Боевые действия Красной Армии в ВОВ.

Документы
Просмотров: 2149
Печать

Криппс явился весьма взволнованным. Он заявил, что, прежде чем передать от имени Британского правительства коммюнике, он хотел выразить сожаление не только по поводу того, что т.Молотов отказался принять его, но и по поводу той формы, в которой был сделан этот отказ. Он заявил, что на его просьбу 17 октября о приеме ему даже не ответили по телефону, что т.Молотов не может принять его. На мое замечание Криппсу, что это недоразумение, что, насколько мне известно, он просился на прием к т.Молотову или ко мне, и, так как т.Молотов был занят, я сразу же по поручению т.Молотова принял его. Криппс ответил, что хотя он вручит коммюнике мне, но Британскому правительству не все равно, сделать ли это сообщение мне или т.Молотову. В Англии зачастую т.Майский просит приема у Галифакса, а не у Батлера. Кроме того, ему известно, что некоторых послов т.Молотов принимает сразу, в то время как прошлую его встречу с т.Молотовым ему пришлось устраивать через Галифакса и т.Майского. Криппс придает этому политическое значение, так как некоторые члены дипкорпуса знают, что он просил т.Молотова принять его, и из факта отказа сделают соответствующие выводы. Я ответил, что Криппс не прав, когда он придает политическое начение этому недоразумению, что, зная распределение времени т.Молотова, я могу утверждать, что несостоявшуюся встречу Криппса с т.Молотовым на протяжении последних дней было бы неправильно объяснять каким-либо особым отношением к Криппсу или политическими мотивами. Криппс выразил надежду, что подобных недоразумений в будущем не повторится.

Далее Криппс вручил текст коммюнике на русском языке и попросил его рассматривать как неофициальный русский перевод с официального английского заявления. Криппс спросил, нет ли у меня каких-либо вопросов по врученной мне записке. Я ответил, что для постановки каких-либо вопросов необходимо внимательно изучить этот документ и что без этого условия я не считаю целесообразным ставить какие-либо вопросы. Затем Криппс сказал, что среди дипломатического корпуса распространены слухи, что по прибытии в СССР нового японского посла будет подписано соглашение между Советским Союзом и Японией, которое отразится на помощи СССР Китаю. Если \319\ эти слухи соответствуют действительности, то это означает крушение Китая, так как Китай прекратит свою борьбу против Японии, в результате чего Япония может освободить свои силы на востоке и мобилизовать 200 миллионов китайцев против Англии. Криппс спросил, соответствуют ли эти слухи действительности. Я ответил, что не всякому слуху можно верить.

Далее я заявил, что немедленно передам сделанное мне сообщение т.Молотову, и, перейдя к вопросу, поднятому Криппсом в прошлой беседе по поводу эстонских и латвийских пароходов, я сказал, что заявление Криппса от имени Британского правительства противоречит действиям Британского правительства, так как, по сообщению т.Майского, ряд пароходов уже реквизирован по приказу министерства судоходства. Криппс ответил, что никакого противоречия нет, что это только недоразумение. Криппс заявил, что это он в интересах СССР посоветовал Британскому правительству реквизировать прибалтийские пароходы, так как в таком случае, согласно английским законам, СССР может получить за эти пароходы возмещение. Криппс подтвердил, что в настоящее время его предложение от 17 октября остается в силе и что, если это предложение приемлемо для Советского правительства, необходимо создать комиссию и договориться о конкретной сумме в возмещение убытков. На это я заметил, что избранный Криппсом путь содействия СССР в вопросе о пароходах довольно оригинален, но что было бы проще пойти другим путем – вернуть принадлежащие СССР пароходы.

В конце беседы Криппс выразил надежду, что Советское правительство рассмотрит предложение Британского правительства и даст в скорейшем времени ответ.

Беседа продолжалась один час. При беседе присутствовал т.Новиков.

Врученный мне Криппсом русский перевод его заявления был мною немедленно передан тов.МолотовуВ.М.

А.Вышинский
АВП РФ. Ф.З. Оп.64. Д.391. Лл.85-87. Машинопись, заверенная копия. Указана рассылка: Сталину, Молотову, Ворошилову, Кагановичу, Микояну, Деканозову, Лозовскому. 2-й Западн, отдел, Полпредство в Великобритании, Генеральный секретариат.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В течение предыдущих нескольких недель война вступила в новую фазу. Широко оповещенное Германией наступление на Англию задержано, и хваленое заявление г-на Гитлера, что он прибудет в Лондон к середине сентября, сведено на нет действенным превосходством британских воздушных сил и британского флота.

