Боевые действия Красной Армии в ВОВ.

Документы
Просмотров: 3033
Печать

№246

ПРИКАЗ О НЕДОСТАТКАХ В РАБОТЕ САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ И О МЕРАХ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ

№ 0701 10 сентября 1942 г.

Проведенной в июле — августе т. г. проверкой работы санитарной службы Волховского, Брянского, Северо-Кавказского, Воронежского, Западного и Калининского фронтов выявлены серьезные недостатки:

Многие руководящие санитарные начальники подходят к медико-санитарному обеспечению боевых действий войск неумело и несерьезно, не знают оперативной обстановки и не отрабатывают тщательно лечебно-эвакуационные планы. Свои медицинские учреждения медико-санитарные батальоны и госпитали часто расставляют неправильно, без учета обстановки. Порядок эвакуации раненых по назначению тщательно не продумывают. Раненые нередко проходят лишние этапы эвакуации, а поэтому не получают своевременно нужной хирургической помощи. Например: при наступлении частей 20-й армии Западного фронта часть госпиталей и медико-санитарных батальонов (полевые подвижные госпитали №№ 113, 2321, медико-санитарный батальон № 251, эвакоприемник № 110) по два и по три раза свертывались и развертывались, меняя свою дислокацию, и фактически не работали. Полевой подвижный госпиталь № 670 совершенно не использовался и раненых не принимал. В это же время другие госпитали имели загрузку раненых в 2—3— 5 раз больше их штатной емкости и в течение 4—6 суток были вынуждены держать большое количество раненых без хирургической обработки.

Вынос раненых с поля боя в отдельных случаях организовывается плохо, раненые остаются на поле боя по 6 и более часов. Например, на Воронежском фронте в 303 сд 20 раненых в течение полутора суток не были вынесены с поля боя.

Сортировка раненых на отдельных эвакуационных направлениях и этапах была поставлена плохо. Легко раненые направлялись в тыл, не задерживаясь в армейских госпиталях для легко раненых. И наоборот, раненые, нуждающиеся в длительных сроках лечения, перевозятся с одного этапа на другой вместо эвакуации сразу в тыл по назначению. Имеются случаи эвакуации нетранспортабельных раненых с тяжелыми ранениями в грудную клетку, в череп, живот. В результате эти раненые умирают в пути и в лечебные учреждения привозятся трупы. Например: на Северо-Западном фронте за июнь месяц было доставлено в полевой подвижный госпиталь № 700 пять трупов, в

* Слова “по докладу командующего авиаармией” дописаны И. Сталиным синим карандашом.

301

полевой подвижный госпиталь № 159 за апрель и за май было доставлено восемь трупов.

Перевозка раненых санитарными летучками не везде поставлена хорошо. Многие летучки не укомплектованы необходимым медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом. Обслуживающий персонал выделяется недостаточно проверенный и подготовленный. Движение летучек происходит медленно, наблюдаются случаи больших простоев. Прибывшие летучки сразу не разгружаются, а стоят с ранеными по нескольку часов в ожидании разгрузки.

Эвакоприемники и сортировочные госпитали перегружаются ранеными из-за отсутствия санитарного транспорта, недостатка обменного и оборотного фонда обмундирования и из-за плохой сортировки на предыдущих этапах. В результате раненые лежат на полу по нескольку часов, ожидая санитарной и хирургической обработки. Например, эвакоприемники и сортировочные госпитали Западного фронта в г. Москве 25 августа были настолько переполнены, что большое количество раненых, в том числе и тяжелых, лежало на полу и ожидало санитарной и хирургической обработки более суток.

Ряд госпиталей для легко раненых не выполняет своего назначения. Госпиталь для легко раненых № 2667 Брянского фронта превращен в полусанаторное учреждение, а в госпитале для легко раненых Волховского и Западного фронтов (№№ 2358, 1403, 2889) медицинское дело и боевая подготовка находились в загоне. В некоторых госпиталях нет должного воинского порядка и дисциплины.

В ряде лечебных учреждений плохо организовано питание, несмотря на наличие полного ассортимента продуктов. Так, например, в медико-санитарном батальоне № 54 (Волховский фронт) качество пищи низкое, в полевом подвижном госпитале № 467 (Западный фронт) питание однообразное, раздача пищи часто запаздывает.

Такое положение объясняется нерадивостью интендантских работников, не проявляющих должной инициативы и безучастно относящихся к нуждам раненых.

В отдельных учреждениях вскрыт ряд случаев бюрократического, бездушного отношения к раненым:

а) в эвакоприемнике № 124 (Западный фронт) не был принят и возвращен обратно доставленный из медико-санитарного батальона № 14 раненый Ткаченко только потому, что у него на карточке передового района не было печати;

б) в эвакоприемнике № 71 (Воронежский фронт) 24.7.42 года не был принят раненый Демиденко, эвакуированный из полевого подвижного госпиталя № 4316;

в) в полевом подвижном госпитале № 4315, эвакоприемнике № 171, медико-санитарном батальоне 303 сд (Воронежский фронт) раненые длительно ожидают медицинской помощи под открытым небом. Лица, виновные в таком отношении к раненым, не наказываются.

