором и заняты пехотной частью, солдаты которой на погонах имеют трафарет № 201.

Местечко Янов Венгровского уезда - в помещичьем имении дислоцирована артиллерийская часть.

Деревня Каменна того же уезда - тяжелая артиллерия.

Деревня Медзна - подразделение пехоты.

Имение Старая Весь - расположен штаб неустановленной части.

Город Цеханов - на Праснышской ул. около 30 казарм. Казармы двухэтажные, красного цвета, размером 60x13 м. Во дворе стоят автомашины, в казармах расквартирована пехота.

Город Прасныш (восточная часть) - 20 двухэтажных казарм размером 35x15 м. В казармах расквартирована пехота. Недалеко от казарм строится аэродром.

Деревня Лысее (в 15 км от г. Мышинец) - расквартировано подразделение пехоты численностью до 700 человек. Жители этой деревни выселены.

С левой стороны шоссе Ломжа - Мышинец, в 500 м от д.Лыссе, в сосновом лесу построено 16 деревянных бараков размером 40x15 м. В бараках пехотные и артиллерийские подразделения общей численностью около 500 человек. В этом же районе - деревянный склад размером 140x60 м, в котором артиллерийские орудия и боеприпасы.

Деревня Лепники, что в 4 км от д.Лыссе, - подразделение пехоты до 700 человек.

Деревня Кузи, что в 29 км от г. Мышинец, - в здании школы подразделение пехоты до 400 человек. Здание школы двухэтажное, размером 60x20 м.

Местечко Мышенцы - в 6 новых деревянных бараках, размером 40x15 м каждый, расположена артиллерийская часть. В трехэтажном здании школы, имеющем размер 90x30 м, - штаб этой части.

В этом же местечке - кавалерийское подразделение в 400 сабель. В центре местечка из разрушенных домов построены конюшни.

Город Варшава.

На ул. 11 Листопада в 8 двухэтажных каменных казармах - 325-й пехотный полк. Казармы огорожены двухметровым железным забором и имеют размеры 160x10 м каждая.

На Ягеллонской ул. в 4-х одноэтажных казармах размещена летная часть, солдаты которой имеют трафарет № 128, казармы огорожены полутораметровым деревянным забором.

На Граховской ул., в 600 м от костела, в четырехэтажном здании бывшей школы - пехотное подразделение численностью до 200 человек.

На Ратушевой ул. на крыше почтамта установлены 3 зенитных орудия. Также 3 зенитных орудия установлены на крыше здания монетного двора, находящегося на Волынской ул. На крышах обойной фабрики (Волынская ул.) и Мокотовской тюрьмы (Раковецкая ул.) установлено по 2 орудия.

Передвижение частей

С 4 по 25 марта сего года на ст. Воломгин прибыло с Варшавского направления 62 воинских эшелона, из них: 18 - пехоты, 10 - кавалерии, 8 - артиллерии и 26 - с боеприпасами и продфуражом. Со станции прибывшие части проследовали в направлении Радзимин. \58\

13 марта 1941 г. в г. Мемель на 30 автомашинах с прицепами прибыла мотомехчасть, которая 18 марта была направлена в Прискуле.

19 марта 1941 г. в г. Мемель прибыла двумя эшелонами артиллерийская часть и 21 марта на 50 автомашинах - пехотная часть.

21 марта 1941 г. в Байорай прибыла рота пехоты.

С 28 февраля по 3 марта 1941 г. из Гумбинена в направлении на Штальлюпенен ежедневно проходило по 11-12 эшелонов (50 - 60 вагонов в каждом) с саперными и пехотными частями.

2 апреля 1941 г. отмечено прибытие частей в следующие пункты:

г. Сейны - 2 дивизиона полевой артиллерии;

г.Остроленка - пехотный полк, предположительно № 903, сменил ранее расквартированный в городе пехотный полк;

район урочища Подгурнэ - пехотный полк, значительная часть - новобранцы;

г. Соколов - пехотный полк и полк противотанковой артиллерии, последний предположительно № 67;

район Косув-Лядский - пехотный полк;

ст. Треблинка - пехотный полк;

г. Седлец - пехотный полк;

район д.Качково - около батальона пехоты;

м.Брок - пехотный полк, кавалерийский полк и артиллерийский полк, имеются танки;

район ст. Малкиня - Гурна - пехотный полк;

район Грабовжица - Стара - артиллерийский полк;

район полустанка Урли - кавалерийский полк, артиллерийский полк и саперная часть;

ст.Лохув (фольварк) - штаб пехотной дивизии;

д. Селеюв - до полка пехоты;

д. Вулька-Селейовска - до батальона пехоты;

поселок Ядуб - до двух пехотных полков;

полустанок Острувэк - до кавалерийского полка;

м.Комарово - артиллерийский полк и танковая часть;

ст. Ромбутов и предместье Варшавы - Права - артиллерийский полк.

По данным, требующим проверки, группировка германских войск против Белорусской республики по состоянию на 4 апреля 1941 г. ориентировочно состоит из 26-27 пехотных дивизий, 1 мотомехдивизии, 2 авиаполков, 1 кавдивизии и 3 бригад.