Тем временем Англия расширяет быстрым темпом как свою оборонную, так и свою наступательную мощь, и у нее есть виды на оказание ей в скором будущем еще более активного содействия со стороны величайшей мировой промышленной державы.

Великобританское правительство питает еще большую уверенность, чем когда-либо, в своем конечном торжестве, но оно вполне сознает, во что это обойдется.

Вследствие неудачи непосредственного германского нападения на Англию возникла необходимость для "оси" в пересмотре ее планов, а потому можно \320\ почти безошибочно предположить, что в скором будущем последуют свежие попытки держав "оси" к расширению арены боевых действий. Они уже сделали попытку вовлечь Японию с тем, чтобы оказать давление на две великие нейтральные страны, которые еще не участвуют в войне.

Нельзя сомневаться, что судьба тех стран, которым поныне удавалось остаться в состоянии нейтралитета, в значительной степени связана с удачей или крушением британской обороны, хотя возможно, что при существующей обстановке для некоторых из них было бы затруднительно или опасно заявить об этом открыто.

При этих обстоятельствах Великобританское правительство подвергло самому внимательному пересмотру вопрос об его иностранной политике, в особенности, что касается Ближнего Востока. Ему показалось, что в настоящее время явилось необходимым для него попытаться определить более полно свое отношение к важнейшим нейтральным державам и стремиться получить от этих держав более точные определения их отношения к Великобритании.

Отношение таковых держав, из коих СССР является наиболее важным в сфере Европы и Азии, теперь представляет жизненное значение не только для этих самых держав, но и для Англии и других, меньших, держав, не вовлеченных еще в войну.

Великобританское правительство считает, что для таких держав вопрбс об обеспечении их положения по окончании войны на случай, что им удастся сохранить свой нейтралитет до конца, должен представить сугубый интерес.

Характер этого нейтралитета является жизненно важным для Великобританского правительства, ибо, в то время как враждебный нейтралитет способен продлить затруднения и опасности войны и быть, таким образом, почти равнозначащим самой враждебности, благожелательный нейтралитет может быть почти столь же ценным, как вооруженная помощь в сокращении периода войны и приближении той благоразумной атмосферы, в которой, как мы надеемся, может быть выработан новый и более здоровый международный порядок усилиями держав-поработительниц и их партнеров.

Нельзя считать неестественным, что Великобританское правительство, будучи твердо уверенным в своей победе, желает выяснить степень благожелательности или враждебности, с которой обращаются с ним великие нейтральные державы, с тем чтобы оно могло выказать свою признательность по окончании войны тем, которые содействовали его делу тем или иным путем, и просить участвовать активно в задаче восстановления порядка, которая тогда будет стоять на очереди.

Великобританское правительство считает, что едва ли является необходимым привлечь внимание Советского правительства к целой серии событий последнего времени, которые указывают с предельной ясностью, каковым будет положение СССР, если бы Германия и ее союзники одержали верх, и к тому факту, что ни Германия, ни ее сообщники не выказывают ни малейшего намерения совещаться с СССР по поводу воссоздания гюрядка в Европе и в Азии в случае их успеха. Такое отношение ясно видно из последних событий в Румынии и Болгарии, в Финляндии, в находящейся под германской оккупацией части Польши, где интенсивное украинское националистское движение поддерживается теперь всевозможными мерами, и на Дальнем Востоке, не упоминая об откровенных высказываниях влиятельных германцев обо всем, о чем Советское правительство получает, несомненно, столько же достоверных донесений, как и Великобританское правительство. \321\

Имея теперь желание изъяснить свое отношение в будущем к СССР как великой нейтральной державе, Великобританское правительство хотело бы выдвинуть Советскому правительству некоторые соображения в надежде, что они послужат тому, чтобы внести ясность в отношения между двумя странами и сдвинуть их ближе друг к другу, что, по убеждению Великобританского правительства, должно в конечном счете повести ко взаимной выгоде.

Великобританское правительство вполне сознает, что теперь не время просить СССР увеличить имеющиеся для него опасности тем, что будет объявлено открыто о повороте в политике, и у Великобританского правительства отнюдь нет таких намерений. Оно считает, что более ясное понимание отношения каждой из стран к другой не только для настоящего времени, но и для будущего, будь таковое установлено, должно остаться пока конфиденциальным и неразглашенным. Оно желает сделать полное и откровенное предложение сотрудничания в будущем в течение созидательного периода, который должен последовать за войной, каковое предложение должно неизбежно повлечь за собой внесение со стороны СССР некоторой доли в смысле оказания помощи интересам Англии и ее друзей во время теперешнего чрезвычайно трудного периода. Когда теперешние трудности будут превзойдены, это содействие, конечно, будет иметь значительно меньшую ценность.

