Боевые действия Красной Армии в ВОВ.

ТТД
Просмотров: 9310
Печать

Характеристики

Год выпуска1936 год
Всего произведено6884
Масса7270 кг
Расчет? человек
Стрелковые характеристики
Калибр152,4 мм
Начальная скорость снаряда655 м/с
Дальность стрельбы17230 м
Скорострельность3-4 выстр./мин.

Описание

В 1934 году на вооружении Красной Армии состояла 152-мм гаубица, у которой было ряд недостатков:

  • Подрессорен был только лафет, а передок нет, поэтому скорость транспортировки была ограничена 18-20 км/час.
  • Подрессоривание выключалось специальным механизмом, а не автоматически, на что уходило 2-3 минуты.
  • Верхний станок представлял собой слишком сложную отливку. И самым серьезным недостатком было совмещение подъемного и уравновешивающего механизма в одной системе.
  • Наконец, система 1934 г. хоть и именовалась гаубицей, но угол возвышения у нее (+45) для гаубиц 30-х голов был слишком мал.

В 1935-1936 годах группа конструкторов завода № 172 (Пермский завод) вела работы по капитальной модернизации 152-мм гаубицы обр. 1934 г. В частности, угол возвышения у нее был увеличен до +62. По непонятным причинам Артиллерийское управление приказало прекратить проект.

Две другие группы конструкторов завода № 172 спроектировали два варианта новой артсистемы, которую назвали «гаубицей-пушкой», то есть универсальную артсистему, у которой было больше гаубичных свойств и меньше пушечных. Первый вариант гаубицы-пушки получил индекс МЛ-15, а второй МЛ-20 (МЛ индекс завода, от названия Мотовилиха — деревня вблизи Перми, где расположен завод). Ствол и затвор у МЛ-15 и МЛ-20 идентичны системе обр. 1934 г. Люлька и противооткатные устройства в МЛ-15 и МЛ-20 в основном взяты без изменений от обр. 1934 г. за исключением того, что цапфенная обойма МЛ-20 состояла из двух половинок, а у МЛ-15 представляла собой одно целое.

Верхние станки у МЛ-20 литые, как и у обр. 1934 г. Верхний станок МЛ-15 клепаный, совершенно другой конструкции. Подъемный механизм у МЛ-15 и МЛ-20 секторный. У МЛ-15 имелось два сектора, а у МЛ-20 один. Уравновешивающий механизм у МЛ-15 и МЛ-20 одинаков. Нижний стол, боевая ось и подрессоривание у МЛ-20 целиком взяты у обр. 1934 г., а у МЛ-15 все новое. Выключение подрессоривания у МЛ-20 осталось ручным, а у МЛ-15 производилось автоматически при раздвигании станин. Колеса МЛ-20 взяты от обр. 1934 г., а у МЛ-15 колеса дисковые с грузолентой. МЛ-20 имела станины от обр. 1934 г., а у МЛ-15 они были новой конструкции.

Первый образец МЛ-15 был изготовлен заводом № 172 в начале 1936 года и после заводских испытаний 29 апреля был отправлен в НИАП. К июню 1936 года полигонные испытания были закончены. Комиссия признала их неудовлетворительными. После этого Артиллерийское Управление заказало заводу № 172 две МЛ-15 с изменениями по результатам испытаний. В частности, боевая ось была сдвинута вперед на 180 мм, что уменьшало давление на хобот. Изменен подъемный механизм вместо двух секторов введен один, затем вместо одной скорости наведения стало две.

Обе системы были закончены в конце 1936 года и прошли заводские испытания. С 10 февраля по 20 марта 1937 года в НИАП были проведены полигонные испытания модернизированной системы МЛ-15. Было сделано 113 выстрелов и проведено транспортирование системы со скоростью 30-45 км/час. Замечаний к системе не было. Однако испытания внезапно прервали согласно приказу начальника Научно-Исследовательского Отдела Артиллерийского Управления Железнякова.

В июне-июле 1937 года вновь проводились стрельбы из МЛ-15, были подобраны заряды к ней и т. п. Однако на вооружение все равно была принята МЛ-20. В целом МЛ-15 явно была лучше МЛ-20. Почему тогда не приняли МЛ-15? Да, просто потому, что МЛ-15 была совершенно новой конструкции, и чтобы начать её производить нужно перестроить производственную базу. А, так как МЛ-20 и так была лучшей артсистемой в мире, то они решили увеличивать их количество.

152-мм гаубица-пушка МЛ-20 проектировалась параллельно с МЛ-15 в конструкторском бюро завода № 172 под руководством Ф. Ф. Петрова. Интересно, что работы над МЛ-20 были начаты заводом в инициативном порядке, а МЛ-15 разрабатывалась по заказу Главного Артиллерийского Управления.

К заводским испытаниям первого образца МЛ-20 приступили 6 ноября 1936 года. Всего на заводских испытаниях был сделан 21 выстрел.

25 декабря 1936 года первый образец МЛ-20 поступил в НИАП для проведения полигонных испытаний. В ходе полигонных испытаний было сделано 479 выстрелов и 1510 км обкатки. В отчете комиссии по испытаниям МЛ-20 от 31 января 1937 года было предложено заменить спицевые колеса на дисковые, упрочить рессоры, щит сделать по типу МЛ-15 и др.

После проведения войсковых испытаний система МЛ-20 22 сентября 1937 года была принята на вооружение под названием «152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.» Время перехода из походного положения в боевое осуществлялось за 8-10 минут.

Всего за десять лет было изготовлено 6884 гаубицы-пушки МЛ-20.

Контакты