Строительство укреплений и оборонительных сооружений

В юго-западном направлении от г. Рачки над рекой Довстуи на протяжении 2 км проходит линия железобетонных подземных укреплений, которые в настоящее время якобы используются под склады боеприпасов и военного имущества.

На границе Восточной Пруссии с Сувалкским уездом в районе деревень Филиппово и Баколажево, построены цементные и железобетонные подземные укрепления.

От границы Восточной Пруссии до г. Рачки Сувапкского уезда, строятся заграждения из колючей проволоки и металлических шипов против кавалерии.

В районе г. Рачки строятся противотанковые заграждения в виде вкапываемых в землю остроконечных рельсов.

От д.Носажево в сторону г.Прасныша на протяжении 18 км вдоль шоссейной дороги Млава - Прасныш строится оборонительная линия шириной 10 \59\ 12 км. На территории этого строительства проведена узкоколейная железная дорога, используемая для подвозки строительных материалов. В этом же районе построено большое количество деревянных бараков, в которых в настоящее время находится свыше 5000 германских солдат. Большая часть этих солдат работает на данном строительстве. Вблизи бараков установлены дальнобойные орудия. Все жители деревень, расположенных в районе этого строительства, отселены.

В одном километре от д.Збуйна, в сосновом лесу, по обе стороны шоссейной дороги, идущей в сторону г. Мышинец, построено 45 -50 цементированных огневых точек длиной 15 - 16 м, шириной 10 м и глубиной 7 м. Каждая с боков и сверху имеет амбразуры и замаскирована дерном и специально посаженными деревьями.

От д.Збуйна до д.Цецоры параллельно германо-советской границе построена узкоколейная железная дорога. Такая же дорога строится от д. Гаврихи до д.Добрый Ляс.

Параллельно шоссейной дороге Люблин - Варшава, в полутора километрах от этой дороги, построено 9 подземных убежищ на расстоянии 8 - 9 км друг от друга. Вдоль этих убежищ - линия проволочного заграждения в несколько колов. Эти заграждения идут до м. Весела (в 20 км от Варшавы).

В местечках Тересполь, Корощине, Челеснице и Якове немцы спешным порядком строят шоссейные дороги. Эти работы производит 11-й саперный полк.

Между ст.Остроленка и ст. Малкиня военным ведомством недавно начата прокладка второй железнодорожной линии вблизи имеющейся. К работам привлечено местное население.

Линия укрепления на подступах к Варшаве проходит от р.Нарев до р. Висла через Струга, фольварк Зенка, ст. Милосна, к истоку р. Свидер. В районе линии укреплений в настоящее время продолжают строиться бетонные артиллерийские точки, пулеметные гнезда, противотанковые заграждения, завалы, подготавливаются для минирования поля.

В казармах крепости Модлин, что в 60 км северо-западнее Варшавы, в трехэтажных зданиях может разместиться дивизия военного времени.

Форты преимущественно современные, замаскированные от наблюдения с воздуха. Вооружение фортов состоит из тяжелых, легких, противотанковых и зенитных орудий и тяжелых пулеметов. В подвалах казарм и фортах находятся большие склады продовольствия и боеприпасов.

В районе крепости имеется аэродром площадью 1 кв.км, на аэродроме строятся подземные ангары и убежища.

Во время польско-германской войны были разрушены водокачка, водоем, форт № 16, большие склады боеприпасов в Помеховке, что в 8 км северовосточнее Модлина, и частично казармы крепости. Небольшие разрушения уже исправлены.

Против участка 17-го Краснознаменного погранотряда выявлено строительство огневых точек в следующих местах:

в 1,5 км северо-восточнее д.Ленги в районе шоссе;

в районе леса, что севернее фольварка Добринь;

в районе леса, что в 2 км южнее м. Сарнаки;

в районе д. Вулька - Добрыньска.

Немцами производится строительство железной дороги Межречье Морды. Строится также железнодорожная линия от д. Малашевич до д. Вулька - Добрыньска. \60\

В районе г.Ширвиндта (Восточная Пруссия) на расстоянии 150 м от государственной границы установлено проволочное заграждение в 4 кола высотой 1,4 м. В 300 м от границы на возвышенностях сооружены пулеметные огневые точки в 500 - 1000 м друг от друга.

В 4 - 5 км западнее г.Ширвиндта установлены противотанковые препятствия в виде металлических козел (рельсовые крестовины) высотой 1,2 м, которые удалены друг от друга на 0,5 м.

В 100 м впереди противотанковых препятствий идет линия проволочного заграждения в один кол высотой до 1 м.

Строительство аэродромов

На аэродроме в м. Малашевичи строятся три подземных ангара.

В м.Бабаце, что западнее г. Варшавы, построен аэродром.

Разрушенный во время польско-германской войны аэродром в г.Демблино в настоящее время восстановлен. На аэродроме имеются военные самолеты. Кроме того, в районе г.Демблина построено несколько посадочных площадок.

В 3 км от Варшавы, с левой стороны шоссейной дороги Варшава Модлин, строится аэродром размером 3 - 4 км.

На аэродроме уже построен один ангар, вмещающий 8-10 самолетов. Площадь строительства аэродрома огорожена колючей проволокой. Строительство ведется воинским подразделением.

ЦА ФСБ РФ. Коллекция документов. Машинопись, заверенная копия.

Контакты