В некоторых проверенных армиях отмечаются случаи неправильного использования квалифицированных кадров, например:

а) военврач 2 ранга Захаров квалифицированный хирург, кандидат медицинских наук, работает начальником эвакуационного госпиталя № 1369 (Северо-Западный фронт);

б) военврач 2 ранга Корженков квалифицированный хирург, работал начальником банно-прачечного отделения санитарного отдела армии (Волховский фронт).

Для ликвидации недостатков приказываю:

1. Военным советам фронтов и армий, командирам и комиссарам войсковых частей и соединений больше уделять внимания руководству медико-санитарным обеспечением войск, систематически и своевременно ориентировать санитарных начальников в изменениях боевой обстановки. За оставление раненых без своевременной квалифицированной медицинской помощи строго взыскивать с виновных командиров и комиссаров частей и соединений и начальников санитарных служб всех степеней.

302

2. Начальникам тыла фронтов и армий систематически обеспечивать в материальном отношении пути эвакуации и развертывание госпиталей в новых пунктах дислокации согласно лечебно-эвакуационному плану, планировать и строго осуществлять использование для целей эвакуации обратного порожняка подвоза, создавать на грунтовых участках в необходимых случаях питательно-обогревательные пункты, обеспечивать выделение транспорта для перевозки вещей легко раненых, следующих организованно в госпитали пешком.

3. Начальнику Управления военных сообщений для бесперебойного обеспечения эвакуации раненых из армейского и фронтового тыла производить подачу и продвижение порожняка, оборудованного под санитарные летучки, на одинаковых основаниях с оперативными перевозками.

4. Начальнику Главного управления автотранспортной и дорожной службы Красной Армии систематически контролировать выполнение приказа НКО № 0198* об использовании обратного автомобильного порожняка для вывоза раненых и докладывать мне один раз в месяц сведения по армиям.

5. Начальникам санитарной службы фронтов и армий:

а) дислоцировать медико-санитарные батальоны и специализированные лечебно-эвакуационные учреждения в исходном положении, а затем в процессе развития наступательных операций так, чтобы они обеспечивали проведение эвакуации по назначению и могли своевременно и полностью принимать раненых и оказывать им квалифицированную медицинскую помощь;

б) широко осуществлять маневр армейскими и фронтовыми средствами для обеспечения основных эвакуационных направлений, в предвидении наступательной операции выдвигать вперед полевые подвижные госпитали и эвакогоспитали с тем, чтобы иметь не менее 8—10 тысяч госпитальных мест на армию, выполняющую ударную задачу;

в) требовать от всех звеньев санитарной службы поддерживать постоянную связь с впереди и позади лежащими этапами эвакуации и систематически взаимно информировать об обстановке и выявленных ошибках в работе;

г) поднять на должную высоту во всех звеньях санитарной службы качество медицинской сортировки, хирургической помощи и ухода за ранеными и больными, обратив особое внимание на организацию эвакуации по назначению, на улучшение работы эвакоприемников, сортировочных госпиталей и санитарных летучек;

д) при загрузке санитарных летучек обязательно проверять обеспечение их положенным имуществом, медицинскими кадрами, продовольствием и принимать меры к немедленному их дообеспечению;

е) установить постоянную связь с органами В ОС О и с их помощью обеспечить постоянное наблюдение за плановой подачей санитарных летучек в пункты погрузки и продвижением их по установленным маршрутам;

ж) проверить правильность расстановки врачей-специалистов (хирургов, нейрохирургов, челюстно-лицевых хирургов, токсикологов, патанатомов и др.) с целью наиболее рационального их использования, не допуская назначения квалифицированных хирургов на административные должности.

6. Обращаю внимание начальника санитарного управления Западного фронта бригврача тов. Гурвич и начальника санитарного отдела 30-й армии военврача 1 ранга тов. Иванова на допущенные ими ошибки в планировании медицинского обеспечения боевых действий войск.

7. Начальнику Главного военно-санитарного управления Красной Армии организовать к 15 октября 1942 года проверку выполнения настоящего приказа и о результатах донести мне 25 октября 1942 года.

Заместитель Народного комиссара обороны СССР генерал-лейтенант интендантской службы ХРУЛЕВ ф. 4, оп. 11, д. 72, л. 300—306. Подлинник.

* Имеется в виду приказ НКО № 0198 от 19 марта 1942 г. об использовании обратного порожняка транспорта подвоза для санитарной эвакуации.

Контакты