Едва ли приходится подчеркивать, что эти обязательства, которые Великобританское правительство решило выдвинуть для обсуждения Советским правительством, имеют, что касается Великобританского правительства, столь далеко идущий характер, что оно могло бы принять их на себя лишь в том случае, если бы Советское правительство было готово вступить в соглашение вроде предложенного. Помимо того, если бы теперь не состоялось такое соглашение, то не придется ожидать от Великобританского правительства осуществления этих обязательств в случае одержания победы.

Великобританское правительство предлагает, чтобы документ, составленный в следующих общих чертах, определяющий отношение, которое будет принято каждой из стран по отношению к другой, был подписан от имени каждой стороны облеченными надлежащими полномочиями лицами и чтобы тем временем, впредь до конечного подписания, каждая страна относилась бы к другой в полном соответствии с духом соглашения, изложенного в документе.

Как существование, так и содержание соглашения будут храниться сугубо секретно и конфиденциально обеими сторонами вплоть до того времени, когда Советское правительство даст согласие на его опубликование; после чего оно может быть обнародовано одновременно в обеих странах.

I. Советское правительство обязуется:

а) относиться к Великобританскому правительству с проявлением в полной мере такого же благожелательного нейтралитета, какой в настоящее время соблюдается по отношению к Турции;

б) поддерживать по отношению к Турции и Ирану благожелательный нейтралитет, в особенности на тот случай, если одна из этих стран или обе они окажутся вовлеченными в войну с одной или обеими из держав "оси", и оказать им в их обороне содействие такими мерами, в пределах технического нейтралитета, какие Советское правительство проводило поныне относительно Китая;

в) продолжать в несокращенных размерах оказанную уже Китайскому \322\ правительству помощь и поддержку означенного правительства против японской агрессии, а также воздержаться от вступления в какое-либо соглашение с Японией, которое лишило бы его возможности продолжать оказание такого содействия Китаю или которое поощрило бы Японию приступить к агрессивным действиям по отношению к каким-либо британским владениям;

г) на тот случай, что торговое или товарообменное соглашение, предусмотренное статьей II (г), не вызовет опасной реакции со стороны держав "оси" или Японии, заключить с Великобританским правительством, как только вслед за тем станет практически возможным, пакт о ненападении, подобный действующему ныне между Германией и СССР.

II. Великобританское правительство со своей стороны взаимно обязуется:

а) на случай победного заключения войны консультировать в полной мере с Советским правительством наравне с другими державами, оказавшими Великобритании содействие или прямой военной помощью, или соблюдением благожелательного нейтралитета по отношению к послевоенному устройству в Европе и Азии.

Такое обязательство не могло бы, конечно, наложить на Великобританское правительство заранее долг выразить свое согласие с какими-либо частными взглядами Советского правительства, равно как подобное обязательство, данное другой какой-либо державе, не могло бы принудить Великобританское правительство согласиться со взглядами этой другой державы. Это обязательство, однако, служит ручательством, что взгляды Советского правительства будут приняты полностью в соображение на базе дружеского совещания с другими заинтересованными державами;

б) по окончании войны не организовывать или не вступать в какой-либо союз, направленный против Советского Союза, поскольку Советское правительство со своей стороны готово воздержаться от какого-либо враждебного действия, направленного против Великобританского правительства, будь это непосредственно или косвенно, посредством внутренней пропаганды;

в) признать впредь до того, как состоится консультация, предусмотренная выше, по статье II (a), de facto власть Советского Союза в Эстонии, Латвии, Литве, Бессарабии, Северной Буковине и тех частях бывшего Польского государства, которые теперь находятся под Советским главенством;

г) поставлять Советскому правительству, на основании общего торгового или товарообменного договора, поскольку сделают это возможным собственные потребности Великобританского правительства или предшествующие обязательства по отношению к третьим странам, имеющиеся налицо товары или оказать содействие в лице экспертов в зависимости от того, потребуется ли то или другое Советскому правительству в целях защиты СССР на случай будущего нападения со стороны его соседей;

д) гарантировать, что не будет произведена атака на территорию Советского Союза со стороны Турции или Ирана этими странами или их существующими или будущими союзниками.

АВП РФ. Ф.06. Оп.2. П. 10. Д.99. Лл. 1-17. \323\

Контакты